Управление инновационной деятельностью организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:56, контрольная работа

Описание работы

Инновационное управление предприятием по своему содержанию представляет уникальную сферу деятельности: здесь используются и взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных и прикладных наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и тактика. Само развитие становится возможным благодаря гению человеческой мысли, накоплениям капитала и высококачественному производительному труду.

Содержание работы

Введение. 3
1. Инновация: понятие, содержание, классификация. 4
2. Управление инновационным процессом. 9
2.1. Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка. 9
2.2. Схема процесса разработки и вывода товара на рынок. 10
2.3. Обзор рыночной ситуации и генерация идей. 12
2.4. Фильтрация идей. 14
2.5. Проверка концепции и экономический анализ. 15
2.6. Разработка и испытание нового продукта. 17
2.7. Пробный маркетинг. 18
2.8. Коммерческая реализация. 19
3. Место и роль инновационной деятельности в развитии и управлении
предприятием. 22
Заключение. 28
Список литературы. 29

Файлы: 1 файл

Управление инновационной деятельностью организации.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 

Контрольная работа

по  предмету «Инновационный менеджмент»

на  тему «Управление инновационной деятельностью организации» 
 

Казань, 2011

    Содержание.

 

Введение. 3

1. Инновация:  понятие, содержание, классификация. 4

2. Управление  инновационным процессом. 9

2.1. Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка. 9

2.2. Схема процесса  разработки и вывода товара  на рынок. 10

2.3. Обзор рыночной  ситуации и генерация идей. 12

2.4. Фильтрация  идей. 14

2.5. Проверка  концепции и экономический анализ. 15

2.6. Разработка и испытание нового продукта. 17

2.7. Пробный маркетинг. 18

2.8. Коммерческая  реализация. 19

3. Место и  роль инновационной деятельности  в развитии и управлении 

   предприятием. 22

Заключение. 28

Список литературы. 29

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

 

    Инновационное управление предприятием по своему содержанию представляет уникальную сферу деятельности: здесь используются и взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных и прикладных наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и тактика. Само развитие становится возможным благодаря гению человеческой мысли, накоплениям капитала и высококачественному производительному труду. Но оно же, это развитие, будучи нацелено на благо человека, обогащает труд и человеческую мысль, расширяет возможности накопления капитала благодаря повышению производительности и качества труда и создает, тем самым, условия для нового этапа развития, обеспечивая его непрерывность.

    Инновационный менеджмент призван обеспечить научную организацию этого сложного и богатого по своему содержанию процесса и управление им.

    Проводимая  в стране экономическая реформа  позволяет каждому предприятию  создать собственный механизм управления, базирующийся на мотивации деятельности различных социальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов и непосредственных участников производственного процесса - рабочих), на экономической самостоятельности и созидательных возможностях организационного потенциала.

 
 
 
 
 
 
 

    1. Инновация: понятие, содержание, классификация.

 

    В условиях рыночной экономики инновационная  политика предприятий является определяющим инструментом в конкурентной борьбе, обеспечивающим условия для реализации запросов потребителей. Инновации являются важнейшим фактором стабильного функционирования предпринимательских, финансовых, кредитных, любых других структур, обеспечивающих их экономический рост и конкурентоспособность. Причем, наибольшего успеха добиваются те предприятия, у которых инновационная деятельность и внедрение нового товара представляют собой непрерывный процесс управления инновационной активностью.

    Понятие "инновация" происходит от английского  слова innovation, что в переводе с  английского означает "введение новаций" (новшеств). Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, новая продукция или технология, новое явление. В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Вообще в литературе насчитывается около сотни определений понятия "инновация". Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

    Так, например, Б. Твист определяет инновацию  как процесс, в котором изобретение  или идея приобретают экономическое  содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация – это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход, И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Согласно Международным стандартам в статистике науки, техники и инноваций, инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

    Процессы  обновления связаны с рыночными отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Инновации, следовательно, ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность. В связи с этим, инновации должны обладать новизной и удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.

    Цель  инновации - повысить отдачу на вложенные ресурсы.

    Необходимо  различать инновации и какие-либо незначительные видоизменения в  продуктах и технологических  процессах. Большое значение имеет  такой показатель, как новизна  инновации. Она оценивается по технологическим  параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций:

    1) в зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются  на продуктовые и процессные;

    - продуктовые инновации включают  применение новых материалов, новых  полуфабрикатов и комплектующих, получение принципиально новых продуктов.

    - процессные инновации означают  новые методы организации производства. Процессные инновации могут быть  связаны с созданием новых  организационных структур в составе  предприятия. 

    2) по типу новизны для рынка инновации делятся на:

    - новые для отрасли в мире;

    - новые для отрасли в стране;

    - новые для данного предприятия  (группы предприятий).

    3) По месту в системе (на предприятии,  в фирме) можно выделить:

  • инновации на входе предприятия;
  • инновации системной структуры предприятия;
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии).

    4) В зависимости от глубины вносимых  изменений выделяют инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).

    Достаточно  полную классификацию инноваций предположил российский ученый А.И.Пригожин:

    1) По распространенности: единичные;  диффузные. 

    2) По месту в цикле: сырьевые; обеспечивающие (связывающие); продуктовые.

    3) По преемственности: замещающие; отменяющие; возвратные; открывающие; ретровведения.

    4) По охвату ожидаемой доли рынка:  локальные; системные; стратегические.

    5) По инновационному потенциалу  и степени новизны: радикальные;  комбинаторные; совершенствующие.

    В инновационном процессе, как и  в любом другом можно выделить субъекты.

    Субъекты  инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство и  отстающие.

    Новаторы  являются генераторами научно-технических  знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений. Инновационные способности (способности к созданию новшеств) персонала – это залог успешного воплощения проекта в жизнь. Поэтому в личности новатора важное значение имеет гармоничное сочетание организаторских и изобретательских способностей.

    В роли ранних реципиентов выступают  предприниматели, первыми освоившие  новшество. Они стремятся к получению  дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они  получили название "пионерских" организаций.

    Раннее  большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество  в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

    Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели.

    Инновационный процесс неразрывно связан с инновационной  деятельностью. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям. На стадии инновационной деятельности осуществляется непосредственная трансформация идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты, услуги либо процессы. Научные исследования и разработки являются не только источником новых идей, но могут осуществляться на различных этапах инновационного процесса, будучи средством решения проблем, возникновение которых потенциально возможно на любой его стадии. Главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

    Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

    1. Использование новой техники,  новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа).

    2. Внедрение продукции с новыми  свойствами.

    3. Использование нового сырья.

    4. Изменения в организации производства  и его материально-технического  обеспечения.

    5. Появление новых рынков сбыта.

    Итак, инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление  инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация, позволяющая удовлетворять растущие потребности населения и являющаяся необходимым средством для поддержания конкурентоспособности предприятий.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Управление инновационным  процессом.

 

    2.1. Роль НИОКР в  менеджменте фирмы  как субъекта рынка.

 

    На  рис. 1 приведена схема включения технологии в формирование позиции конкурентного успеха фирмы, но модернизированная применительно к инновациям (НИОКР).

    

    Рис. 1. НИОКР как фактор конкурентного  успеха фирмы.

 
 

    Начало  процесса формирования конкурентного  успеха фирмы при выведении на рынок нового продукта лежит в  пересечении множеств маркетинговых  и научно-технических решений. Наличие  совместимых потребностей определенных рыночных сегментов и технологических возможностей их обеспечить создает фундамент технологически обоснованной стратегии. Однако это лишь начало. Технологически обоснованная стратегия может не привести к экономическому успеху, если у фирмы нет возможностей организовать производство с издержками, позволяющими использовать на рынке цены, совместимые с покупательной способностью населения. Далее позиция конкурентного успеха зависит от конкурентного статуса фирмы, ее ресурсов, стратегии и интенсивности конкурентных действий других фирм.

    Таким образом, при проведении НИОКР следует  учесть:

Информация о работе Управление инновационной деятельностью организации