Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 00:00, доклад
Результат труда работника, имеющий материальную форму, является собственностью нанимателя, поскольку создается из его материалов, на его оборудовании, а за свой труд работник получает заработную плату. Когда же результатом труда работника выступает нематериальный объект (произведение, техническое решение и т.п.), его принадлежность не столь очевидна, поскольку основой создания такого объекта служит интеллект работника, а выплачиваемая за его создание заработная плата не всегда соотносима с той выгодой, которую может получить наниматель.
В заключение хотелось бы сказать
о том, что существующее на сегодняшний
день правовое регулирование служебных
объектов авторского права не только
ущемляет законные интересы авторов, но
и во многих случаях не устраивает
нанимателей, которые хотели бы поощрять
своих работников выплатой авторского
вознаграждения. Решение проблемы видится
в скорейшем изменении норм ст.
II. Служебные объекты
права промышленной
Правовое регулирование
отношений, касающихся служебных объектов
права промышленной собственности
(изобретений, полезных моделей, промышленных
образцов и др.), является более сложным,
нежели отношений, связанных со служебными
объектами авторского права. Это
обусловлено особенностями
Основания признания объектов промышленной собственности служебными. В действующем законодательстве понятие «служебные» применяется в отношении таких основных объектов права промышленной собственности, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений. Основания для признания указанных объектов служебными, а также их правовой статус определяются в первую очередь законодательными актами.
Согласно Закону РБ от 16.12.2002 № 160-З «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» названные объекты являются служебными, если они относятся к области деятельности нанимателя при условии, что деятельность, которая привела к их созданию, относится к служебным обязанностям работника, либо они созданы в связи с выполнением работником конкретного задания, полученного от нанимателя, либо при их создании работником были использованы опыт или средства нанимателя.
Примерно такое же определение дано в ст.5 Закона РБ от 13.04.1995 № 3725-ХII «О патентах на сорта растений»: сорт растения считается служебным, если он относится к области деятельности нанимателя при условии, что деятельность работника, которая привела к созданию сорта, входит в круг его служебных обязанностей либо при создании сорта им были использованы опыт или средства работодателя.
Как видно из приведенных определений, для признания изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и сортов растений служебными необходимо наличие нескольких условий.
Во-первых, названные объекты
в любом случае должны относиться
к области деятельности нанимателя.
Однако, что обозначает это понятие,
к сожалению, не разъясняют ни законы,
ни иные акты законодательства. Можно
лишь предположить, что созданный
работником объект промышленной собственности
может быть использован в соответствии
с видами деятельности, определенными
в учредительных документах юридического
лица или в свидетельстве о
государственной регистрации
Во-вторых, для признания
объекта служебным необходимо наличие
одного из оснований, названных в
патентных законах. Первым возможным
основанием признания объекта промышленной
собственности служебным
Кроме выполнения служебных
обязанностей самостоятельным основанием
для признания статуса «
Вопрос о соотношении
служебных обязанностей и служебного
задания (задания нанимателя) мы также
рассматривали, говоря о служебных
произведениях. Поскольку согласно ст.20 Трудо
В качестве еще одного возможного
основания для признания
Может возникнуть вопрос о том, применимо ли данное правило к случаям создания объекта промышленной собственности только в рамках трудовых отношений, т.е. при непосредственном исполнении трудовых обязанностей на рабочем месте и в рабочее время, либо статус «служебные» должен признаваться и за теми объектами промышленной собственности, которые созданы работником во внерабочее время, но с использованием информации, ставшей доступной автору в связи с его работой у данного нанимателя либо в связи с использованием каких-либо материалов или оборудования, принадлежащих нанимателю. Если исходить из того, что Закон «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» и Закон «О патентах на сорта растений» регулируют не трудовые, а гражданские правоотношения, то данные основания для признания объектов промышленной собственности служебными должны применяться во всех случаях без ограничения сферой фактических трудовых отношений.
Права и обязанности работника и нанимателя при получении патентов на служебные объекты промышленной собственности. Признание за объектом промышленной собственности статуса служебного влечет за собой определенные правовые последствия при решении вопроса о том, кто может получить на него патент. Однако действующее законодательство не содержит единого подхода. Право на получение патента на служебные изобретение, полезную модель и промышленный образец принадлежит нанимателю, если договором между ним и работником не предусмотрено иное. А вот патент на служебный сорт растения работодатель может получить только в том случае, если это предусмотрено договором.
Несмотря на то что право получения патента (свидетельства) принадлежит нанимателю, передать это право другому лицу он может не всегда. Статья 10 Закона «О патентах на сорта растений» предусматривает, что заявка на получение патента может быть подана лицом, которому работодатель на договорной основе передаст свое право на подачу заявки. А вот в ст.6 Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» приведен исчерпывающий перечень лиц, которым принадлежит право на получение патента. Иное лицо, кроме автора, нанимателя и их правопреемников, может получить патент только в том случае, если оно будет указано автором в заявке на получение патента. Однако если объект является служебным, подавать заявку на него автор не может, поскольку это право закреплено за нанимателем. Поэтому нанимателю, желающему распорядиться правами на служебные изобретение, полезную модель или промышленный образец, необходимо сначала получить патент на свое имя.
Основные особенности получения патента на служебные объекты промышленной собственности определяются законодательными актами. Работник, создавший служебный объект промышленной собственности, должен письменно уведомить об этом нанимателя. Законом «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» определено, что, если наниматель в течение 3 месяцев с даты уведомления работником не подаст заявку в патентный орган, право на получение патента переходит к работнику. Одновременно с этим данный Закон устанавливает, что прекращение трудового договора не влияет на права и обязанности работника и нанимателя, возникающие в связи с созданием служебных изобретения, полезной модели, промышленного образца. Согласно части шестой п.3 ст.6 Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» заявка на регистрацию служебных объектов может быть подана нанимателем до истечения одного года с момента прекращения трудового договора, по истечении которого право на подачу заявки переходит к работнику. Налицо очевидная коллизия норм закона, и возможным вариантом ее решения является применение указанного годичного срока только в отношении тех служебных объектов, которые были созданы во время работы у данного нанимателя, но о создании которых работник нанимателю не сообщил.
Закон «О патентах на сорта растений» предусматривает несколько иной подход: наниматель в течение 3 месяцев должен не подать заявку, а только определиться, будет ли он ее подавать. Соответственно право на получение патента на служебный сорт переходит к работнику в случае, если наниматель отказался от притязаний на патент либо пропустил трехмесячный срок, отведенный для ответа работнику.
Анализируя патентные законы, нельзя не обратить внимание на то, что у нанимателя в отношении служебных объектов промышленной собственности есть только две возможности - получить патент либо отказаться от него с автоматическим переходом права на получение патента к автору. Следовательно, закон не предполагает возможности нанимателя принять решение не патентовать созданные наемным работником технические решения, а охранять их в режиме нераскрытой информации (ноу-хау). Проблема требует незамедлительного решения: в патентное законодательство должны быть включены нормы, предоставляющие нанимателю в отношении служебных объектов промышленной собственности возможность не патентовать их, а охранять в режиме коммерческой тайны с признанием за работником права на получение соответствующего вознаграждения.
Есть еще один вопрос, который касается взаимоотношений нанимателя и работника по поводу служебных объектов промышленной собственности и недостаточно четко урегулирован в законодательных актах. Согласно части третьей п.3 ст.6 Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» в случае, если наниматель в установленный срок не подал заявку и право получения патента перешло к работнику, наниматель вправе использовать служебный объект на условиях, определяемых лицензионным договором. Аналогичная норма содержится в ст.5 Закона «О патентах на сорта растений». Означает ли это, что, несмотря на получение патента на служебный объект работником или третьим лицом, которому работник может уступить право получения патента, наниматель сохраняет какие-то права в отношении этого объекта? Формально-логическое толкование данной нормы состоит в том, что право использовать служебный объект наниматель может получить, заключив с работником лицензионный договор. При этом к данному договору не применяются правила о принудительной лицензии. Поэтому наниматель, не являющийся патентообладателем, может получить право использовать созданный его работником служебный объект промышленной собственности только в том случае, если патентообладатель (работник или иное лицо, которому работник уступил патент) пожелает заключить с ним лицензионный договор.
Более подробно взаимоотношения автора и нанимателя регулируются Положением о служебных объектах промышленной собственности, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 23.12.1998 № 1957 (далее - Положение № 1957). Положение № 1957 конкретизирует требования, предъявляемые к уведомлению о создании служебного объекта промышленной собственности: уведомление должно быть подписано работником и содержать характеристику созданного объекта, раскрывающую его с полнотой, достаточной для определения пригодности этого объекта в деятельности нанимателя, а также материалы, необходимые для оформления заявки на патент. Поскольку факт уведомления о создании служебного объекта промышленной собственности является началом для исчисления установленного законодательством трехмесячного срока, Положение № 1957 обязывает нанимателя зарегистрировать уведомление в день его подачи и известить об этом работника в письменной форме.
Если объект создан совместным творческим трудом нескольких работников, в уведомлении должен быть указан вклад каждого из них, поскольку в дальнейшем это будет иметь значение не только при указании соавторов в патенте, но и при распределении между ними вознаграждения за создание и использование указанного объекта (п.6 Положения № 1957).
Пунктом 4 Положения № 1957 предусмотрено, что в течение 3 месяцев с момента получения уведомления о создании служебного объекта промышленной собственности наниматель может потребовать от работника дополнительных сведений, необходимых для оформления заявки на получение патента. В случае необходимости работник, создавший объект промышленной собственности, обязан оказать помощь нанимателю в оформлении материалов заявки и переписке с патентным органом. Со своей стороны наниматель обязан предоставить работнику копии материалов заявки, информировать его о ходе экспертизы, а также предоставить возможность ознакомиться с перепиской по заявке.
Если наниматель собирается патентовать служебный объект промышленной собственности не только в Беларуси, но и за рубежом, он обязан проинформировать об этом работника и указать страны, в которых он собирается истребовать охрану. В иных странах патент на свое имя может получить работник.
В случае неполучения патента «по причинам, зависящим от нанимателя» п.8 Положения № 1957 предусматривает выплату автору вознаграждения, которое по своей сути является компенсацией его убытков, поскольку в Положении № 1957 содержатся нормы об учете не полученного работником дохода, который он мог бы получить от использования объекта промышленной собственности, защищенного патентом.
Положение № 1957 также регламентирует отношения, возникающие после подачи заявки на получение патента. Если наниматель после подачи заявки утрачивает интерес к получению патента либо к поддержанию патента в силе после его получения, он должен своевременно предложить работнику, создавшему служебный объект промышленной собственности, либо безвозмездную уступку права на получение патента (если патент еще не получен), либо безвозмездную уступку самого патента. Положение № 1957 отводит работнику три месяца на то, чтобы согласиться с данным предложением, и если работник этого не сделает, наниматель вправе отказаться от защиты объекта.
Сложнее решить ситуацию, которая может возникнуть в том случае, если наниматель не уведомляет работника о своем нежелании поддерживать патент в силе. Неуплата ежегодной пошлины за поддержание патента является основанием досрочного прекращения его действия. Однако восстановление действия патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец согласно ст.35 Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» возможно только по ходатайству патентообладателя, а Закон «О патентах на сорта растений» вообще не допускает возможности восстановления патента. Будет ли этот пробел восполнен судебной практикой, сказать сложно. Да и вариантов решения проблемы не так много, поскольку суд не вправе изменить императивные нормы, он может лишь обязать нанимателя, своевременно не известившего работника, восстановить утративший силу патент либо возместить работнику убытки, связанные с прекращением действия патента.
Информация о работе Служебные объекты права интеллектуальной собственности