Стратегии управления интеллектуальным капиталом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 12:28, реферат

Описание работы

В современном обществе интеллектуальный капитал становится основой богатства. Именно он определяет конкурентоспособность экономических систем, выступает ключевым ресурсом их развития. В процессе создания, трансформации и использования интеллектуального капитала участвуют коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и организации, т.е. все субъекты рыночных отношений. Способность экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал все в большей мере определяет экономическую силу нации, ее благосостояние. Открытость общества для импорта разнообразных знаний, идей и информации, способность экономики продуктивно их перерабатывать – вот от чего зависит успешное социально-экономическое развитие любой страны.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Управление знаниями…………………………………………………………….3
1.1 Особенности знаний……………………………………………………………….3
1.2 Модель знаний…………………………………………………………………..…5
Глава 2. Концепция интеллектуального капитала……………………………………...7
1.2 Организационный капитал………………………………………………………..8
2.1 Человеческий капитал……………………………………………………………..9
2.3 Потребительский капитал………………………………………………………..11
Глава 3. Стратегии управления интеллектуальным капиталом………………….…14
Заключение…………………………………………………………………………………..20
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Интелект. капитал.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

Человеческий, организационный и  потребительский капитал взаимодействуют  друг с другом. Недостаточно инвестировать  в каждый из них по отдельности. Они  должны поддерживать друг друга, создавая синергетический эффект, и тогда происходит перекрестное влияние одних видов нематериальных активов на другие.

 

Глава 3. Стратегии управления интеллектуальным капиталом

Стратегия управления интеллектуальным капиталом на основе сценарного подхода.

В реальной ситуации эффективная реализация конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия обеспечивается за счет синтеза различных вариантов стратегий управления интеллектуальным капиталом. Эти варианты создаются с помощью формирования карты стратегий, представленной на рисунке 2. Совокупность вариантов на множестве возможных комбинаций стратегий зависит от сложности и разветвленности модели управления интеллектуальным капиталом. Созданная таким образом карта может содержать несколько сценариев развития составляющих интеллектуального капитала и их элементов. Эти сценарии могут рассматриваться с различных позиций:

  • формирования конкурентных преимуществ предприятия;
  • максимизации его рыночной стоимости;
  • создания и сохранения уникальности предприятия.

Каждый из этих сценариев может быть близок к оптимальному, то есть являться квазиоптимальным вариантом. Поэтому возникает задача выбора такого квазиоптимального варианта, который бы по показателям эффективности и результативности был наиболее близок к оптимальному варианту. Однако в практической деятельности, несмотря на кажущееся многообразие вариантов комбинаций стратегий, составление карты стратегий может быть сведено к определению варианта, обеспечивающего развитие конкретных элементов интеллектуального капитала. Часто эти элементы являются доминирующими и выступают как нематериальные факторы роста рыночной стоимости высокотехнологичного предприятия. Это может быть развитие клиентской базы предприятия, упрочение его деловой репутации, создание бренда и т.д.

Рис. 2. Карта стратегий для формирования модели управления интеллектуальным капиталом предприятия9

Созданная модель управления интеллектуальным капиталом и сформированная на ее основе карта стратегий позволяют  наилучшим образом:

  • определять направления перераспределения потока корпоративных знаний;
  • идентифицировать процессы преобразования неявного знания (например, ноу-хау) в явное знание (в форму документов, процедур, патентов, свидетельств на полезную модель и т. д.);
  • формировать процессы закрепления индивидуальных компетенций в организационном знании, а также процессы перенесения знаний от клиентов и конкурентов во внутреннюю структуру предприятия.

Выбранная комбинация стратегий  управления интеллектуальным капиталом  должна обеспечить не только рациональный обмен знаниями, но и эффективный перенос знаний из одного компонента интеллектуального капитала в другой. Заключительной фазой рассматриваемого подхода является синтез стратегии управления на основе использования выбранных вариантов. По результатам синтеза создается оптимальная стратегия управления интеллектуальным капиталом. Решающее значение в выборе этой стратегии с точки зрения эффективности и результативности развития сферы инновационной деятельности высокотехнологичного предприятия имеют такие факторы, как:

  • сходимость стратегии управления интеллектуальным капиталом по всем параметрам функциональных стратегий;
  • соответствие стратегии управления интеллектуальным капиталом конкурентной стратегии предприятия. Это означает, что система управления интеллектуальным капиталом должна способствовать наилучшей реализации существующей у высокотехнологичного предприятия конкурентной стратегии;
  • сохранение уникальности предприятия на рынке наукоемкой продукции в долгосрочном периоде.

Для формирования стратегии  управления интеллектуальным капиталом на основе сценарного подхода целесообразно использовать следующий алгоритм:

Шаг 1: Идентифицировать составляющие интеллектуального капитала и их элементы.

Шаг 2: Создать модель формирования интеллектуального капитала.

Шаг 3: Формализовать потоки знаний в системе управления интеллектуальным капиталом.

Шаг 4: Выявить элементы интеллектуального  капитала, имеющие наибольшую динамику развития.

Шаг 5: Определить элементы интеллектуального  капитала, которые предприятию необходимо приобрести для достижения запланированной эффективности и результативности реализации конкурентной стратегии.

Шаг 6: Составить карту  стратегий, содержащую возможные варианты развития составляющих интеллектуального  капитала.

Шаг 7: С помощью карты  стратегий осуществить синтез выбранных вариантов развития составляющих интеллектуального капитала и их элементов.

Шаг 8: Используя результаты синтеза, сформировать единую стратегию  управления интеллектуальным капиталом. В основе такой стратегии должен лежать механизм рационального формирования и применения корпоративных знаний. 

 

Декомпозиционный подход к формированию стратегии управления интеллектуальным капиталом.

Модель управления интеллектуальным капиталом охватывает широкий спектр элементов такого капитала. Комбинация этих элементов дает возможность сформировать различные стратегии управления. Кроме того, модель позволяет формализовать обязанности менеджмента в системе управления интеллектуальным капиталом высокотехнологичного предприятия. При практической реализации стратегии подобные преимущества обеспечивает модель с четырьмя составляющими интеллектуального капитала: рыночные ресурсы – человеческие ресурсы – интеллектуальная собственность как ресурс – инфраструктурные ресурсы. Однако в зависимости от особенностей деятельности высокотехнологичного предприятия модели стратегического управления могут оказаться достаточно сложными и «непрозрачными» в отношении перераспределения, преобразования и переноса потока знаний внутри предприятия. Поэтому для того чтобы повысить информированность менеджмента и исключить возможность неэффективного синтеза вследствие многообразия исходных комбинаций стратегий необходимо установить стратегическую значимость элементов интеллектуального капитала, выявив степень их влияния на эффективность и результативность реализуемой предприятием конкурентной стратегии.

Для этого созданная модель формирования интеллектуального капитала должна быть подвержена декомпозиции, то есть необходима реструктуризация модели. Декомпозиция первоначальной модели может осуществляться, как по горизонтали (в данном случае определяются составляющие интеллектуального капитала), так и по вертикали (в этом случае выбираются отдельные элементы или группа элементов интеллектуального капитала). Такой подход дает возможность выделить стратегически значимые элементы, которые относятся к группе активных элементов, а также определить второстепенные по значимости элементы, которые будут отнесены к группе пассивных элементов (рис. 3).

Рис. 3. Декомпозиция первоначальной модели управления интеллектуальным капиталом предприятия10

Обозначения:

N – число отобранных  составляющих интеллектуального  капитала;

K – число элементов  отобранных составляющих интеллектуального  капитала

Кроме того, могут быть определены элементы из активной группы, которые обладают существенным отличием от других элементов. Это чрезвычайно важно с точки зрения стратегического управления интеллектуальным капиталом предприятия. Такое углубленное исследование структуры интеллектуального капитала оставляет пассивные элементы на «поверхности стратегии». В этом случае формирование пассивных элементов функционально будет зависеть от развития активных элементов, подвергающихся интенсивным ресурсным воздействиям в процессе реализации стратегии управления интеллектуальным капиталом предприятия.

Следующим шагом декомпозиции модели, представленной на рисунке 2, является выявление из созданной активной группы элементов интеллектуального  капитала одного или нескольких элементов, входящих в группу элементов так  называемого «целевого капитала». Элементы группы «целевого капитала» характеризуются рядом признаков, включая:

  • конкретное значение интервала времени формирования;
  • существенные затраты ресурсов на развитие;
  • наличие различных ограничений, например сроков использования элементов;
  • возникновение эффекта синергии при взаимодействии с другими элементами. Появление этого эффекта обеспечивает, во-первых, динамичное развитие составляющих интеллектуального капитала, а во-вторых, равномерность генерирования притоков денежных средств;
  • возникновение эффекта противодействия инновационным рискам. В конечном итоге этот эффект снижает значение нормы дисконта, увеличивая эффективность инновационной деятельности высокотехнологичного предприятия.

Таким образом, развитие элементов, входящих в группу элементов «целевого капитала», будет наилучшим образом способствовать достижению стратегических целей, заложенных в конкурентную стратегию деятельности высокотехнологичного предприятия. Это означает, что в конечном итоге за счет формирования экономической добавленной стоимости будет обеспечен прирост рыночной стоимости предприятия.

В результате декомпозиции первоначальной модели формирования интеллектуального  капитала изменяется и задача управления интеллектуальным капиталом. Теперь эта  задача трансформируется в задачу управления группой активных элементов, входящих в структуру интеллектуального капитала. Такой подход позволяет адаптировать стратегию управления интеллектуальным капиталом к специфике деятельности предприятия, сохраняя уникальность этого предприятия на высококонкурентном рынке наукоемкой продукции.

Алгоритм формирования стратегии  управления интеллектуальным капиталом  на основе декомпозиционного подхода  можно представить в виде следующей  модели, имеющей пошаговую структуру:

Шаг 1: В исходной модели формирования интеллектуального капитала определяются составляющие, являющиеся значимыми для создания стратегии управления интеллектуальным капиталом.

Шаг 2: Выявляются элементы составляющих интеллектуального капитала и устанавливаются  характерные признаки каждого элемента.

Шаг 3: Для каждого элемента устанавливается его стратегическая значимость в стратегии управления интеллектуальным капиталом.

Шаг 4: Для каждой составляющей интеллектуального капитала стратегически  значимые элементы сводятся в активную группу элементов, а второстепенные по значимости элементы включаются в пассивную группу.

Шаг 5: Из созданных групп  активных элементов интеллектуального  капитала выявляются один или несколько  элементов, входящих в группу «целевой капитал». Эти элементы должны иметь отличительные характеристики и существенным образом влиять на достижение стратегических целей деятельности высокотехнологичного предприятия.

Шаг 6: Для каждой составляющей интеллектуального капитала разрабатывается  стратегия развития.

Шаг 7: На основе разработанных стратегий управления составляющими формируется единая стратегия управления интеллектуальным капиталом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги можно сказать, что  в условии жесткой конкуренции  организация должна иметь достойный  интеллектуальный капитал.

Интеллектуальный капитал, состоящий  из двух тесно взаимодействующих  частей — кадрового капитала и  интеллектуальной собственности, — находится в постоянном движении и проходит три стадии превращений, такие же, как и промышленный капитал, принимая при этом соответствующие формы: денежную, производительную и товарную.

Главной целью управления интеллектуальным капиталом является обеспечение неразрывности кругооборота его превращений.

Интеллектуальный капитал как  объект управления должен рассматриваться  в тесном функциональном взаимодействии с промышленным капиталом, так как  в процессе превращений интеллектуальный капитал овеществляется в материальной продукции, создавая интеллектуальную составляющую рыночной ее стоимости, что предопределяет переход интеллектуальный капитал в денежную форму.

Разработанная концептуальная модель интеллектуального капитала как  объекта управления и как правило управления интеллектуальным капиталом позволяют решать практические задачи по обеспечению неразрывности кругооборота интеллектуального капитала организации, рост ее интеллектуального потенциала и конкурентоспособности.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Richard Petty, James Guthrie. Intellectual Capital Literature Review. Measurement, reporting and management. Journal of Intellectual Capital. Vol. 1, Number 2, 2000, pp. 155—176.
  2. Understanding and Measuring Social Capital: A Multidisciplinary Tool for Practitioners. Wash. D.C. 2010
  3. Dzinkowski, R. The measurement and management of intellectual capital. Management Accounting (UK), Vol. 78, Number 2, pp. 32-36.
  4. Багриновский К. А., Бендиков М.А., Фролов И.Э., Хрусталев Е.Ю. Наукоемкий сектор экономики России: состояние и особенности развития. — М.: ЦЭМИ РАН, 2001. — 120 с.
  5. Гапоненко А. Л. Управление знаниями. — 2001. — 60 c.
  6. Teece D.J. Firm organization, industrial structure and technological innovation. Journal of Economic Behavior and Organization. — - 2001. — 224 c.
  7. Давенпорт и Прусак. Рабочее знание: Как организации управляют тем, что они знают. — 1998. — 560 с.
  8. Нонака и Такеучи. Компания — создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. М.: Олимп-Бизнес. — 2003. 320 с.
  9. Мильнер Б. З. Управление знаниями: эволюция и революция в организации. М. — 2003. — 176 с.
  10. Сваровский Ф. Секретное оружие // Ведомости. 2000. 28 августа.
  11. Черныш М. Россия держит марку // Со-общение. 2000, май. № 5
  12. . www.intellectualcapital. Leif Edvinsson
  13. Баранов В.В., Зайцев А.В. Стратегическое управление интеллектуальным капиталом высокотехнологичного предприятия // Креативная экономика. — 2009. — № 12 (36). — c. 72-86. — http://www.creativeconomy.ru/articles/2832/

Информация о работе Стратегии управления интеллектуальным капиталом