Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 12:56, контрольная работа
Цель данной работы – дать характеристику государственной инновационной политики.
Задачи работы: раскрыть цель и принципы государственной инновационной политики, рассмотреть ее формирование, выявить инструменты государственной инновационной политики; показать создание функционирующей национальной инновационной системы в РФ.
Введение
3
1.
Сущность, цель и принципы государственной инновационной политики
4
2.
Формирование государственной инновационной политики
6
3.
Инструменты государственной инновационной политики
9
4.
Создание эффективно функционирующей национальной инновационной системы
12
Заключение
16
Список использованных источников
- индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий и организаций и других форм собственности;
• механизм интеграции регуляторов и структур.
Государственная научно-техническая
программа - комплекс взаимосвязанных
по ресурсам, срокам и исполнителям
мероприятий, обеспечивающих эффективное
решение важнейших научно-
К основным функциям государственных органов в инновационной сфере относятся следующие1:
1) аккумулирование средств на
научные исследования и
2) координация инновационной
3) стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
4) создание правовой базы
5) кадровое обеспечение
6) формирование научно-
7) институциональное обеспечение
инновационных процессов в
8) обеспечение социальной и
9) региональное регулирование инновационных процессов;
10) регулирование международных аспектов инновационных процессов.
Результатами реализации новой инновационной политики должны являться:
качественно новый уровень
качественно новый уровень жизни населения в результате совершенствования бытовой предметной среды для городского и сельского населения;
преодоление технического отставания страны; достижение высокого уровня социальной направленности НТП за счет широкого распространения новых технологических систем, обеспечивающих экологическую чистоту и безопасность промышленного производства1.
Необходимо разработать систему социальных нормативов, регламентирующих требования к новым технологиям и технике, проектируемым машинам с точки зрения условий, содержания и творческого характера труда.
Для реализации социальных гарантий необходимо создать механизм переподготовки кадров, высвобождаемых в результате внедрения достижений НТП. Требуется, в частности, создать более универсальную, гибкую и непрерывную систему образования и повышения квалификации работников.
Национальная
инновационная система (НИС) - совокупность
законодательных, структурных и
функциональных компонентов, обеспечивающих
развитие инновационной деятельности
в стране.
Структурными компонентами НИС являются
организации частного и государственного
сектора, которые во взаимодействии друг
с другом в рамках юридических и неформальных
норм поведения обеспечивают и ведут инновационную
деятельность в масштабе государства.
Эти организации действуют во всех сферах,
связанных с инновационным процессом
в исследованиях и разработках, образовании,
производстве, сбыте и обслуживании нововведений,
финансировании этого процесса и его юридически-правовом
обеспечении.
Под НИС также понимают «совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. Другая часть НИС - комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности»1.
Основной проблемой национальной инновационной системы России является отсутствие крупных высокотехнологичных фирм, способных брать на себя внедрение высоких технологий. Национальная инновационная система включает в себя не только инфраструктурные элементы, но и нормативно-правовую базу, способствующую коммерциализации научно-технических разработок. В настоящее время целый ряд правовых документов, регулирующих хозяйственную деятельность организаций научно-технической сферы, не соответствует решаемым ими инновационным задачам. Важный элемент национальной инновационной системы - институциональная среда, т.е. совокупность законодательных актов, норм, правил и ведомственных инструкций, определяющих формы и методы взаимодействия занятых инновационной деятельностью1.
Стратегия инновационного развития России зафиксирована в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и дальнейшую перспективу». Согласно этому официальному правительственному документу создание современной национальной инновационной системы (НИС) является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации2.
При реализации этой стратегии осуществляется обеспечение опережающего развития среды «генерации знаний», конкурентоспособность сектора исследований и разработок на ограниченном числе приоритетных направлений (нанотехнологии, биотехнологии, технологии энергосбережения и альтернативной энергетики, а также информационные технологии), создание эффективной инновационной инфраструктуры, стимулирование технологической модернизации отраслей экономики с использованием эффективных механизмов реализации национальных приоритетов технологического развития в ограниченном числе секторов.
Политика Российской
Федерации в области развития
инновационной системы - составная
часть государственной научно-
Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы определены цель, задачи, направления, механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы включающие порядок создания благоприятной экономической, правовой и инвестиционной среды в отношении инновационной деятельности и формирования инфраструктуры отечественной инновационной системы, а также меры государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
В настоящее время предложен проект документа «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Он является документом стратегического планирования в Российской Федерации2.
Масштабы и темпы создания современной НИС в России пока явно недостаточны, а низкая восприимчивость российских компаний к инновациям приводит к снижению конкурентоспособности выпускаемой продукции. Вследствие этого нарастает технологическое отставание России от развитых стран.
Основные механизмы реализации государственной политики в области развития инновационной системы:
1) формирование
целостной системы
- установление порядка закрепления и передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности гражданского и двойного назначения, созданные за счет средств федерального бюджета, с целью их введения в хозяйственный оборот;
- совершенствование законодательной базы для развития венчурного предпринимательства;
2) переход к
программно-целевому принципу
3) увеличение
доли внебюджетных ресурсов по
мере выполнения этапов инновац
4) развитие внутреннего рынка инновационной продукции;
5) привлечение
организаций малого и среднего
предпринимательства к участию
в целевых программах и
6) формирование у предпринимателей мотивации к развитию инновационной деятельности;
7) формирование экономических показателей в сфере инновационной деятельности для оценки уровня и динамики коммерциализации научно-технических разработок;
8) разработка
критериев выбора приоритетов
государственной политики в
Заключение
Государственная инновационная
политика - это составная часть
социально-экономической полити
Основными приоритетными направлениями инновационной политики, осуществляемой государством на современном этапе развития нашей страны, являются:
1) работы по созданию, освоению и распространению техники и технологий, которые ведут к кардинальным изменениям в технологическом базисе страны. Эти работы носят, как правило, межотраслевой характер и не могут быть решены при существующем монопродуктовом (отраслевом) принципе организации и планировании производства;
2) работы по крупным
отраслевым научно-техническим
3) научно-техническое
обеспечение мероприятий,
4) направления НТП,
связанные с международным
Государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем: совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования инновационной деятельности; создания условий для экономического стимулирования к инновационной деятельности предприятий всех форм собственности, например, через систему налоговых льгот (в том числе по налогу на добавленную стоимость или земельному налогу для предприятий, осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки); участия в финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов инновационных программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства; организации закупок для государственных нужд наукоемкой продукции и передовой техники с целью обеспечения гарантированного их распространения.
В заключение необходимо отметить, что для стабильного функционирования инновационной системы, прежде всего, необходимо сформировать законодательную базу, потому что любой рядовой исследователь или инноватор, вкладывающий свои деньги и ресурсы в инновационные разработки, должен быть уверен в защищённости своих прав на изобретение и на получение соответствующего дохода от его использования третьими лицами. В этом направлении государством предприняты серьёзные шаги, что отражено в принятии 4 части Гражданского кодекса РФ.
Список использованных источников
1. |
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. N 7. 21.01.2009. |
2. |
Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы до 2010 года. (Утверждены Правительством Российской Федерации) от 05.08.2005 № 247 3п-П7. |
3. |
Агарков С.А., Кузнецова
Е.С., Грязнова М.О. Инновационный менеджмент
и государственная |
4. |
Алексеев А.Н. Инновационный менеджмент. – М.: Норма, 2010. |
5. |
Васильева Ю. Творчеству дадут свободу // Российская бизнес-газета. № 740 (7) 02.03. 2010. |
6. |
Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. – М., 2008. |
7. |
Дынкин А.А. Место России
в мировом технологическом |
8. |
Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. – М.: Дашков и Кº, 2008. |
9. |
Куцань О.А. Развитие механизмов государственного регулирования инновационной деятельности в России // Вопросы экономики. № 4 2006. |
10. |
Молчанов Н.Н. Инновационный процесс: организация и маркетинг. – СПб.: Питер, 2009. |
11. |
Основы политики Российской
Федерации в области развития
науки и технологий на период до
2020 года и дальнейшую перспективу (проект)
// www.poisknews.ru/phpp/files/ |
12. |
Проект федерального
закона «Об инновационной деятельности
и государственной |
13. |
Соколова О.Н. Инновационный менеджмент. – М.: КноРус, 2011 |
14. |
Хрусталев Е.Ю. Механизм государственного регулирования инновационной деятельности // Электронная версия журнала «Инновации» № 5 2007. Сайт: http://www.mag.innov .ru. |
Информация о работе Создание эффективно функционирующей национальной инновационной системы