Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 15:45, контрольная работа
Активным фактором экономического развития страны, коммерциализации инноваций (фактор экономического роста), творческой деятельности разработчиков новой техники в условиях рыночной экономики становится инновационное предпринимательство. Под инновационным предпринимательством понимается особый вид коммерческой деятельности, имеющей целью получение прибыли путем создания и активного распространения инноваций во всех сферах народного хозяйства. В отличие от классического, репродуктивного предпринимательства инновационное основывается на поиске новых путей развития действующего предприятия (новой продукции, технологии, рынков, материалов, форм управления) или на создании нового, инновационно-ориентированного предприятия. Понятие инновационного предпринимательства не отражает какой-либо определенной организационно-правовой формы инновационной деятельности, регламентированной действующим в стране Гражданским кодексом РФ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1.Сущность понятия «инновационное предпринимательство»…………5
2. Организация деятельности малых инновационных предприятий...….8
3.Общий порядок создания нового малого инновационного предприятия………………………………………………………………...……11
4.Анализ слабых и сильных сторон малого инновационного предприятия……………………………………………………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..….19
Список использованной литературы………………………………….…20
На формирование структуры управления малого инновационного предприятия существенное влияние оказывает используемый на предприятии тип системы принятия управленческих решений: авторитарный или коллегиальный. В зависимости от этого признака на малом инновационном предприятии могут использоваться три разновидности организационных структур управления: линейная, линейно-штабная и многолинейная (функциональная) системы.
Линейная структура управления как наиболее авторитарная, но простая и экономная используется преимущественно в узкоспециализированных малых инновационных предприятий, без развитой инфраструктуры, с ограниченной численностью сотрудников.
Линейно-штабная структура приемлема в большей степени для малых инновационных предприятий, в которых значительный удельный вес составляет НИОКР. Для прогнозирования, выработки стратегии, разработки и оценки отдельных проектов в них, например, может создаваться специальный «штабной» орган в форме научно-технического отдела, ответственного за принятие важнейших инновационных решений. Многолинейная, или смешанная, структура управления используется для многопрофильных, диверсифицированных малых инновационных предприятий со сложной внешней инфраструктурой. При выборе типа структуры управления необходимо помнить о том, что она по своей природе вторична и в значительной степени зависит от характера принятия на малом инновационном предприятии его научно производственной структуры. Научно-производственная структура малого инновационного предприятия представляет состав основных научных и производственных звеньев предприятия и формы их кооперации при осуществлении инновационных процессов. В зависимости от характера закрепляемых за подразделениями и службами заданий, т.е. в зависимости от их специализации, выделяют четыре классических типа структур малого инновационного предприятия: дивизиональную, функциональную, матричную и проектную. На практике чаще всего используются смешанные типы организационных структур, формируемые исходя из объективных условий их деятельности. Основными инструментами формирования организационных структур являются следующие:
а) анализ и дифференциация (разделение) управленческих и инновационных процессов на отдельные составляющие, функции, задания;
б) группирование заданий в однородные группы, достаточно устойчивые на протяжении длительного периода деятельности малого инновационного предприятия;
в) создание специализированных подразделений, служб с закреплением за ними однородных групп заданий, объектов, функций управления, состава работников и оборудования;
г) разработка должностных инструкций и положений об отделах, службах, подразделениях для документального фиксирования принятой организационной структуры.
3. Общий порядок создания нового малого инновационного предприятия
Создание нового малого инновационного предприятия составляет содержание первой фазы его жизненного цикла. От качества и глубины проработки, принимаемых на этой стадии решений зависит его успех. Из международной практики известно, что половина создаваемых малых инновационных предприятий прекращает свою деятельность в первые четыре года из-за неправильных решений, принятых при его создании. Наиболее распространенными причинами закрытия молодых малых инновационных предприятий являются: отсутствие предпринимательского опыта и экономических знаний у инноватора; неправильная коммерческая оценка инновационной цели; ошибки в оценке рынка или поведении на нем; неправильная оценка конкурентоспособности идеи, научно-технического уровня инновационного продукта; ошибки в планировании требующихся инвестиций, в финансовом учете; переоценка собственных возможностей; ошибки в подборе персонала; нехватка собственных средств, невозможность получения (погашения) кредита; высокие затраты на управление и содержание персонала; неправильная организация, устаревшее оборудование. В зависимости от характера возникновения и уровня проработки инновационной идеи в международной практике выделяют три типа создания малого инновационного предприятия: системный, итеративный и спонтанный. Наиболее перспективным и конкурентоспособным считается системный тип создания малого инновационного предприятия, который отличается идеальной проработанностью проекта объективной оценкой рисков и шансов, детальной проектной проработкой организации деятельности, финансовых источников и денежных средств. Этот тип базируется на техническом или производственном ноу-хау, патенте или приобретенной лицензии и характеризуется высоким профессионализмом. Он ориентирован на долговременные цели. Итеративный тип возникновения малого инновационного предприятия характеризуется поступательным развитием предпринимательской концепции. Он, как правило, связан с недостаточно определенной инновационной идеей, имеющей различные аспекты коммерческого использования. Предпринимательская концепция постоянно уточняется, изменяется по мере возникновения новых условий, уяснения рыночной ситуации и приобретения хозяйственного опыта предпринимателя. Этот тип связан с повышением затрат и более рискованными решениями. Наиболее опасным, рискованным и дорогостоящим признается спонтанный тип малого инновационного предприятия, созданного по принципу: «главное начать, а успех придет с опытом». Для успешного функционирования малого инновационного предприятия требуется системная проработка множества взаимосвязанных вопросов. Общий порядок создания нового малого инновационного предприятия включает обычно три основные стадии: подготовительную, учредительную и организационную.
Оценка рыночной ситуации является главным фактором, определяющим и структуру производственной программы малого инновационного предприятия и масштабы его деятельности.
Выбор организационно-правовой формы малого инновационного предприятия имеет важное значение для построения системы управления, порядка принятия стратегических решений, способов распределения прибыли, характера материальной ответственности учредителей, мотивационных рычагов и многих других факторов деятельности предприятия.
При сравнении организационно-правовых форм предприятий и их выборе следует иметь в виду, прежде всего следующие критерии:
1) ограничения в управлении
(процесс принятия решений
2) распределение прибыли (по возможности под собственную ответственность инноватора) в соответствии с целями малого инновационного предприятия;
3) налоговое давление (максимально простое и благоприятное для предпринимательских целей);
4) маркетинговая ответственность (по возможности лишь имуществом малого инновационного предприятия);
5) инвестиционные возможности (возможно более широкие).
Оценку каждого из перечисленных критериев при выборе организационно-правовой формы малого инновационного предприятия учредитель-инноватор делает из планируемых масштабов деятельности, потребности в инвестициях и сложности осуществляемых производственных процессов.
Местоположение малого инновационного предприятия не должно связываться только с местом проживания предпринимателя-инноватора. Оно определяется двумя группами факторов: факторами, определяющими выбор юридического адреса малого инновационного предприятия; факторами, определяющими географическое расположение и его структурных единиц.
Первая группа факторов, определяющая место государственной регистрации предприятия, ориентирует на поиск регионов с наиболее благоприятными условиями предпринимательской деятельности (уровень налогов, наличие государственной или региональной поддержки, таможенные и прочие льготы и т.п.).
При определении географического места расположения малого инновационного предприятия должны учитываться следующие его характеристики:
а) характер инновационного продукта, условия его транспортировки;
б) характер технологического процесса и его пространственные условия;
в) состав рынков реализации продукции и их географическое расположение;
г) состав поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих и их географическое расположение;
д) логистические характеристики малого инновационного предприятия (внешние материальные потоки, их интенсивность, ритмичность, сезонность);
е) сравнительные оценки энергетических, экономических, демографических, социальных, климатических и прочих условий в возможных местах расположения малого инновационного предприятия.
Выбор наиболее благоприятного места расположения малого инновационного предприятия с учетом перечисленных факторов осуществляется, как правило, исходя из критерия минимизации издержек и сроков удовлетворения заказа потребителя.
Подготовительная стадия создания малого инновационного предприятия должна завершаться разработкой предпринимательской концепции нового малого инновационного предприятия. Предпринимательская концепция является абсолютно обязательным элементом процесса создания малого инновационного предприятия, необходимым как для внутренних, так и для внешних целей. Как внутренний документ она используется в форме сводного обоснования инновационного проекта на стадии создания малого инновационного предприятия и как инструмент контроля при оценке развития предприятия. Как внешний документ предпринимательская концепция используется для целей получения внешнего кредита инвестиций, создания различных хозяйственных объединений и союзов, для получения государственного или регионального заказа, международного контракта. Наиболее распространенной и принятой в международной практике формой подготовки предпринимательской концепции малого инновационного предприятия является составление бизнес-планов.
4. Анализ слабых и сильных сторон малого инновационного предприятия
Малое инновационное предприятие представляют собой специфическую организационную форму инновационной деятельности, имеющую большое значение как для развития экономики страны в целом, так и для удовлетворения индивидуальных потребностей разработчиков новой техники, создателей инноваций, авторов изобретений и открытий.
Именно с этих двух позиций - общественных и индивидуальных - необходимо оценивать слабые и сильные стороны малого инновационного предприятия. С народнохозяйственной точки зрения малое инновационное предприятие является эффективным инструментом постоянного обновления всех элементов производственных процессов, обеспечения высокой конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Они способны очень динамично и гибко реагировать как на изменения потребительского спроса, так и на новые предложения и перспективы, открывающиеся на базе результатов НИОКР. Малое инновационное предприятие осуществляют инновации, как правило, не требующие значительных инвестиций и привлечения существенных материальных, трудовых и энергетических ресурсов. В то же время малые инновационные предприятия способны в наибольшей степени снижать социальную неопределенность в кризисных ситуациях, в условиях реструктуризации отраслевых производств, предоставляя рабочие места для квалифицированных специалистов и рабочих.
В Германии, например, функционирует около 3 млн. малых и средних предприятий и объединений лиц свободных профессий. Они составляют 99,6% всех фирм, облагаемых налогом с оборота, обеспечивают почти половину валового национального продукта и примерно 50% валовых инвестиций страны, 2/3 общего числа рабочих мест и большую часть их прироста. На них приходится сегодня 75% выдаваемых патентов. С народнохозяйственной точки зрения слабые и сильные стороны малого инновационного предприятия проявляются при их сравнении с возможной альтернативной формой инновационной деятельности крупных ИП. В таблице 1 представлены наиболее важные достоинства и недостатки малого инновационного предприятия в сравнении с крупными ИП.
Таблица 1.
Сравнительная характеристика сильных и слабых сторон малого инновационного предприятия по отношению к крупным ИП
Сильные стороны МИП |
Слабые стороны МИП |
Короткая длительность инновационного цикла |
Низкий профессиональный уровень менеджмента |
Прямые и персональные контакты с партнерами |
Незначительные возможности внешнего финансирования, в том числе кредитования |
Быстрое принятие управленческих решений |
Ограниченные возможности диверсификационного профиля МИП |
Высокая мотивация труда |
Высокий уровень риска в предпринимательской деятельности |
Низкий уровень накладных расходов |
Незначительная степень разделения труда и специализации рабочих мест |
Гибкая реакция на научно-технические достижения |
Ограниченные возможности удовлетворения масштабного спроса |
Динамическая ориентация на спрос потребителя, свободные рыночные ниши |
Персонифицированная ответственность за финансовые результаты деятельности |
Отсутствие бюрократических структур в организации |
Отсутствие синергического эффекта от совместной деятельности множества структурных подразделений МИП |
Анализ слабых и сильных сторон малого предпринимательства объективно свидетельствует о том, что наиболее результативно сильные стороны его проявляются в инновационно-ориентированных сферах деятельности в связи с созданием и освоением новых изделий, технологий, материалов, систем менеджмента и его элементов, а также продвижением и освоением новых рынков.
Информация о работе Создание малого инновационного предприятия