Сущность инновационной деятельности и инновационного предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 06:41, курсовая работа

Описание работы

Инновационный менеджмент должен создать необходимые условия для расширения, ускорения и повышения эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и других, направленных на разработку и внедрение конкурентоспособной продукций и технологии на уровне мировых стандартов. Это позволит в ближайшей перспективе создать высокорентабельные промышленные производства, в том числе ориентированные на экспорт, и многочисленные коммерческие организации в сфере услуг (торговые фирмы, предприятия массового питания, транспортные организации, предприятия связи, банки, страховые общества и т.д.).

Файлы: 1 файл

курсовая инновационная деятельность.docx

— 83.85 Кб (Скачать файл)

Инновационная деятельность может осуществляться как в рамках предприятий специально созданными для этого подразделениями (так называемые внутренние венчуры), так и самостоятельными венчурными (рисковыми) фирмами.

Внутренние венчуры представляют собой небольшие подразделения, организуемые для разработки и производства новых типов наукоемкой продукции и наделяемые значительной автономией в рамках предприятий. Отбор и финансирование предложений, поступающих от сотрудников предприятия или независимых изобретателей, ведутся специализированными службами. В случае одобрения проекта автор идеи возглавляет внутренний венчур. Это подразделение функционирует при минимальном административно-хозяйственном вмешательстве со стороны руководства предприятия.

В течение обусловленного срока внутренний венчур должен провести разработку новшества и подготовить новый продукт или изделие к запуску в массовое производство. Как правило, это производство нетрадиционного для данной фирмы изделия.

В Российской Федерации внутренние венчуры созданы на ряде крупных промышленных предприятий, прежде всего, военно-промышленного комплекса (ВПК).

Венчурная фирма - это малое  предприятие, специализирующееся на исследованиях и разработках инновационных идей, связанных со значительным риском. Для разработки перспективной идеи привлекается венчурный капитал крупных фирм, заинтересованных в инновациях. Крупная фирма обычно неохотно идет на собственную разработку инновационной идеи со значительным риском. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой фирмы.

Поэтому главным направлением участия крупной фирмы в исследованиях  вероятного характера, связанных с  разработкой инновационных идей, становится осуществление рискового  финансирования небольших фирм-новаторов, специализирующихся на подобных разработках.

Для малых фирм характерны простота управления, широкий простор  личной инициативы, возможность проведения гибкой научно-технической политики, активное привлечение к своей деятельности изобретателей. Это обусловливает высокую эффективность деятельности венчурных фирм. Многие из них вносят существенный вклад в инновационный прогресс, разработку новой продукции, прогрессивных технологий.

Об эффективности малых  фирм в инновационном процессе свидетельствуют  следующие данные: по оценкам Национального  научного фонда США, на каждый вложенный  в НИОКР доллар фирмы с численностью до 100 человек осуществляли в четыре раза больше нововведений, чем фирмы  с занятостью в 100-1000 человек, и в 24 раза больше, чем компании, где  занятость свыше 1000 человек. Темпы нововведений у них на треть выше, чем у крупных, кроме этого, небольшим фирмам требуется в среднем 2,22 года, чтобы выйти со своими нововведениями на рынок, тогда как крупным - 3,05 года.

Участие крупных фирм в  рисковом финансировании по сравнению  с традиционными формами ведения НИОКР обусловлено не только повышенной отдачей, но и их прямой экономической заинтересованностью. Дело в том, что независимые малые фирмы пользуются налоговыми и другими льготами, получают прямую финансовую поддержку в рамках правительственных программ стимулирования научно-технического прогресса. В результате в настоящее время венчурное финансирование во многих странах активно развивается. Определенное развитие венчурные формы получают и в России.

 

С ростом уровня развития экономики  возрастает значение использования  нововведений в широких масштабах.

Можно выделить две основные формы предпринимательства: создание и экономическая реализация новшеств (инновационное предпринимательство) и чисто рыночное предпринимательство (маркетинг в широком его понимании).

Наиболее полно сущность предпринимательства проявляется  в нововведениях, где создается  новая, ранее не существовавшая комбинация факторов производства (новая производственная функция).

К сожалению, важнейшее конкурентное преимущество — уровень развития науки и интеллектуальная продукция (патенты, ноу-хау, информация) используются в нашей практике исключительно слабо. Это особенно четко проявилось в настоящее время в условиях массового выхода на внешний рынок. Возможности конкурировать на мировом, да и российском рынке товаров были резко ограничены как только исчезли преимущества низких цен на ресурсы и факторы экстенсивного роста.

В российской экономике пока мало хозяйствующих субъектов, осуществляющих в полной мере инновационную предпринимательскую деятельность. Ситуация в этом случае порождена сложностью восприятия и практического перехода на инновационную систему хозяйствования после долгих лет принудительного перераспределения и концентрирования ресурсов.

Кроме того, ограниченность ресурсов должна побуждать производство снять эти ограничения путем инноваций. Однако побудительные мотивы могут быть практически подавлены, с одной стороны, при экономических кризисах и неопределенности развития, а с другой стороны, при снижении отдачи от вложенных средств. Поэтому общее состояние экономики, материального производства влияет на развитие инновационного предпринимательства. Необходимо сформулировать ряд важных положений, определяющих изменение экономического климата в инновационной сфере. Повышение в условиях рыночной экономики внимания к оценке будущих запросов потребителей. Необходимость работать с потребителями в самом тесном контакте, помогая им использовать предлагаемый новый продукт или технологию для формирования их бизнеса. Обострение отношения к времени, которое проходит с начала проверки новшества до получения экономического результата. Началась волна сжатия времени, отведенного на нововведение, и поиск оптимального соотношения вложения капитала в долгосрочные инновационные проекты с ярко выраженным коммерческим характером. Коммерциализация процесса нововведений заметно усиливается, меняются темп и масштабы предпринимательской деятельности в этой области. 

 В отличие от производственного  процесса инновационный процесс  характеризуется:

•          многочисленностью и неопределенностью путей достижения цели и высоким риском;

•          невозможностью детального планирования и ориентации на прогнозные оценки;

•          необходимостью преодоления сопротивления как в сфере сложившихся экономических отношений, так и интересов участников инновационного процесса.

Эти особенности в предпринимательстве  слабо учитываются, что резко  снижает инновационную культуру.

Сложность проблемы состоит  в том, что простое накопление научных результатов в любых масштабах автоматически не вливается в инновационный процесс. Передача знаний по цепочке от одной фазы инновационного процесса к другой требует дополнительной, посреднической системы. Такая система по существу представляет собой рынок новшеств, входящий составной частью в товарный рынок.

Рынок новшеств образуется в условиях неопределенности, которые  вытекают из характера инновационных процессов, и в специфической среде взаимоотношений участников рынка.

Становление рынка новшеств следует рассматривать в связи с развитием предпринимательства в сфере инноваций. В начале этого пути пришлось отказаться от прямого управления производством в пользу предпринимательства, адаптироваться к новым, рыночным условиям хозяйствования. Наконец, появились активные независимые субъекты рынка, осуществляющие инновационное поведение, суть которого — в непрерывном поиске новшеств и диверсификации производства, активном вовлечении в этот процесс финансового капитала и интеллектуального потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Бизнес-план  инновационного предложения на  примере интернет-кафе «Трафик»

1. Цели и  задачи открытия данного вида  деятельности.

Наступил 21век - век информационных технологий и «войн». Победит тот, чья информация окажется нужней, быстрей и дешевле. А чтобы донести эту информацию до людей –потребителей, нужно место, где люди могли бы ее получить. Вот таким местом и должно стать небольшое интернет-кафе.

Информация бывает разная, для разных категорий населения, поэтому специализация интернет-кафе тоже не должна быть узкой (аналог библиотеки). Дети могут поиграть в компьютерные игры, студентам-Интернет, кому-то понадобиться связаться с родственниками за границей, а кому-то поиграть на бирже и неплохо заработать. Все вкусы и потребности должно удовлетворить интернет-кафе.

Это – общественная точка зрения. Что такое интернет-кафе для предпринимателя, который собирается открыть данный бизнес? Прежде всего, это прибыль, ведь все услуги оплачиваются. Цель предпринимателя – удовлетворяя потребности населения – заработать.

2. Краткое  описание бизнеса.

На базе изолированного помещения, с отдельным входом открывается  интернет-кафе, которое содержит две комнаты и санузел. Одна непосредственно для компьютеров, другая для небольшого буфета. Буфет создается для удобства посетителей (СВЧ-печь, чайник, холодильник, телевизор). Заработать на нем не удастся. В главной комнате устанавливается мебель, компьютерная (15станций и сервер) и орг-техника (принтеры, сканер), что и является основным инструментом в достижении прибыли. Компьютеры и сервер соединены сетью локально и с провайдером. По сути посетители арендуют у интернет-кафе компьютеры на время для своих целей. В зависимости от намеченных целей использования техники и взимается плата, что является основной статьей доходов. Здесь можно продавать и сопутствующие товары (дискеты, диски, матрицы, мелкий инвентарь, расходные материалы, т.е. все, что может понадобиться в работе посетителям).

3. Анализ  рынка.

На данный момент в г. Владимире уже открыто более 15 подобных клубов. Наиболее известные из них (3 клуба) (самые крупные и дорогие) находятся в центре. Другие (более мелкие) расположены в жилых районах не далеко от центра, где наибольшая концентрация населения. Не охвачены остаются отдаленные от центра районы и пригороды. Также в подобных интернет-кафе остро нуждаются небольшие города вокруг Владимира (20-40 км). На жителей именно таких районов и нацелен данный проект. Основными потребителями будут являться люди из среднеобеспеченных слоев населения.

Создаваемое интернет-кафе не может конкурировать с передовыми клубами и не преследует такой  цели. Оно ориентировано на людей проживающих вблизи, которые не имеют возможности поехать на другой конец города, чтобы, например, поиграть в любимую игру или отправить письмо другу. Поездка займет гораздо больше времени, чем собственно удовлетворение самой потребности. В отдаленных районах и в небольших (50-100тыс. населения) городах подобных точек просто нет. Рынок свободен. Причиной такой ситуации служит дороговизна оборудования, которое необходимо установить и большие первоначальные затраты.

4. Производимые  услуги.

- Компьютерные игры по  локальной сети и сети интернет

- Интернет без траффика

- Работа с прикладными  программами типа MS Word , MS Excel и пр.

- Распечатка цветная и  черно-белая с простым и фото-качеством

- Cканирование

- Запись CD-дисков

- Составление фотоальбомов  на CD

- Обучение работе с  прикладными программами и интернет

- Консультационные услуги

- Изготовление визиток,  открыток, виньеток, бэйджей, буклетов и пр.

- Изготовление дружеских фотошаржей

- Набор и редактирование  текста

- Поиск любой информации  на основе объединенного поискового  сервера и по сети

Интернет.

С течением времени будут  создаваться дополнительные услуги по мере появления спроcа на них.

5. Организация  производства.

Вся техника будет объединена в сеть по принципу «звездочка» (снежинка). В центре будет находиться сервер, который будет связан через модем с провайдером по выделенной линии. Работа с клиентами будет осуществляться администраторами через сервер. Работа интернет-кафе рассчитана на круглосуточный режим. В начале дня на 1 час будет закрываться для уборки, проветривания, пересменки, сдачи кассы, проверки оборудования на работоспособность и прочее. 1раз в 2 месяца интернет будет закрываться на профилактику и чистку техники, переустановку и восстановление программного обеспечения.

6. Финансирование и риски.

В настоящее время существует несколько способов финансирования данного проекта:

  • Лизинг предпочтителен, когда есть собственные средства, но их не достаточно, чтобы профинансировать проект на 100%.

Т.е. по договору лизинга  лизингополучатель оплачивает 30-40% стоимости техники (только), а остальные выплаты производятся в течение 1 года. Все остальное предприниматель покупает сам или в кредит.

- достоинства: не требует  сразу больших вложений, собственником  становится

предприниматель.

- недостаток: законодательными  органами не доработана до  конца правовая база подобных отношений.

  • Кредит - использование этого способа финансирования имеет место, когда предприниматель не имеет собственных средств.

Т.е. предприниматель берет  у кредитора средства взаймы под  проценты на определенное время (обычно 1 год)

- достоинства: не требует собственных капиталовложений, собственником техники и

оборудования становится предприниматель.

- недостатки: предприниматель  перед кредитором отвечает своим  имуществом, которое по договору займа оставляет в залог (стоимость которого превышает размер кредита в 2 раза); слишком большие проценты по погашению кредита; очень маленькие сроки, на которые дается кредит. (срок окупаемости проекта 1,2-1,5года); для получения кредита предприниматель уже должен иметь какую-либо деятельность с хорошим доходом; в случае провала проекта и невозврата кредита теряет заложенную собственность.

Информация о работе Сущность инновационной деятельности и инновационного предпринимательства