Современные инновации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:41, реферат

Описание работы

Зарождение классической инновационной теории приходится на начало XX столетия. Основоположником этой теории был австрийский ученый Иозеф Алоиз Шумпетер и его немецкие коллеги Вернер Зомбарт и В.Митчерлих. В своих трудах, они считали, что капиталистическое предприятие является клеткой хозяйственной системы, источником жизни, поскольку в нем действует движущая сила ведения хозяйства известная как предпринимательство.
Предприниматель – основное звено в системе поступательного развития производства, «носителя технологического прогресса».

Содержание работы

1. Обзор литературы 3
1.1. Историческая справка 3
1.2. Инноватика 7
1.3. Анализ проблемы 20
1.4. Постановка задачи 21
1.5. Актуальность и цель 22
1.6. Практическая ценность 23

Файлы: 1 файл

Обзор.docx

— 76.49 Кб (Скачать файл)

Оглавление

1. Обзор литературы 3

1.1. Историческая справка 3

1.2. Инноватика 7

1.3. Анализ проблемы 20

1.4. Постановка задачи 21

1.5. Актуальность и цель 22

1.6. Практическая ценность 23

 

 

    1. Обзор литературы
    1. Историческая справка

Зарождение классической инновационной теории приходится на начало XX столетия. Основоположником этой теории был австрийский ученый Иозеф  Алоиз Шумпетер и его немецкие коллеги Вернер Зомбарт и В.Митчерлих. В своих трудах, они считали, что  капиталистическое предприятие  является клеткой хозяйственной  системы, источником жизни, поскольку  в нем действует движущая сила ведения хозяйства известная  как предпринимательство.[1]

Предприниматель – основное звено в системе поступательного  развития производства, «носителя технологического прогресса». Фактором его успеха является стремление получить наибольшую прибыль  и усилить рыночную позицию за счет продвижения новинок. Одной  их важнейших характеристик предпринимателя  является стремление не останавливаться  на достигнутом, т.е. получать новые знания и разрабатывать новые принципы производства.

В 1911 г. Шумпетером был опубликован  труд под названием «Теория экономического развития». В ней он рассматривает  техническую новинку как экономическое  средство, примененное предпринимателем с целью повысить свою прибыль. .[1]

Различают пять видов новинок:

  • Изготовление нового продукта или известного продукта с новыми свойствами.
  • Внедрение нового, еще неизвестного, в данной отрасли метода производства.
  • Освоение нового рынка сбыта.
  • Получение нового источника сырья или полуфабрикатов.
  • Проведение реорганизации (организационная перестройка), включая создание монополии или ее подрыв у конкурентов. .[1]

В дальнейшем теория совершенствуется, и появляются понятия базовых  и вторичных нововведений. Каждое новшество, которая реализует большое  изобретение, создает предпосылки  для формирования новых поколений  технологий и техники — это  базовая или базисная инновация. Следом за ней возникает ряд более  мелких – вторичных новшеств. Так  сформировалась «теория инновационных  пучков» или кластеров.

Проанализировав теорию «длинных волн» М.Кондратьева, Йозеф сделал выводы о том, что:

  • Движущей силой прогресса в форме циклического развития является не любое инвестирование в производство, а лишь в инновации, то есть внедрение принципиально новых товаров, техники, форм производства и обмена.
  • Необходимо ввести понятия жизненных циклов для инноваций (Зарождение, рост, зрелость, насыщение рынка, упадок) .[1]

Следует отметить, что не смотря на все плюсы, теория Иозефа Шумпетера не имела признания  в экономической среде в течении полувека. 

Последующее развитие теория нововведений приобрела после второй мировой войны, прежде всего в  США. Проблемы нововведений в это  время изучались многими учеными. Самыми известными среди них являются Герхард Менш и Ричард Фостер. На то время производство сталкивается с проблемами освоения новых технологий. В 1947 г. начинается внедрение полупроводниковой  технологии, которая являла собой  настоящее базисное нововведение. Микроэлектронная технология оказала всеобъемлющее  влияние на все аспекты жизни  общества. У производственных организаций  возникали серьезные проблемы, поскольку  новая технология вызывала «адаптационный лаг», то есть сама технология развивалась  намного быстрее, чем происходили  соответствующие ей социальные, психологические  и организационные изменения. .[1]

Начиная с 60-х годов широкие  исследования из изучения нововведений проводились в ФРГ, в частности, профессором Герхардом Меншем. Он стал продолжателем теории И.Шумпетера и развил его концепцию на современном уровне научных знаний. Его вкладом в инновационную теорию было выдвижение «гипотезы прерывности». Г. Менш придерживался той точки зрения, что нововведение «революционирует» производство. Базисные инновации приходят группами, или волнами и находятся в непосредственной связи с кризисными явлениями или процветанием экономики.  .[1]

Проведя анализ истории техники  с 1740 до 60-х годов, Герхард выдвинул гипотезу «о прерывности», которая  постулирует чередование периодов, богатых нововведениями, и их недостатка. Эта гипотеза используется для объяснения циклических кризисов и депрессий, проблематика которых, в данный момент, актуальна для всего мира. По мнению Г. Менша, кризисные явления объясняются  именно тем, что не хватает базовых инноваций и отсутствуют условия для развития науки. Тогда он выдвигает тезис о необходимости устранения препятствий относительно инноваций путем участия государства, особенно в отношении базовых нововведений, чтобы создать экономические условия для разработки, реализации и распространения инноваций. .[2]

В 1975 Г.Меншем была написана работа, под названием «Технологический пат». Следует отметить, что он был  одним из немногих исследователей, которые сумели распознать по показателям  состояния рынков труда и капитала первые симптомы угрожающей конъюнктурной  ситуации 70-х годов, когда признаки новой всемирной стагнации еще  не были очевидны. Менш назвал кризис 70-х  «технологическим патом», т.е. закономерной паузой в поступательном развитии экономики. Такая пауза возникает регулярно, когда страны впадают в кризис, выход из которого невозможен в рамках существующей техники и существующего  международного разделения труда. .[2]

Продолжая развитие теории Кондратьева и Шумпетера о  жизненных циклах, Менш пришел к  выводу о том что длительный цикл имеет форму S-образной или логистической кривой, описывающей траекторию жизненного цикла технологического способа производства. На завершающей стадии предыдущего технологического базиса возникает новый. Момент слияния двух последовательных жизненных циклов Менш называет, структурным кризисом, так как предыдущая S-образная кривая не сливается плавно с новой. Их наложения порождает нестабильность. Американский исследователь Р. Фостер называет такую ситуацию технологическим разрывом. [2]

Рисунок 1 - Иллюстрация технологического разрыва

Основной выводы, сделанные  Меншем, такие:

  • Распространенное мнение, что технический прогресс развивается непрерывно - не соответствует действительности;
  • «Гипотеза о прерывности» объясняет противоречие между периодами насыщения нововведений и их недостаточности;
  • Динамика потоков, приливы и отливы базовых нововведений определяют изменения в экономике, которые отражаются в изменении периодов роста и стагнации; [2]

Г. Менш также исследовал соотношение между базовыми и  вторичными инновациями. Вторичные - всегда идут вслед за базовыми. А потому, раскрывают все возможности базисной технологии (средства производства, продукты становятся качественнее, прогрессивнее, дешевле). Обе формы постоянно конкурируют друг с другом. Именно это, в конце концов, и приводит к периодическому S-образному движению. [3]

Данную концепцию разделяет  американский экономист Ричард Фостер, который в книге «Обновление  производства», обобщает большой фактический  материал и используя S-образные логистические кривые, как основное аналитический средство, сделал вывод о наличии технологических пределов и технологических разрывов и доказал объективность циклического развития. Изучая успехи и неудачи корпораций в течение длительного времени (20-25 лет), Р. Фостер выявил закономерности и принципы этих событий. Он установил, что нововведения подчиняются определенной логике и прогнозированию и на этой основе возможна оценка глубины тех изменений, которые произойдут. А для этого, по мнению Фостера, компании должны вести продуманную и сконцентрированную программу накопления научных знаний с помощью исследований.

Но, несмотря на широкие исследования проблемы инновационного развития в  мировом масштабе, всеобъемлющей  теории пока не создано. [3]

    1. Инноватика

Инновации принято классифицировать следующим образом:

  • По областям применения: управленческие, социальные, промышленные, организационные;
  • По этапам НТП, результатом которых стала инновация: технические, технологические, научные, конструкторские, производственные и информационные;
  • По темпам осуществления: быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные;
  • По степени интенсивности: равномерные, слабые, массовые;
  • По масштабам: трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие;
  • По результативности: высокие, низкие, средние
  • По эффективности: экономические, экологические, социальные, интегральные;[4]

Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и  оборудования. Результатом инновационной  деятельности являются новые или  дополнительные товары, услуги или  товары, услуги с новыми качествами. [4]

Инновационный процесс - совокупность последовательно осуществляемых действий по внедрению и применению научных  исследований, изобретений, разработок, проектов и иного в производственный процесс, в результате которого образуются новые товары, услуги, новая технология, навыки, организационно-управленческие приемы. [4]Обычно выделяют шесть элементов инновационного процесса.

К этим элементам относятся:

  • Зарождение идеи инновации;
  • Маркетинг инновации;
  • Оценка экономической эффективности инновации;
  • Освоение инновации;
  • Коммерческая реализация инновации;
  • Продвижение инновации; [4]

Инновационный проект - проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование  конечной инновационной деятельности. [4]

Каждый инновационный  проект содержит 12 составляющих частей. [4]

  1. Возможности организации;
  • комплексное описание организации;
  • определение возможности организации в реализации проекта и оценка его экономических выгод для организации;
  1. Определение инновационного проекта.
  • цель инновационного проекта;
  • вид инноваций;
  • экономические и финансовые выгоды организации;
  • основные этапы и срок жизни проекта;
  • проблемы инвестирования проекта и гарантии возврата внешних инвестиций;
  • риск и его страхование;
  • коммерческая состоятельность;
  1. Характеристика товаров (услуг).

В этой части дается подробная  характеристика новых товаров (услуг).

  1. Часть 4. Рынки сбыта товаров (услуг).
  2. Часть 5. Конкуренция на рынках сбыта.

Анализ рыночной конъюнктуры, конкурентов, их стратегии и тактики  – решаются три основные задачи:

  • сегментирования рынка;
  • сравнительная оценка полученных сегментов и их отбор;
  • позиционирование нового товара (услуги) в выбранных сегментах рынка;
  1. План маркетинга
  • цели и стратегии маркетинга;
  • ценообразование;
  • схема распространения товаров (услуг);
  • реклама предлагаемых товаров (услуг);
  • формирование общественного мнения;
  • бюджет маркетинга;
  1. План производства.

Определяют потребность  в:

  • производственных мощностях;
  • материальных ресурсах;
  • производственных площадях;
  • технологиях и способах удовлетворения этих потребностей;
  • решают вопросы оптимального месторасположения производства;
  • современных методов планирования;
  • организации производства;
  1. Организационный план.

Определяется состав партнеров-участников:

  • организационная структура;
  • рабочая сила;
  • административно-управленческий персонал;
  1. Юридическое обеспечение проекта - правовое обеспечение осуществления проекта.
  1. Экономический риск и страхование – перечень возможных групп рисков, их источники, меры по нейтрализации выявленных рисков, программа страхования от рисков и т. д.
  2. Стратегия финансирования.

Эта часть содержит информацию о путях финансирования данного  проекта.

  1. Финансовый план.

Анализ проекта и принятия окончательного решения надо спрогнозировать, оценить и представить в бизнес-плане  следующие данные:

Информация о работе Современные инновации