Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 03:54, шпаргалка
1. Место педагогики в системе гуманитарных наук.
3 2. Междисциплинарный контекст образования. Контекст понятия "образование".
3. Моделирование в науке, моделирование в педагогике.
4. Обоснование категориально-понятийного аппарата. Общее понятие о категории.
8 5. Взаимосвязь и взаимодействие категорий философии, педагогики.
6. проблема согласования и выбора психолого-педагогических теорий, концепций, идей.
12 7. Основные способы организации научного знания. Научная теория как форма представления научного знания.
При этом процесс обучения строится как технологический процесс с четко определенными учебными целями и ожидаемыми результатами.
Сущность технократической
парадигмы обучения и воспитания
также проявляется в
Альтернативной технократической парадигме в образовании, превращающему человека в объект манипуляций, стала гуманистическая парадигма.
Для нее
человек является высшей
Гуманистическая парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека, все во имя человека».
Педоцентристская парадигма понимается как альтернатива детоцентрической.
Педоцентристская
парадигма рассматривает
В рамках данной парадигмы методика, новаторство, творчество педагога являются определяющими при анализе процесса обучения и воспитания.
При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно.
Детоцентристская парадигма ориентируется в первую очередь на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.
В основе социетарной
парадигмы лежит принцип
Именно государство определяет характер и цели обучения и воспитания, а управление системой образования носит сугубо государственный характер.
В рамках человекоориентированной (антропологической – антропология – наука о происхождении и развитии человека) парадигмы человек является непреходящей ценностью.
Поэтому в процессе воспитания и обучения, учитываются, прежде всего, интересы и индивидуальные особенности как ребенка и его родителей, так и педагога.
Образовательные парадигмы
Компоненты парадигм |
Индустриальное общество |
Постиндустриальное общество |
Ценности |
образование для общественного производства; |
образование для самореализации человека в жизни, для личной карьеры; образование в интересах общества; образование для производства |
Мотивы |
учение обучающихся как обязанность; деятельность педагога как исполнение профессионального долга |
заинтересованность обучающихся в учении, удовольствие от достижения результатов заинтересованность педагога в развитии обучающихся, удовольствие от общение с ними |
Нормы |
- ответственность за учение обучающихся несет педагог; - авторитет педагога держится за счет соблюдения дистанции, требуя от обучающихся дисциплины и усердия |
- обучающиеся
принимают на себя |
Цели |
- направленность учения на приобретение научных знаний; - учение в молодости как «запас на всю жизнь» |
- направленность учения на овладение основами человеческой культуры и, в т. ч. компетенциями (учебными, социальными, гражданскими, профессиональными и т.д.); - учение в течение всей жизни |
Позиции участников учебного процесса |
- педагог передает знания; - педагог над обучающимися |
- педагог создает условия для самостоятельного учения; - педагог вместе с обучающимися, взаимное партнерство |
Формы и методы |
- иерархический и авторитарный методы; - стабильная структура учебных дисциплин; - стабильные
формы организации учебного - акцент на
аудиторные занятия под |
- демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) методы; - динамичная структура учебных дисциплин; - динамичные
формы организации учебного - акцент на
самостоятельную работу |
Средства |
- основным средством
обучения является учебная |
- учебная книга
дополняется мощнейшими |
Контроль и оценка |
- контроль и
оценка производятся |
- смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся |
9. Полипарадигмальность как
Термин "парадигма" впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Т. Куну. В своей книге "Структура научных революций" (1962) он выделяет два основных аспекта парадигмы: эпистемический и социальный. В эпистемическом плане парадигма представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном - характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет.
Сегодня в науке
допускается сосуществование
Полипарадигмальность предполагает сосуществование нескольких методол-их систем, в рамках кот. выстраиваются целостные, законченные модели ОП, выраженные в форме пед. теорий, технологий, систем ОиВ что признается многими учеными (И. Г. Фомичева, И. А. Колесникова, О. Г. Прикот, Г. Б. Корнетов и др.).
Принцип полипарадигмальности хар-ся в пед-ке след. положениями:
* ориентация
пр-в социализации и
* использ-е разл. парадигм на стратегическом (идеол-м) и оперативном уровнях одним педагогом;
* зависимость
выбора педагогом парадигмы от
уровня сформир-ти мотивации
* сочетание
элементов разл. парадигм в рамках
конкретной технологии
* существование внутри каждой парадигмы частных парадигм, каждой из кот. присущ свой, специфич.набор представл-й о целях, содержании и пр. ВиО
Сегодня можно говорить о существовании 2х основных парадигм в совр. образовании: формирующей (традиционной) и личностно ориентированной (гуманистической), каждой из которых присущ свой, специфический набор частных парадигм, описывающих представления о цели, содержании и процессе воспитания и обучения.
Традиционная парадигма:
Цель ОП: Овладение знаниями, формир. личности с заданными свойствами
Ориентац-е ценности: ЗУН востреб-е "соц. заказом"
Роль обуч-го: пассивная
Роль пед-га: Выполн. Предпис-й, ретрансляция З
Хар-р приобр. знаний: Отчужденный, "непережитый"
Принцыпы О: От внеш. - к внутр-му.
Хар-р д-ти обуч-го: Репродуктивный
Хар-р пед. взаимод-я: Моносубъектное
Способы орг-ии УД: Объяснение, закрепление, контроль
Осн. Форма пед. д-ти: Монолог
Хар-р обр-й среды: Жестко структурированная, закрытая
Оценка результатов: Сравнение с эталоном, со среднестатистическим нормативом
Характер управления: Жесткое, однозначное
Личностно ориентир-я парадигма:
Цел ОП: Разв. личности ч/з актуализацию лич-х качеств
Ориентационные ценности: Личность и культура
Роль обучаемого: Активная
Роль педагога Включение личностных качеств педагога в ОП, ретрансляция культурного опыта
Характер приобретаемых знаний : Присвоенный, личностно-обретенный, "вочеловеченный"
Принципы обучения: От внутр-го - к внешнему
Хар-р деят-ти обуч-го: Продуктивный, творческий
Хар-р пед. взаимодействия Полисубъектное
Способы орг-ии УД:Проектные, исследовательские
Основная форма ПД: Диалог
Хар-р обр-й среды: Псих-ки комфортная, открытая, информационно насыщенная, обеспечивающая безопасность личностных проявлений
Оценка рез-в: Отслеж-е инд-й динамики личн-го разв.
Хар-р управления: Гибкое, вариативное, с опорой на самоуправление
Следует отметить факт зависимости выбора пед. парадигмы от уровня профессиональной подготовки учителя. Хорошо известно, что низкий уровень профессиональной компетенции предполагает ориентацию на авторитаризм, традиционную педагогику с ее жесткой детерминацией образовательного процесса учителем. Гуманистическая педагогика всегда требовала как высокого уровня профессиональных умений, так и сформированных педагогических ценностей.
Т.о., принцип полипарадигмальности можно считать проявлением пед. мудрости. Сформулированный совр. педагогикой в обобщенном виде методологический принцип полипарадигмальности, позволяет снять имманентную различным парадигмам оппозиционность и конфликтность и определить ведущие подходы как в теоретич. Иссл-х, так и в обр. практике.
10.Возникновение научных идей в педагогике.
Преднаука.
Египетская, Шумерская цивилизации. Возникновение первых школ при дворцах царей и вельмож.
Накопление знаний в области в области математики, химии, медицины, фармакологии.
Шумеры – колесо, цветное стекло, бронза, длительность года: 365 дней, 6 часов, 15 мин.,41 сек.
Появление систем образования: Греческая, Римская.
Появление известных мыслителей: Пифагор, Демокрит, Сократ, Аристотель, Платон.
Развитие системы образования в Древнем Риме и развитие науки.
Варрон, М.Т. Цицерон, Л.А. Сенека, Квинтилиан.
Их учение формализовало новую систему знаний о мире.
Формирование
основ научно-педагогического
Наука в этот период сосредоточилась на развитии техники.
Ветряные мельницы, совершенная конная упряжка, доменные печи, огнестрельное оружие, книгопечатание… Развитие науки обеспечивалось системой профессионального обучения
Эпоха Возрождения XIV – XVI вв.
Это период разделения знания и веры. Отличительная черта эпохи – светский характер культуры и ее антропоцентризм. Развитие науки повлияло на представление людей о мире и месте человека в нем. Н.Коперник, Д.Бруно, Г. Галилей – открытия в области астрономии
Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Ньютон – открытия в философии и естественных науках.
Т. Мор, Т. Компанело, Витторино да Фельтре – новые гуманистические идеи.
Новое время XVI – XIX вв.
Период неклассического развития науки.
Я.А. Коменский (1592 – 1670) появление педагогической науки
Основные педагогические идеи:
Д. Локк – tabula rasa. о воспитании джентльмена
Из всех людей, с которыми мы встречаемся 9/10 становятся тем, что они есть: добрыми или злыми, полезными или нет благодаря воспитанию.
Задача воспитания Воспитание джентльмена – человека, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, не мешая другим.
Условие воспитания Джентльмен должен получить образование дома, а не в школе. Школа – это пестрая толпа дурно воспитанных детей
Ж.Ж. Руссо – свободное воспитание
В воспитании ребенка участвуют три фактора: Природа, люди и вещи
Воспитывать природосообразно – значит следовать естественному ходу развития ребенка
(У Коменского – по-другому)
Воспитатель не
должен навязывать ребенку свои взгляды,
нравы, правила, а должен предоставить
ему возможность расти и
Теория элементарного образования И. Г. Песталоцци
Элементарное
образование это выделение
Здесь имеют место три правила
Элементарное образование должно содействовать переходу от беспорядочных, смутных представлений к четким и ясным понятиям
Элементарное образование включает умственное, физическое и нравственное воспитание в гармоническом сочетании
И. Гербарт – приведение обучения в соответствие с законами психической деятельности.
Теория «ступеней обучения» И. Гербарта
Ведущая научная идея: процесс обучения проходит через углубление в изучаемый материал и углубление учащегося в самого себя (осознание). Отсюда следуют четыре ступени обучения
(здесь имеет
место попытка создать
И. Кант – гипотеза
о возникновении космических те
Ч. Дарвин – раскрыл основные факторы эволюции органического мира и выдвинул гипотезу о происхождении человека.
Информация о работе Шпаргалка по «Современные проблемы науки и образования»