Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 03:54, шпаргалка
1. Место педагогики в системе гуманитарных наук.
3 2. Междисциплинарный контекст образования. Контекст понятия "образование".
3. Моделирование в науке, моделирование в педагогике.
4. Обоснование категориально-понятийного аппарата. Общее понятие о категории.
8 5. Взаимосвязь и взаимодействие категорий философии, педагогики.
6. проблема согласования и выбора психолого-педагогических теорий, концепций, идей.
12 7. Основные способы организации научного знания. Научная теория как форма представления научного знания.
Развитие
идеиимеет два «вектора» —
как развитие идеи внутри
В составе теории идея выступает как исходная мысль, центральное положение, объединяющее входящие в теорию понятия и суждения в целостную систему.
Критерии предъявляемы е к теории, концепции и идеям:
К. Поппер теория (концепция, идея) должны удовлетворять след. треб-м: 1)непротиворечивости (т.е. не нарушать соответствующий закон формальной логики) и опровержимости; 2) опытно-экспериментальной проверяемости.
7. Основные способы
орг-и научного знания. Научная теория
как форма представления научного знания.
Способом научного познания изучаемой действительности, является исследовательский метод, кот. позволяет решить задачи, проверить гипотезу, воплотить замысел и достичь цели поисковой деят-ти.
При характеристике исслед-х методов их можно условно подразделять на методы теоретического и методы эмпирического исследования. При этом некоторые общие методы научного познания используются как на эмпирическом, так и на теор-м уровне исследования (абстрагирование, интерпретация, анализ и синтез, моделирование, индукция и дедукция и др.).
Теорет.методы позволяют обнаруживать в объектах и научных фактах скрытые закономерности, общее и необх-е, существенное и несущественное, т.е. понять взаимовлияние факторов, определяющих динамику общего развития. Из методов теорет. иссл-я чаще всего используются метод исторических аналогий, моделирование, экстраполяция, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция, сравнение, обобщение, систематизация и интерпретация педагогических фактов. Содержание некоторых из этих методов рассмотрим более подробно.
Метод теоретического анализа (его надо раскрыть) (от греч. аnalysis – разложение, расчленение) и синтеза (от греч. synthesis – cоединение, сочетание, составление), позволяющий рассматривать объекты, явления и процессы действительности в их самых сложных сочетаниях, выделять наиболее существенные признаки и свойства, связи и отношения, устанавливать закономерности их развития. Теоретический анализ предполагает раскрытие внутр. структуры исследуемого (изучаемого), глубокий анализ фактов, источников происхождения, механизмов развития и функционирования. Следует отличать анализ как метод научного иссл-я от анализа как функции практич. деятельности педагога или психолога. Например, общий анализ урока дает информацию о характере учебного процесса, но не приводит к получению принципиально нового научного знания. Чтобы анализ как метод был целенаправленным, необходимо определить признаки, на основании кот. вычленяется та или иная часть исследуемого объекта, а выделение таких признаков зависит уже от исследовательских задач. После выполнения аналитической работы возникает необх-сть синтеза, интеграции рез-в анализа в общей системе. На основе синтеза изучаемый объект воссоздается как система связей, как структурированная модель. Результатом анализа и синтеза является синтетическое представление объекта (явления, процесса, предмета) исследования.
Метод абстрагирования (от лат. аbstractio – отвлечение), позволяющий выделить предмет изучения в «чистом» виде, суметь отмежеваться от всех побочных явлений, абстрагироваться от всех многочисленных связей и отношений, кот. мешают увидеть наиболее существенные связи и характеристики, интересующие исследователя. Результатом применения метода абстрагирования является абстракция (абстрактный объект). Абстракция – это способ мысленного (теоретического) отражения объектной реальности.
Метод моделирования, «1) метод исследования объектов на их моделях – аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности; 2) построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений… и конструируемых объектов» [2; с.146]. «Моделирование – это теоретический метод исследования процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных… моделей.
Методы индукции и дедукции. Индукция (от лат. inductio – наведение) - это метод движения мысли от менее общего знания к более общему. Термин дедукция (от лат. deductio – выведение) обозначает процесс логического вывода, т.е. перехода от некоторых общих данных (предложений-посылок) к их следствиям (заключениям), перехода от общего к частному. Дедукция – такой метод исследования, который позволяет частные положения в процессе конкретизации выводить из общих закономерностей, подводить их под определенное понятие.
Интерпретация (от лат. interpretatio – посредничество; истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо) – это исследовательский метод, в основе которого лежит процедура разъяснения смысла изучаемого процесса, раскрытия сущности исследуемого объекта, объяснения экспериментальных данных, получаемых в ходе исследования (новых, нетривиальных), на основе принятой в исследовании концепции.
Рассмотрим эмпирические методы. в качестве эмпирических данных об изучаемом объекте выступают такие свойства, связи и отношения вещей и явлений, которые обнаруживаются в ходе практической деятельности, наблюдений, бесед, экспериментов. Эмпирические методы исследования направлены на диагностику состояния изучаемого объекта, к которым относятся: изучение литературы, архивного материала и различных документов, изучение результатов исследовательской деятельности, наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, эксперимент, создание диагностических ситуаций и др. Рассмотрим некоторые из них, а именно те, которые чаще других используются в психолого-педагогических исследованиях.
Изучение литературы и других источников.
Научное наблюдение. Оно представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся главным образом на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. В отличие от простого созерцания научное наблюдение предполагает замысел, цель и средства, с помощью которых исследователь переходит от предмета (наблюдаемого объекта или явления) к его продукту (отчёту о результатах наблюдения).
Виды наблюдений: невключенное и включенное; непрерывное и дискретное; широкое (сплошное) и узкоспециальное (выборочное)
Опытно-экспеременальная д-ть (раскрыть).
Опытная работа предполагает эксперимент, т.е. поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта.
спец. организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его пед. эфф.ти. Пед. эксперимент – исслед-я деят-ть с целью изучения причинно-следственных связей в пед. явл-х
Выделяют 4 этапа эксперимента:
- теоретический - постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;
- методический - разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки получ-х результатов;
- собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);
- аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.
По условиям орг-и различают эксп-т естеств-й (в усл. обычного ОП) и лабор-й (создание искус-х усл. для проверки, например, того или иного метода обучения). Он может быть длительным или кратковременным. По конечным целям эксп-т делится на констатирующий, -и преобразующий (развивающий).
Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию. Например, теория относительности, квантовая теория, теория государства и права и т.д.
Основные черты научной теории:
1. Научная теория - это знание об определенном предмете или строго определенной, органически связанной группе явлений. Объединение знания в теорию определяется ее предметом.
2. Теорию в
качестве важнейшего ее
3. Теория должна
обладать прогностической
4. В развитой
теории все ее главные
5. Наконец, все входящие в содержание теории положения должны быть обоснованы.
Что же
касается структуры научной
8. Основы педагогических
Педагогическая парадигма (греч. Paradeigma – пример,образец) - совокупность научно-теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим обществом на определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем.
Они являются культурным достоянием общества, отражают уровень его культуры в целом.
Основные образовательные парадигмы
Знаниевая и культурологическая.
Технократическая и гуманистическая.
Социетарная и человекоориентированная
Педоцентристская и детоцентристская.
В ряд элементов, определяющих парадигму образования, входят:
Знаниевая и культурологическая парадигмы
В европейской культуре знаниевая парадигма имеет самую длительную историю.
Культурологическая
парадигма в большей степени
ориентирует образовательный
По мере развития общества и культуры расширяются возможности овладения человеком ценностями; основами физической, эстетической, языковой, экологической, компьютерной и др. видами культуры.
Сущность технократической парадигмы образования заключается в организации обучения и воспитания на основе репродуктивной деятельности обучающихся, направленной на эффективное достижение ими четко фиксируемых эталонов усвоения знаний и опыта.
Информация о работе Шпаргалка по «Современные проблемы науки и образования»