Технологический
подход в образовании
Развитие образовательных процессов
в современном обществе, огромный опыт
педагогических инноваций, авторских
школ и учителей-новаторов, результаты
психолого-педагогических исследований
постоянно требуют обобщения и систематизации.
Одним из средств решения этой проблемы
является технологический подход, применение
понятия «технология» к сфере образования,
к педагогическим процессам.
Прежде всего, необходимо исходить
из наиболее общего, метапредметного понимания технологии как научно
и/или практически обоснованной системы
деятельности, применяемой человеком
в целях преобразования окружающей среды,
производства материальных или духовных
ценностей. В ХХ веке технологии, основанные
на достижениях физики, химии, энергетики,
биологии, математики, информатики и других
наук, произвели технологическую революцию.
Технологический
подходв производственной сфере –
представление производственных процессов
как технологий – стал неотъемлемой чертой
современного материального производства.
Он выступает как концентрированное выражение
достигнутого уровня развития, внедрения
научных достижений в практику, важнейший
показатель высокого профессионализма
деятельности.
Применение технологического
подхода и термина технология к социальным
процессам, к области духовного производства
– образованию, культуре – это явление
новое для социальной действительности
в нашей стране.
Понятия «образовательный процесс», «образовательная
технология» (технология в сфере образования)
являются несколько более широкими, чем
понятия «педагогический процесс», «педагогическая
технология», ибо образование включает,
кроме педагогических, еще разнообразные
управленческие, социальные, культурологические,
психолого-педагогические, медико-педагогические,
экономические и другие смежные аспекты
социальной сферы. Но однозначного толкования
этих терминов не существует; так, образовательная
технология иногда понимается узко –
как технология учебного процесса. В зарубежной
литературе применение этих терминов
имеет близкие написания: «technology in education»
(«технологии в образовании»), «technology of
education» («технологии образования»), «educational
technology» («педагогические технологии»).
В дальнейшем изложении мы будем, иногда
пренебрегая их различиями, применять
и тот и другие термины как взаимозаменяющие.
Важное место среди этих направлений
занимает технологический подход к обучению,
предусматривающий точное инструментальное
управление учебным процессом и гарантированное
достижение поставленных учебных целей.
Технологический подход к обучению
сегодня активно разрабатывается отечественной
педагогикой: ему посвящены работы В.П.
Беспалько, М.Е. Бершадского, В.И. Боголюбова,
В.В. Гузеева. Т.А. Ильиной, М.В. Кларина,
А.И. Космодемьянской, М.М. Левиной, З.А.
Мальковой, Н.Д. Никандрова, Ю.О. Овакимяна,
В.Я. Пилиповского, А.Я. Савельева, А.И. Умана
и других ученых, а также зарубежных авторов
(Л. Андерсон, Дж. Блок, Б. Блум, Т. Гилберт,
Н. Гронлунд, Р. Мейджер, А. Ромишовски и
других).
Технологический подход открывает
новые возможности для концептуального
и проектировочного освоения различных
областей и аспектов образовательной,
педагогической, социальной действительности;
он позволяет:
с большей определенностью
предсказывать результаты и управлять
педагогическими процессами;
анализировать и систематизировать
на научной основе имеющийся практический
опыт и его использование;
комплексно решать образовательные
и социально-воспитательные проблемы;
обеспечивать благоприятные
условия для развития личности;
уменьшать эффект влияния неблагоприятных
обстоятельств на человека;
оптимально использовать имеющиеся
в распоряжении ресурсы;
выбирать наиболее эффективные
и разрабатывать новые технологии и модели
для решения возникающих социально-педагогических
проблем.
По мнению японского педагога
Т. Сакамото, технологический подход представляет
собой внедрение в педагогику системного
способа мышления.
Однако следует заметить, что
технологический подход к образовательным
и педагогическим процессам нельзя считать
универсальным, он лишь дополняет научные
подходы педагогики, психологии, социологии,
социальной педагогики, политологии и
др. направлений науки и практики.
В понимании и употреблении
термина «педагогическая технология»
существуют большие разночтения, среди
которых можно выделить четыре позиции.
Педагогические
технологии как производство и применение
аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса. Педагогическая
технология включает «от мела и классной
доски» (Р. де Киффер) до «всех вещей, которые
можно включить в розетку в стене» (М. Мейер).
Педагогическая технология
- совокупность психолого-педагогических
установок, определяющих специальный
набор и компоновку форм, методов, способов,
приемов обучения, воспитательных средств;
она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.
Лихачев).
Педагогическая технология
– это новый тип средств
обучения (С.А. Смирнов).
Педагогическая технология
– совокупность
средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели («Российская педагогическая энциклопедия»).
В глоссарии терминов по педагогическим
технологиям (Париж, ЮНЕСКО, 1986) указано,
что в первоначальном смысле педагогическая
технология означает использование в
педагогических целях средств, порожденных
революцией в области коммуникаций, таких,
как аудиовизуальные средства, телевидение,
компьютеры и другие виды.
Вторую позицию представляют
Б. Скиннер, С. Гибсон, М. Жиллет, Т. Сакамото,
В. Хаг. Они считают, что педагогическая
технология – это процесс коммуникации
или способ выполнения учебной задачи,
включающий применение бихевиористской
науки и системного анализа для улучшения
обучения.
Педагогическая технология
– это систематическое использование
людей, идей, учебных материалов и оборудования
для решения педагогических проблем (С. Гибсон).
Педагогическая технология
- это содержательная техника реализации учебного процесса
(В.П. Беспалько).
Технология обучения - это составная процессуальная
часть дидактической системы (М.А. Чошанов).
Педагогическая технология
- это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических
действий (В.А. Сластенин).
Педагогическая технология
- это продуманная во всех деталях модель
совместной педагогической деятельности
по проектированию, организации и проведению
учебного процесса с безусловным обеспечением
комфортных условий для учащихся и учителя
(В.М. Монахов).
Педагогическая технология
- это оптимальный способ
действия (достижения цели) в заданных условиях (А.М. Кушнир).
Технология обучения – это
способ реализации содержания обучения,
предусмотренного учебными программами,
представляющий систему форм, методов
и средств обучения, обеспечивающую наиболее
эффективное достижение поставленных
целей (А.Я. Савельев).
Представители третьей позиции
(М. Эраут, Р. Стакенас, Р. Кауфман, Д. Эли,
С. Ведемейер) рассматривают педагогическую
технологию как обширную область знания,
опирающуюся на данные социальных, управленческих
и естественных наук.
Педагогическая технология
есть быстро развивающаяся область знания, междисциплинарный
конгломерат с элементами а) бихевиористской психологии, б) социальной философии, в) техники, г) теории коммуникации, д) аудиовизуального образования и е) кибернетики (С. Ведемейер).
Технология обучения (педагогическая
технология) - новое направление в педагогической
науке, которое занимается конструированиемоптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов (П.И. Пидкасистый).
Образовательная технология
– это система, включающая представление об исходных данных и планируемых результатах обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий (В.В. Гузеев).
Четвертая позиция предтавляет
многоаспектный подход и предлагает рассматривать
несколько значений педагогической технологии
одновременно (Д. Финн, А. Ламсдейн, П. Митчел,
Р. Томас).
Педагогическая технология
означает системную
совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных
и методологических средств, используемых
для достижения педагогических целей
(М.В. Кларин).
Педагогическая технология
есть комплексный интегративный процесс,
включающий людей, идеи, средства и способы
организации деятельности для анализа
проблем и планирования, обеспечения,
оценивания и управления решением проблем,
охватывающий все аспекты усвоения знаний
(К.Н. Силбер).
Педагогическая технология
– это системный
метод создания, применения и определения всего процесса преподавания
и усвоения знаний с учетом технических
и человеческих ресурсов и их взаимодействия,
ставящий своей задачей оптимизацию форм
образования (ЮНЕСКО).
Из приведенных определений
следует, что педагогическая технология
– это категория педагогики, обладающая
большой степенью общности, обобщенности,
стереоскопичности. Пользуясь терминологией
В.В. Давыдова, педагогическую технологию
можно назвать содержательным
обобщением, вбирающим в себя смыслы
всех вышеприведенных определений, включая
генетические корни понятия.
Сущность технологического подхода в
образовании.
Огромный
опыт педагогических инноваций. Результаты
психолого-педагогических исследований,
развития образовательного процесса постоянно
требуют обобщения и систематизации. Одним
из средств решения этой проблемы является
технологический подход.
Технологический
подход к обучению и воспитанию, который
зародился в 60-70 е г. xx века, привлёк педагогов-практиков
идеей управления учебно-воспитательным
процессом.
Педагогическая
технология - это научно-обоснованная
система деятельности, которую человек
старается применить в целях преобразования
окружающей среды. Технологический подход
получил развитие прежде всего в Англии,
США, Японии. Программированное обучение
способствовало распостранению технологического
подхода в учебно-воспитательный процесс.
Не
сразу была принята идея технологического
подхода в учебно-воспитательный процесс.
Однако, интерес к педагогическим технологиям
возрастал. В Казани разрабатывалась технология
проблемного обучения, в других регионах
внедрялось программированное обучение.
В 70-е годы получила популярность методика
В.Ф. Шаталова, который создал эффективную,
учебно-воспитательную технологию. С внедрением
технологий воспитания , образования в
практику была разработана проблема технологического
подхода в учебно-воспитательный процесс.
Были сформулированы главные признаки
технологизации учебно-воспитательного
процесса: унификация в системе массового
образования и воспитания, стандартизация,
вынесение творческого процесса на более
высокий уровень организации, упорядочивание
- воспитательной системы..
Технология
– это совокупность знаний о способах
и средствах обработки чего-либо.
Педагогическая
технология - это системная совокупность
и порядок формирования всех личностных
и инструментальных и методологических
средств, используемых для достижения
педагогических целей. (М.В.Кларин).
Педагогическая
технология – это совокупность психолого
– педагогических установок, которые
определяют специальный набор форм и методов,
способов, приёмов обучения.
В
педагогической практике возникают такие
явления, которые характеризуют естественное
и объективное движение к технологизации
в воспитательном процессе тоже.
Примером
может служить разработка технологий
анализа педагогических ситуаций, игровой
деятельности, разрешение конфликта, общения,
требования, которые возникли не на пустом
месте, а путём систематизации уже известных
идей.