Служебные объекты права интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 00:00, доклад

Описание работы

Результат труда работника, имеющий материальную форму, является собственностью нанимателя, поскольку создается из его материалов, на его оборудовании, а за свой труд работник получает заработную плату. Когда же результатом труда работника выступает нематериальный объект (произведение, техническое решение и т.п.), его принадлежность не столь очевидна, поскольку основой создания такого объекта служит интеллект работника, а выплачиваемая за его создание заработная плата не всегда соотносима с той выгодой, которую может получить наниматель.

Файлы: 1 файл

СЛУЖЕБНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.docx

— 38.13 Кб (Скачать файл)

СЛУЖЕБНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРАВА  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

По статистике, более половины всех охраняемых результатов интеллектуальной деятельности создается наемными работниками.

Результат труда работника, имеющий материальную форму, является собственностью нанимателя, поскольку  создается из его материалов, на его оборудовании, а за свой труд работник получает заработную плату. Когда  же результатом труда работника  выступает нематериальный объект (произведение, техническое решение и т.п.), его  принадлежность не столь очевидна, поскольку основой создания такого объекта служит интеллект работника, а выплачиваемая за его создание заработная плата не всегда соотносима с той выгодой, которую может  получить наниматель. Ситуация осложняется  тем, что правовое регулирование  отношений, связанных с созданием  служебных объектов интеллектуальной собственности, находится в сфере  действия и трудового, и гражданского права, и нормы, применяемые к  результатам интеллектуального  труда наемных работников, не всегда согласованы между собой.

С точки зрения действующего законодательства служебный характер могут иметь объекты как авторского права, так и права промышленной собственности. Однако поскольку принципы предоставления правовой охраны объектам авторского права и объектам права промышленной собственности существенно различаются, рассмотрим их отдельно.

I. Служебные объекты  авторского права

Определение служебного произведения. Закон РБ от 11.08.1998 «Об авторском праве и смежных правах» в действующей редакции (далее - Закон) определяет служебное произведение как произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей. Закон не содержит четкого определения сферы, в которой действуют нормы о служебных произведениях. Тем не менее можно говорить о том, что понятие «служебное» может использоваться только применительно к произведениям, созданным в рамках трудовых отношений. Подтверждением этому тезису является то, что законодатель использует термин «наниматель», определение которому дается в Трудовом кодексе РБ (далее - ТК). Согласно ст.1 ТК наниматель - это юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником. Кроме того, законодатель использует понятия «служебные обязанности» и «служебное задание», которые применяются именно в трудовых отношениях.

Первым возможным основанием для признания объекта авторского права служебным является то, что  его создание входит в служебные  обязанности работника. Действующее  законодательство не дает прямого определения  того, что такое «служебные обязанности». В ТК используется понятие «служебное положение работника» при определении  термина «должность». При этом служебное  положение работника определяется кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности. Исходя из этого, можно поставить  знак равенства между понятиями  «служебные обязанности» и «должностные обязанности». В свою очередь должностные  обязанности предполагают наличие  трудовых отношений, которые должны быть оформлены трудовым договором (контрактом); именно в трудовом договоре (контракте) или в должностной  инструкции и должны быть закреплены служебные обязанности работника. Таким образом, произведение может  получить статус служебного в том  случае, если его создание входит в  трудовые обязанности автора, точнее в его трудовую функцию, определяемую, согласно ст.19 ТК, в трудовом договоре (контракте) или должностной инструкции.

Кроме выполнения служебных  обязанностей самостоятельным основанием для признания за произведением  статуса служебного ст.14 Закона называет его создание в порядке выполнения служебного задания. В связи с этим сразу же возникает вопрос о том, как служебное задание соотносится со служебными обязанностями автора произведения. Согласно ст.20 ТК наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Поэтому можно говорить о том, что выполнение задания, выходящего за рамки служебных обязанностей работника, не должно повлечь признания созданного работником произведения служебным.

Само служебное задание  может быть как письменным, так  и устным, поскольку согласно ст.53 ТК работник обязан выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным нормативным актам.

Но возникает вопрос: как  определить, имеет ли конкретное произведение служебный характер? В соответствии со ст.9 Закона авторское право возникает в силу факта создания произведения. Поэтому возникновение у нанимателя прав в отношении служебного произведения не зависит от того, уведомил его работник о создании произведения или нет. Доказательством служебного характера произведения являются в совокупности документы, подтверждающие наличие между автором и нанимателем трудовых отношений (трудовой договор, контракт), а также документы, определяющие трудовую функцию автора.

Принадлежность прав на служебные  произведения. В отношении служебного произведения действуют установленные ст.14 Закона правила о распределении прав на такое произведение между автором и его нанимателем: личные неимущественные права принадлежат автору; имущественные права на служебное произведение принадлежат нанимателю, если договором между ним и автором не предусмотрено иное. Следует обратить внимание на то, что отечественный законодатель пошел не по пути признания авторского права на служебное произведение за автором и установления нормы о переходе в силу закона права на его использование нанимателю, а по пути раздела авторского права на составляющие его личные неимущественные и имущественные права. Сразу же скажу о том, что такой подход оказался крайне неудачным. С признанием изначально права на использование произведения за нанимателем связана серьезная юридическая проблема: в Законе нет четкого ответа на вопрос о судьбе служебного произведения после ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, являющихся обладателями всех имущественных прав на это произведение, а именно неясно, прекращаются ли имущественные авторские права и произведение переходит в общественное достояние, либо имущественные права возвращаются автору.

Статья 57 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) предусматривает, что ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами. Действующими законодательными актами это «иное» не предусмотрено. Норма ст.22 Закона, которая устанавливает, что имущественные права действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, в данном случае не подлежит применению, поскольку противоречит норме ГК о прекращении права при ликвидации юридического лица. Поэтому приходится говорить о том, что ликвидация юридического лица (прекращение деятельности индивидуального предпринимателя), являющегося обладателем первоначальных имущественных авторских прав, означает и прекращение исключительного права в отношении служебного произведения. Таким образом, Закон в действующей редакции может породить такие ситуации, когда произведения будут переходить в общественное достояние еще при жизни авторов.

Законодатель признает за автором служебного произведения личные неимущественные права, однако в несколько ограниченном объеме. Согласно п.3 ст.14 Закона автор служебного произведения не вправе препятствовать его обнародованию нанимателем. Кроме того, п.2 ст.15 Закона предусматривает, что в отношении служебного произведения автор не может реализовать право на отзыв. Таким образом, за автором служебного произведения признается только право авторства, право на имя и право на защиту репутации. О содержании этих прав следует напомнить уже потому, что их нарушение со стороны нанимателей - явление достаточно распространенное. Право авторства означает право требовать признания себя в качестве автора произведения; право на имя означает право автора определять, как будет обозначено произведение - подлинным именем, псевдонимом или будет использоваться анонимно; право на защиту репутации означает право автора на защиту произведения и его названия от всякого искажения, а также от иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

В том случае, когда в  соответствии с Законом наниматель признается первоначальным обладателем  имущественных авторских прав на служебное произведение, объем этих прав должен определяться на основании ст.983 ГК и ст.16 Закона, а срок действия - согласно правилам ст.22 Закона (в течение жизни автора и 50 лет после его смерти).

Договор нанимателя и автора об иной принадлежности прав на служебное  произведение. Как следует из нормы ст.14 Закона, презумпция принадлежности имущественных прав на служебное произведение нанимателю может быть опровергнута условиями заключенного между ним и автором договора. Однако законодатель не оговаривает, какой договор должен быть для этого заключен. А поскольку он использует родовое понятие «договор», то им может быть как трудовой договор (контракт), в который будут включены положения об ином порядке распределения имущественных прав на служебное произведение между работником и нанимателем, так и специально заключенный гражданско-правовой договор.

Что может быть предметом  договоренности автора и нанимателя «Об ином»? «Иное» законодатель допускает  в вопросе принадлежности имущественных  прав, при этом не ограничивает стороны  в выборе вариантов этого «иного». Теоретически возможно несколько вариантов.

Первый вариант состоит  в том, что наниматель и автор  в своем договоре устанавливают, что имущественные права на служебное  произведение в полном объеме возникают  у автора. В этом случае его правовой режим не будет отличаться от правового  режима произведения, созданного вне  рамок трудовых отношений, и нанимателю, заинтересованному в его использовании, необходимо будет заключить с  работником авторский договор.

Второй вариант состоит  в том, что имущественные права  в соответствии с соглашением  будут разделены между работником и нанимателем. Возможность «раздела»  исключительного авторского права  прямо предусмотрена Законом, ст.25 которого допускает уступку (т.е. отчуждение) имущественных прав полностью либо в части. Критериями «раздела» могут быть как способы использования произведения, так и территория, на которой будет осуществляться право. При этом следует обратить внимание на то, что в данном случае исключительное право в соответствующей части возникнет как первоначальное и у работника, и у его нанимателя. Недостатком данного варианта является то, что часть права, возникшая у нанимателя, должна прекратиться в случае его ликвидации (прекращения деятельности), и произведение в отношении определенных способов использования и (или) определенной территории перейдет в общественное достояние.

Возможен ли вариант, при  котором автор и наниматель оговаривают  право нанимателя использовать служебное  произведение в определенных пределах в течение определенного срока (например, на время работы у данного  нанимателя)? Именно такой вариант  мог бы устроить и нанимателя, и  автора. Однако если исходить из буквы  Закона, то это невозможно. Законодатель разрешает автору и нанимателю установить иное только в отношении вопроса  принадлежности имущественных прав на служебное произведение, т.е. определить, у кого эти права возникнут. Распоряжение же правами должно осуществляться в соответствии с общими правилами, предусмотренными ГК и Законом. Поэтому если автор и наниматель договорились ограничить право нанимателя в использовании служебного произведения либо наниматель заинтересован в том, чтобы поощрить автора выплатой авторского вознаграждения, им необходимо вначале оговорить, что имущественные права на служебное произведение возникают у автора, а затем оформить передачу права на использование произведения нанимателю, заключив авторский договор, предусматривающий не только пределы использования произведения, но и размер авторского вознаграждения.

Из сказанного следует  еще один вывод: автор и его  наниматель не могут заключить договор, изменяющий правовой статус ранее созданного служебного произведения.

Право автора служебного произведения на авторское вознаграждение. Вопрос о том, имеет ли автор служебного произведения право на получение  авторского вознаграждения, вызывает постоянные споры. Казалось бы, все  достаточно просто: согласно ст.14 Закона, если иное не предусмотрено договором, все имущественные права возникают у нанимателя, а поскольку право на получение авторского вознаграждения является правом имущественным, то автор служебного произведения не может требовать какого-либо вознаграждения за использование этого произведения как самим нанимателем, так и третьими лицами.

Однако есть и иное мнение, суть которого состоит в том, что  автор, согласно п.3 ст.16 Закона, имеет право на авторское вознаграждение за использование служебного произведения независимо от того, что оно является служебным (примечание 1). Наиболее простой способ возразить на это - обратиться к ст.14 Закона, согласно которой за автором служебного произведения признаются только личные неимущественные права, поэтому права на получение авторского вознаграждения, которое является имущественным, у него нет.

Можно пойти более сложным  путем, анализируя правовую природу  авторского вознаграждения. Включая  в Закон норму о том, что  автор имеет право на авторское  вознаграждение за каждый вид использования  произведения, его разработчики хотели сделать акцент на словах «за каждый вид использования». Однако практика показывает, что отдельные толкователи  делают акцент на словах «имеет право  на авторское вознаграждение» (примечание 2). В результате такого толкования право на получение авторского вознаграждения в том виде, как оно определено в Законе, воспринимается как самостоятельное право автора. Однако попытки представить форму возможного самостоятельного осуществления права на авторское вознаграждение приводят к выводу о том, что это право может осуществляться только в рамках договора об использовании произведения и имеет характер встречного представления (оплаты) со стороны лица, получающего право использовать произведение. Подтверждением тому является и норма п.2 ст.26 Закона, согласно которой размер и порядок начисления авторского вознаграждения устанавливаются в авторских договорах или договорах на право использования произведений, которые пользователи обязаны заключить с иными правообладателями или организациями по коллективному управлению. Вознаграждение авторов и иных правообладателей за использование охраняемых произведений в личных целях, право на получение которого признается законодательством некоторых стран, не является авторским вознаграждением в собственном смысле слова. Вознаграждение выплачивается изготовителями и (или) импортерами звуко- и видеозаписывающего оборудования и чистых носителей для записи, однако выплачивается не авторам, а организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, которые в свою очередь распределяют его между своими членами, руководствуясь рейтингами популярности авторов. Впрочем, возможна выплата авторского вознаграждения и без заключения договора. Законодательством ряда стран предусмотрена выплата изготовителями и (или) импортерами звуко- и видеозаписывающего оборудования и чистых носителей для записи вознаграждения за использование охраняемых произведений в личных целях. Однако такое вознаграждение не является авторским в собственном смысле этого слова: оно выплачивается не авторам, а организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, которые в свою очередь распределяют его между своими членами, руководствуясь рейтингами популярности авторов. При этом отсутствует непосредственная связь между использованием произведения и получением его автором указанного вознаграждения, что дает основание называть такие сборы «налогом в пользу авторов» (примечание 3). Из всех вышеприведенных рассуждений следует простой вывод: если право использования произведения в силу закона принадлежит нанимателю, то ему попросту не за что выплачивать автору авторское вознаграждение.

Информация о работе Служебные объекты права интеллектуальной собственности