Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 00:55, контрольная работа
В современном мире инновационная составляющая развития предприятий является основным источником роста. Мировая практика показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит от инноваций. Инновационность становится неотъемлемой чертой современного предприятия. В связи с этим возрастает важность и роль управления инновационной деятельностью, инновационным развитием российских предприятий.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Составляющие инновационного потенциала организации…………………..6
2. Анализ инновационной активности организации…………………………....10
3. Оценка инновационного потенциала организации…………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………....18
Введение…………………………………………………………
1. Составляющие инновационного потенциала организации…………………..6
2. Анализ инновационной активности организации…………………………....10
3. Оценка инновационного потенциала организации…………………………..13
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………....
Введение
В современном мире инновационная составляющая развития предприятий является основным источником роста. Мировая практика показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит от инноваций. Инновационность становится неотъемлемой чертой современного предприятия. В связи с этим возрастает важность и роль управления инновационной деятельностью, инновационным развитием российских предприятий.
Инновационный менеджмент, как процесс управления кардинальными изменениями в продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и другой новаторской деятельности, является одним из основных направлений в развитии общественного производства.
Под влиянием возрастающей внутренней и внешней конкуренции инновации становятся важнейшим элементом менеджмента на предприятии, ориентированного на стратегический успех. Новые продукты, прогрессивные технологии, определяя успех предпринимательской деятельности, обеспечивают долгосрочное функционирование и финансовую стабильность предприятий. В свою очередь, инновационная направленность стратегии и тактики развития производства предъявляет новые требования к содержанию управленческой деятельности, вызывая необходимость совершенствования специфических форм инновационного менеджмента.
Управление инновационным потенциалом является составной частью инновационного менеджмента и решает вопросы планирования и реализации инновационных стратегий, обеспечивающих устойчивое развитие предприятия. Разработка инновационных стратегий осуществляется на основе оценки потенциальных возможностей предприятия и его инновационного потенциала. Анализ внешнего окружения предприятия позволяет выявлять шансы и факторы риска на рынке, анализ же инновационного потенциала позволяет оценить ресурсы предприятия с точки зрения возможности их использования для предприятия стратегических решений.
Определение стратегии развития предприятия и текущее управление инновационной деятельностью тесно связаны с величиной и структурой инновационного потенциала предприятия, который является необходимым условием осуществления инноваций. Для адекватной оценки текущей ситуации и выбора перспективных направлений инновационного развития на предприятии необходимо проведение систематической оценки имеющегося инновационного потенциала. Это будет способствовать выявлению резервов повышения эффективности его использования, что, в свою очередь, даст возможность корректировать направления инновационного развития и прогнозировать вероятность и характер результатов инновационной деятельности. Немаловажным моментом является и тот факт, что в условиях сокращения бюджетного финансирования сферы науки и технологий государственная поддержка направлена, прежде всего, на предприятия с высокими инновационными возможностями. При этом возникает проблема отсутствия общепринятой методики оценки таких возможностей, свободной от субъективных суждений.
Возрастающая роль инновационной деятельности предъявляет новые требования к вопросам о выборе наиболее эффективных механизмов использования и оценки инновационного потенциала, управления инновационной деятельностью предприятия. В связи с этим все большее внимание отечественных и зарубежных ученых сосредотачивается на роли инновационного потенциала в развитии предприятия.
Все сказанное выше определяет актуальность проблемы: изучение сущности основных понятий, определение их места в данной области, а также проведение оценки состояния инновационной деятельности и потенциала предприятия.
Целью данной работы является разработка теоретических и прикладных аспектов совершенствования управления инновационной деятельностью предприятия на основе системы показателей оценки его инновационного потенциала.
Инновационный потенциал организации может быть определен как совокупность различных видов ресурсов необходимых для осуществления инновационной деятельности. Указанный потенциал характеризует возможность достижения того или иного уровня новаторской активности [1].
Ресурсная
составляющая инновационного
Другой
составляющей инновационного
Третьей
составляющей инновационного
Составляющие инновационного потенциала промышленного предприятия.
Под инновационной активностью
подразумевают интенсивность
Согласно существующей статистической практике измерение инновационной активности осуществляется, как правило, на уровне предприятия. При этом инновационная активность предприятия оценивается следующими основными характеристиками: наличием завершенных инноваций; степенью участия предприятия в разработке данных инноваций; наличием на предприятии специальных подразделений, выполняющих исследования и разработки. Если инновационная деятельность на предприятии не осуществляется, выясняются причины этого [5].
При решении вопроса об отнесении предприятия к числу инновационно-активных наблюдается определенное противоречие. С одной стороны, инновационном-активным признается то предприятие, которое в течение последних трех лет имело завершенные инновации, т.е. новые или значительно усовершенствованные продукты, внедренные на рынке, новые или значительно усовершенствованные услуги или методы их производства (передачи), также уже внедренные на рынке, новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, внедренные в практику. С другой стороны, в отечественной статистической практике к инновационно-активным фактически относят предприятия, имевшие в отчетном периоде (годовом, а не трехлетнем) затраты на инновации вне зависимости от их размера, стадии инновационного процесса и уровня его завершенности.
Ряд авторов для анализа инновационного развития региона использует метод суммы мест, предусматривающий последовательный расчет показателей. Так, П.Ореховским [6] были использованы следующие показатели: численность персонала, занятого исследованиями и разработками; объемы внутренних затрат на исследования и разработки; количество поступивших патентных заявок и выданных охранных документов и т.д. Из перечня показателей видно, что для анализа используются различные, несопоставимые абсолютные показатели. При таком подходе анализируемые регионы должны быть практически идентичными, иначе сравнение будет
некорректным. Все это предопределяет известную неточность определения инновационного развития регионов. Устранить большую часть перечисленных недостатков можно при использовании метода интегрального рейтингового анализа инновационной активности, наиболее важными целями, которого являются:
— комплексная оценка инновационной активности каждого региона по совокупности показателей-индикаторов (исчисление локальных и обобщающего показателей);
— проведение межрегионального интегрального рейтингового анализа для оценки различий в уровнях инновационной активности по субъектам РФ;
— установление влияния уровня инновационной активности на результативные показатели хозяйственной деятельности в регионе;
— разработка приемов выявления резервов инновационной активности и определение приоритетных направлений использования выявленных резервов в ближайшей перспективе;
— выработка научных рекомендаций по расширению применения методов рейтингового анализа на региональном и отраслевом уровнях. Метод интегрального рейтингового анализа применим для оценки инновационной активности не только предприятий, но и отраслей, отдельных регионов и стран. Его использование позволяет осуществлять сравнительный анализ уровня инновационного развития различных экономических субъектов.
Данный метод и положен в основу предложенной автором методики оценки инновационной активности регионов, которая позволяет не только оценить величину инновационного потенциала региона, но и выявить возможности и резервы роста региональной экономики, определить направления государственной политики в области стимулирования инновационного
развития регионов.
3. Оценка инновационного потенциала организации.
Целью оценки инновационного потенциала является возможность определения направлений инновационного развития, обеспечивающих возможности перехода предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции, существенно повысив свою устойчивость и гибкость по отношению к переменам во внешней среде.
Информация о работе Совершенствование инновационной деятельности на предприятиии