Управление ииновационной деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 19:10, контрольная работа

Описание работы

Объект исследования – инновации и инновационные процессы.
Предмет исследования – содержание инновационной деятельности.
Цель исследования – исследование значения инноваций для предприятий и экономики государства.

Файлы: 1 файл

Курсовая Инновационный менеджмент.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность темы исследования. Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных фирм, ключ к преуспеванию в которой – постоянное обновление своей продукции, внедрение производственных, организационных, управленческих и других новшеств. Предприятие успешно и регулярно реализующее инновационную деятельность обязательно получает конкурентные преимущества на рынке.

В период перехода российской экономики к новой экономике знаний значение инноваций в конкурентной борьбе предприятий только вырастет. Ведь в трансформационный период ведутся работы по устранению существующих сейчас барьеров инновационной деятельности (например, таких как: нехватка финансовых ресурсов на инновации, отсутствие должной научно-исследовательской базы, кадров требуемой квалификации, необходимой научно-исследовательской и маркетинговой информации и т.д.). А ведь чем доступнее инновации, тем более определяющий характер они носят для конкурентной борьбы предприятий.

Отсюда можно сделать вывод, что менеджера хорошо разбирающегося в сущности инноваций, не боящийся рисков, связанных с их внедрением, составляет большую ценность для предприятий.

Понимание сущности и значения инноваций так же важно для остального персонала инновационной организации. Многие организации сталкиваются с проблемами непринятия и сопротивления изменениям в организации со стороны сотрудников. А ведь если бы они хорошо понимали значение инноваций для организации, проблемы подобного рода едва ли возникали бы.

Расширенное воспроизводство стало немыслимым без присутствия в нем фактора науки, и экономическое развитие приобрело инновационный характер. Одна из центральных проблем - стимулирование инновационной деятельности, рациональное финансирование научно-технических и инновационных программ. Следовательно, необходим финансово-экономический механизм как комплекс условий, способствующих возрождению и стимулированию инновационной активности в нашей стране. В этом направлении важно осуществить научную оценку причин подавленности инновационных устремлений субъектов экономических отношений в России и выработать основы целостного финансово-экономического механизма обеспечения эффективного НТП, механизма инновационной активности предприятий.

Объект исследования – инновации и инновационные процессы.

Предмет исследования – содержание инновационной деятельности.

Цель исследования – исследование значения инноваций для предприятий и экономики государства.

Данной цели отвечают следующие задачи:

  1. Определение сферы инновационной деятельности;
  2. Выделение классификационных признаков субъектов инновационной деятельности;
  3. Анализ организационных и правовых принципов инновационной деятельности.

 

 

 

Глава 1. Сферы инновационной деятельности

    1. Характеристика сфер инновационной деятельности

 

Деятельность по организации и осуществлению инновационных процессов называется инновационной деятельностью. Такая деятельность предполагает использование результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских разработок и решений, различных новшеств для создания или усовершенствования продукта, выведенного на рынок, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого предприятием. Инновационная деятельность включает оказание образовательных, финансовых, консалтинговых услуг.

К основным видам инновационной деятельности относятся:

  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
  • технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний;
  • приобретение (продажа) патентов, лицензий, ноу-хау;
  • инвестиционные решения, необходимые для проведения инновационной деятельности;
  • сертификация и стандартизация инновационных продуктов;
  • маркетинговые решения инновационной деятельности;
  • выбор и организация рынков сбыта инновационных продуктов;
  • подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности.

Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологии предприятиями независимо от их форм собственности и организационно-правовой формы, находящимися на территории страны.

В промышленных производствах продуктовые инновации включают в себя разработку и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт - это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование являются принципиально новыми либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых организацией продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях, либо на использовании или сочетании существующих технологий, либо на использовании результатов исследований и разработок.

Технологически усовершенствованный продукт – это существующий продукт, для которого улучшаются качественные характеристики, повышается экономическая эффективность производства путем использования более высокоэффективных компонентов или материалов, частичного изменения одной или более технических подсистем (для комплексной продукции).

Процессные инновации включают в себя разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок1.

В организациях сферы услуг технологической инновацией считается услуга, когда ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование значительно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией.

Под маркетинговыми инновациями Росстат понимает реализацию новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

Организационные инновации - это реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей. Данные инновации направлены на повышение эффективности деятельности организации путем снижения административных и транзакционных издержек, путем повышения удовлетворенности работников организацией рабочих мест (рабочего времени) и тем самым повышения производительности труда, путем получения доступа к отсутствующим на рынке активам или снижения стоимости поставок. Организация не обязательно должна быть первой внедрившей эти организационные инновации. Не имеет значения, были инновации разработаны самой организацией или другими организациями.

Например, «Основы инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы» в качестве основного критерия отнесения организаций к инновационным (то есть занимающимся инновационной деятельностью), определяли уровень затрат на НИОКР. В Таблице 1(Приложение 1) приведены основные критерии отнесения организаций к инновационным по данной методике.

Исходя из обзора сфер инноваций, можно определить инновационную деятельность как «деятельность, направленную на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках. Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционной деятельностью.

 

 

1.2 Классификация объектов инновационной деятельности

Классификация объектов инноваций возможна по ряду признаков:

1. В зависимости от вида объекта инновации делятся на:

  • предметные инновации – это новые материальные ресурсы, сырье, полуфабрикаты, комплектующие, продукты. Инновация в виде нового продукта является определяющей и носит название продуктовой инновации. Такая инновация направлена на удовлетворение новых потребностей или существующих потребностей, но по-другому;
  • процессные инновации – это новые услуги, производственные процессы, методы организации производства, организационные структуры, системы управления. В этом классе инноваций определяющей является инновация в области производственных процессов, ее также называют – технологическая инновация. Такая инновация направлена на улучшение качества продукта, повышение производительности труда и увеличение объемов производства.

2. По месту в системе предприятия инновации делятся на:

  • инновации на входе предприятия – новые материальные ресурсы, сырье, информация;
  • инновации внутри системы предприятия – это новые полуфабрикаты, технологические процессы, информационные технологии, организационная структура. Экономический эффект такой инновации остается на предприятии;
  • инновации на выходе предприятия это – новые продукты, услуги, технологии и информация, предназначенные для продажи (ноу-хау). Экономический эффект такой инновации получает потребитель.

3. В зависимости от степени новизны выделяют инновации:

  • радикальные (базовые) – например, новый продукт на основе изобретения-пионера;
  • улучшающие – например, новый продукт на основе изобретения, улучшающего изобретение-пионер;
  • модификационные (частные) – например, новый продукт на основе рацпредложения.

Изобретение – новое и обладающее существенными отличиями «техническое» решение практической задачи в любой области хозяйственной, социально-культурной или обороной сферы2.

Изобретение-пионер – выдающееся изобретение, которому не предшествовали в мировой практике прототипы (аналоги), в их основе лежат открытия.

Открытие – установление не известных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познаний.

Рациональное предложение – «техническое» решение, обладающее относительной новизной, например, новое для данной отрасли, или для данного рынка или для данной организации.

Наиболее эффективными являются радикальные инновации, в особенности, такие, как новый ресурс, – предметная инновация на входе предприятия. Частота появления таких инноваций – одна-две в промежуток времени 40 – 50 лет в данной области науки и техники.

Один из важнейших видов продуктовой инновации – новая техника, то есть средства производства и предметы труда, в которых материализованы новые знания и умения человека. В свою очередь применение новой техники в производстве приводит к процессным инновациям внутри предприятия – новым технологиям.

В последние десятилетия в связи с развитием информационных технологий важнейшей становится информационная инновация. Она рассматривается как новый вид ресурса.

Информационная инновация обладает двумя важнейшими свойствами:

  • она является первичной по отношению к другим инновациям, так как в основе всего лежит информация;
  • она является неисчерпаемой, в то время как другие ресурсы ограничены.

Общая схема классификации инноваций по технологическим параметрам, месту расположения, степени новизны представлена на рис.1 (Приложение 2).

С учетом сфер деятельности инновации подразделяют на:

  • производственные – новые технологии, инструменты, оборудование;
  • торговые – новые формы обслуживания покупателя, новая организация складирования и хранения товара, новый способ рекламы товара. Продажа товаров в кредит – пример радикальной торговой инновации.
  • социальные – новый способ разрешения социальных конфликтов, вид социальной помощи, способ адаптации нового работника;
  • управленческие – новые системы управления, методы принятия решений, способы планирования.

Инновации могут быть использованы для удовлетворения каких-либо личных потребностей – потребительские инновации. Потребителями в этом случае являются, как правило, частные лица, семьи. Назначение потребительской инновации – увеличение экономического, социального, психологического эффекта использования товара. Примеры потребительских инноваций – новые виды одежды, пищи, бытовые приборы, услуги, лекарства и т.д. Такие инновации не используются в научно-технических и производственных видах деятельности.

Другой вид инноваций носит название производственные (инвестиционные) инновации. Потребителями производственной инновации могут быть производственное предприятие, научная организация, индивидуальный предприниматель. Назначение производственных инноваций – увеличение экономического эффекта при производстве продукции предприятия, купившего инновацию. Примеры производственных инноваций – новые виды комплектующих, инструмента, оборудования, в том числе и научного, новые технологии и т.д.

Информация о работе Управление ииновационной деятельностью