Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 16:01, курсовая работа
Организация инновационной деятельности – объединение усилий научно-технического персонала на основе соответствующих регламентов и процедур, направленное на ускорение и повышение эффективности инновационного развития. Цель таких организаций – упорядочение инновационного процесса, улучшение его характеристик, ликвидация потерь, связанных с повторным проведением исследований и разработок, неполным использованием имеющихся открытий, медленным осуществлением процесса – «исследование - производство». Особенности организации инновационного процесса связаны с внутренне присущей ему неопределенностью. Неопределенность достижения цели, т.е. вероятность получения положительного результата, составляет на стадии фундаментальных исследований всего 5- 10%, увеличиваясь на этапе прикладных исследований до 85 – 90%, а в процессе разработок – до 95 -97%.
Инвестирование в венчурные
предприятия характеризуются
- средства предоставляются
на длительный срок на
- долевое участие инвестора в уставном капитале компании (объединения);
- участие инвестора (инвесторов)
в управлении созданной
Венчурные организации могут быть трех типов:
1. корпоративные;
2. внутренние венчуры;
3. самостоятельные.
Корпоративные венчурные
структуры (они могут иметь различные
разновидности) предназначены расширить
приток на предприятия новых идей
и технологий извне, что позволит
ускорить процессы модернизации и обновления
продукции и в конечном итоге
повысить конкурентоспособность
Внутренние венчуры
Самостоятельные венчурные организации нацелены на поиск и разработку принципиально новых инновационных решений, освоение опытных образцов и доведение результатов разработок до уровня коммерциализации. Они могут работать по своей инициативе и по заказу.
Инновационный процесс охватывает многих участников и многие заинтересованные организации. Он может осуществляться на государственном (федеральном) и межгосударственном уровнях, в региональных и отраслевых сферах, местных (муниципальных) формированиях. Все участники имеют свои цели и учреждают свои оргструктуры для их достижения.
У крупных и мелких организаций
разная инновационная активность, что
соответствует их миссиям, целям
и стратегиям. Поэтому корпорации
создают вокруг себя сеть малых инновационных
фирм, готовя их руководителей с
помощью специальных «
Распространение новых сложных промышленных продуктов и технологий иногда происходит в организационной форме «франчайзинга» или «лизинга».
Реализация региональных научно-технических и социальных программ связана с организацией соответствующих объединений научных (университетских), промышленных и финансовых организаций: различного рода научно-промышленных центров.
В силу рискованности инновационных проектов возникают адекватные организационные формы инвесторов в виде «венчурных фондов» и инновационные формы создателей новаций - рисковые инновационные фирмы.
Федеральные программы особой важности, привлекающие большие ресурсы и рассчитанные на длительный срок, влекут за собой создание научных и технологических парков, технополисов.
Развитие международных научно-
Руководители компаний исходят из того, что для достижения коммерческого успеха необходима достаточно высокая «плотность» потока новаторских идей-изобретений, предложений по улучшению качества, дизайна, снижению себестоимости. Повышение роли таких параметров конкуренции, как новизна, цена, качество, надежность, индивидуализация товара, ставит перед большинством сотрудников, а, в конечном счете, перед всем персоналом фирмы задачу постоянного и всеобщего «мозгового штурма».
Замыкающим звеном в проведении
инновационной политики, управления
«человеческими ресурсами» выступает
интеграция усилий персонала в корпорации
вовлечение широкого круга работников
в решение вопросов повышения
эффективности и качества работы.
Формируется инновационная
Уже первый взгляд на механизм управления «человеческими ресурсами», например, в компании ЗМ подтверждает его инновационную специфику этого механизма. В компании разработаны принципы выявления факторов как блокирующих нововведения, так и поддерживающих и усиливающих новаторскую деятельность.
Блокирующие факторы:
- недоверие менеджеров к выдвигаемым снизу новым идеям;
- необходимость множества согласований новых идей;
- вмешательство других отделов в оценку новаторских предложений;
- незамедлительная критика и угрозы увольнения в связи с допущением ошибок;
- контроль за каждым шагом новатора;
- кулуарное принятие решений по новаторскому предложению;
- передача нижестоящим руководителям указаний, сопровождаемых угрозами;
- возникновение у вышестоящих руководителей «синдрома всезнающих экспертов».
Факторы, поддерживающие новаторство:
- предоставление необходимой свободы при разработке новшества, обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием, поддержка со стороны высшего руководства;
- ведение дискуссий и обмен идеями «без злобы и страха»;
- поддержание эффективных связей с коллегами, другими подразделениями, вузами и внешними научными организациями;
- углубление взаимопонимания работников.
Факторы, усиливающие новаторство:
- поддержка стремления работников постоянно учиться и повышать квалификацию:
- сочетание в системе образования специальных знаний и многодисциплинарной подготовки;
- возможность высказывать собственное мнение о проводимых изменениях;
- поощрение совмещения профессий;
- преодоление барьеров и размывание границ между разными видами работ и функциональными обязанностями;
- предоставление содержательной деловой информации, даже если она негативная;
- проведение регулярных совещаний рабочих групп;
- логичная аргументация необходимости изменений и реорганизаций, постоянная поддержка атмосферы доверия и восприимчивости к переменам.
Корпоративное руководство признает
необходимость
- инициируют новые идеи, как на стадии НИОКР, так и при создании и реализации новшеств;
- обеспечивают постоянные коммуникации, аккумулируют различные виды научно-технической и рыночной информации и распространяют ее в организации;
- формируют условия для продвижения новых идей, ориентируют участников создания новшеств на конечный результат, выступают лидерами нововведений и обновления организации.
В инновационной деятельности задействованы
предприниматели и
Выделяются такие типичные носители ролевых функций в процессе нововведений как «антрепренеры» и «интрапренеры», «генераторы идей», «информационные привратники» и т. д.
«Антрепренер» - ключевая фигура инновационного управления. Это, как правило, энергичный руководитель, который поддерживает и продвигает новые идеи, возможно, что и свои собственные, не боится повышенного риска и неопределенности, способен к активному поиску нестандартных решений и преодолению трудностей. Для антрепренера характерны и специфические личностные черты: интуиция, преданность идее, инициативность, способность идти на риск и преодолевать бюрократические преграды. Антрепренер ориентирован на решение задач внешнего порядка: создание организации, действующей во внешней среде; координация служб фирмы во внешней деятельности; взаимодействие с субъектами внешней инновационной среды: рыночное продвижение нового продукта; поиск и формулирование потребности в новых разработках и новой продукции. И потому антрепренер занимает такие посты, как руководитель подразделения новой продукции, управляющий проектом. Антрепренеров в организации немного.
«Интрапренер» - не менее важная фигура
в инновационном управлении. Интрапренеров
в организации должно быть существенно
больше. Это специалист и руководитель,
ориентированный на внутренние инновационные
проблемы, на внутреннее инновационное
предпринимательство. В его задачи
входит организация многочисленных
«мозговых штурмов», первичного поиска
новых идей, создание атмосферы вовлеченности
сотрудников в инновационный
процесс и обеспечение «
«Генератор идей» - это другой тип новаторского персонала. К его характерным чертам относятся способность вырабатывать в короткие сроки большое число оригинальных предложений, изменять область деятельности и предмет исследования, стремление к решению сложных проблем, независимость в суждениях. «Генераторами идей» могут быть не только ведущие ученые и специалисты, выдвигающие новые предложения, но и инженеры, квалифицированные рабочие, специалисты функциональных служб, выступающие с так называемыми «вторичными» инновациями. Традиционная практика неформального выделения «генераторов идей» может подкрепляться организационными решениями: выдающимся новаторам присваиваются титулы «генераторов идей» с соответствующими стимулами и льготами, их активность влияет на карьерное продвижение.
«Информационные привратники» находятся в узловых точках коммуникационных сетей, аккумулируют и переносят специализированную информацию, контролируют потоки научно-технических, коммерческих и других сообщений. Они накапливают и распространяют новейшие знания и передовой опыт, «подпитывают» информацией творческий поиск на разных этапах создания новой продукции или проведения организационно-экономических изменений в фирме.
«Деловые ангелы» - лица, выступающие в качестве инвесторов рисковых проектов. Как правило, это пенсионеры или старшие служащие компаний. Использование их в качестве источника финансирования имеет ряд преимуществ. Их кредит значительно дешевле, так как они в отличие от рисковых фондов не имеют накладных расходов.
Практическая деятельность руководителей формирует в основном четыре главных архетипа: «лидер», «администратор», «плановик», «предприниматель». Все они необходимы для успешной инновационной деятельности фирмы.
«Лидер» играет свою специфическую
роль в процессе разработки и реализации
проектных инновационных
«Администратор» занимается планированием,
координацией и контролем реализации
инвестиционного проекта. В условиях,
когда для успешного
«Плановик» стремится к
«Предприниматель», хотя и ориентирован на будущее, отличается от «плановика» тем, что стремится изменить динамику развития фирмы, а не экстраполировать ее прошлую деятельность. В то время как «плановик» оптимизирует будущее фирмы в области ее сегодняшней деятельности, «предприниматель» ищет новые направления деятельности и возможности расширения номенклатуры продукции фирмы.
«Вольный сотрудник» - статус сотрудника, являющегося новатором. Классический пример дает принятая фирмой IBM программа «Вольный сотрудник». В ней участвует примерно 45 «мечтателей, еретиков, возмутителей спокойствия, чудаков и гениев». Вольный сотрудник получает, в сущности, полную свободу действий на пять лет. У него совсем простая роль - сотрясать систему организации фирмы.
«Золотые воротнички» - это высококвалифицированные ученые и специалисты, обладающие предпринимательским подходом к использованию своих профессиональных знаний. Абсолютное их большинство работает по найму в корпорациях, университетах, консультационных фирмах. Часть специалистов совмещает работу по найму с предпринимательской деятельностью. Это проявляется в организации или внутрифирменных рисковых предприятий, работе по контракту сразу в нескольких фирмах.
«Научно-технические
«Альтернативный персонал» представляет
собой внештатных временных сотрудников.
Руководители предприятий давно
прибегают к услугам временных
работников, используя их в периоды
повышенной нагрузки или при нехватке
персонала. В настоящее время
из-за конкуренции, отрицательно сказывающейся
на уровне прибыли, приходится сводить
к минимуму состав постоянных сотрудников,
что делает задачу подбора