Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 11:16, реферат
В современных условиях, когда, пожалуй, единственным путём роста и укрепления рыночных позиций для фирмы является непрерывное развитие, компании выбирают один из двух путей: либо внедрение инноваций приобретает хаотический характер, либо оно производится в соответствии с корпоративной стратегией и логикой развития бизнеса. Второй путь более эффективен и перспективен. Но даже в рамках верной стратегии может возникнуть вопрос о реализации инноваций.
ВВЕДЕНИЕ
Сущность и понятие инновационных проектов
Управление инновационным проектом. Специфика менеджмента инноваций
Процесс управления инновационным проектом
Роль концепции риска в управлении инновационными проектами
Оценка эффективности инновационного проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Определение проекта и постановка задачи.
2. Установление промежуточных этапов (разделение проекта на отдельные фазы
Они взаимосвязаны и не могут эффективно функционировать изолированно. Четкая формулировка проблемы и постановка задачи важна для:
осмысления проекта и установления этапов выполнения;
выделения важнейших проблем;
создания модели обмена информацией;
определения ожидаемых результатов;
разработки рекомендаций после завершения работ.
На протяжении всех этапов выполнения проекта могут приниматься решения по следующим возникающим вопросам:
нужно продолжать или скорректировать задания;
не надо ли уточнить последний этап;
форма завершения последнего этапа.
Подразделение на этапы позволяет контролировать ход выполнения проекта. Наглядно этапы прохождения проекта представлены на схеме (рис. 1)
Рисунок 1. Этапы прохождения инновационного проекта [9]
Все разделение проекта на
этапы должно быть тщательно продумано.
Одной из причин неудач в реализации
проекта является нечеткая организация
сотрудничества и согласованности
внутри рабочей группы, а также
между рабочей группой и
Менеджмент инновационных
проектов – это принятие решений
в постоянно меняющихся условиях,
непрерывное рассмотрение программы
инноваций и переоценка ее в целом
и составных ее частей. Для руководителя
сферы инноваций естественно, что
любое его действие окружено неопределенностями
как внутреннего, так и внешнего
порядка. В любой момент может
возникнуть непредвиденная техническая
проблема, необходимость
Каждый проект должен начинаться
с четкой постановки цели. Поскольку
окончательный успех
Особое внимание должно быть уделено тому, какого технического уровня продукта потребует данный рыночный сегмент с наибольшей вероятностью. Избыточность параметров наверняка увеличит затраты на инновации и производство, а также время разработки и, следовательно, снизит прибыльность проекта.
На стадии первоначального
определения проекта
- чего следует достичь;
- как это перевести в практическую плоскость;
- какие из альтернатив самые многообещающие.
Только после исчерпывающих
поисков и отбора наиболее привлекательной
концепции проекта следует
Процесс управления инновационным проектом
Управление инновациями
– это изменения с целью
внедрения и использования
Точная своевременная информация, прежде всего, необходима для эффективного управления проектом. В качестве информационной базы управления инновационным проектом используются:
- критерии оценки проектов;
- оценки и допущения, на которых базировалось решение об отборе проекта;
- определение проекта;
- план выполнения проекта.
Естественно, крайне важным является своевременное обновление всех видов информации, поступающих из других подразделений фирмы (служб маркетинга, финансовой и т.д.). Организационные структуры управления типа матричной в наибольшей степени способствуют этому.
Система управления проектом должна быть адекватной его объему, сложности, степени неопределенности, месту в портфеле инновационных проектов. Она должна обеспечивать:
- оценку прогресса в решении каждой задачи, затрат и длительности работ;
- выявление тех задач, выполнение которых выпадает из графика, оценку последствий этого для общего хода работ над проектом;
- изменение развития проекта в целом относительно запланированных затрат и даты завершения.
Одной из трудностей управления инновациями является эффективное распределение ресурсов. Это объясняется следующими причинами.
1. Необходимо, чтобы общая величина ресурсов в сфере НИОКР была относительно стабильной во времени.
2. Ресурсы инвестируются либо в оборудование, имеющее фиксированную стоимость вне зависимости от того, используются оно или нет, либо в оплату труда персонала; и то и другое – специфические и невзаимозаменяемые ресурсы.
3. Каждый проект требует различной комбинации этих ресурсов, причем из-за неопределенности в проектах точное заблаговременное распределение ресурсов невозможно.
По мере продвижения проекта от прикладной научно-исследовательской работы к опытно-конструкторской он претерпевает изменения, в том числе и в методах управления (рис. 2).
Искусство управления заключается в осуществлении намеченного. В сфере инноваций, больше чем в какой-либо другой это зависит от людей, входящих в проектную «команду». Творчество и предпринимательство не могут быть спланированы, но условия, в которых они могут эффективно раскрыться, сильно зависят от управленческих решений. Осуществление плана может быть эффективным только тогда, когда он воспринимается как реальный теми, кто отвечает за его выполнение. Поэтому характер и стиль руководства со стороны высшего менеджмента – жизненно важная составляющая успеха проекта.
Финансовый профиль проекта определить с достаточной точностью невозможно. Тем не менее, необходимо знать, что действительная его форма во многом определяется решениями руководства НИОКР.
Управление инновациями на предприятии включает ряд общеизвестных стадий [1]:
формулировку целей инновации.
На стадии формулирования целей инновации
устанавливаются миссия-
анализ существующего положения (оценка инновационной позиции фирмы). На этой стадии анализируется внутренняя среда организации и оценивается инновационный потенциал, анализируется система внешней среды и дается оценка инновационного климата, определяется инновационная позиция организации;
выбор инновационной стратегии
и определение методов
инновационного менеджмента (устанавливаются
базовые стратегии развития и их инновационные
составляющие, осуществляется выбор и
формулирование предпочтительной инновационной
стратегии, производится подбор методов
инновационного менеджмента);
разработку и проектирование инновации;
организацию работ по реализации
инновационного проекта, которая включает
создание или реструктуризацию органов
управления, установление взаимосвязей
между управленческими
мотивацию инноваций. Рассматривается в двух аспектах:
а) стимулирование создания и продажи инновации, цель которого является получение денег от продажи новых продуктов немедленно
б) стимулирование покупки инноваций (цель – в получении денежных средств в будущем за счет реализации новых продуктов и технологий, купленных сегодня);
контроль и оценку эффективности прогресса реализации проекта, который заключается в проверке и оказании помощи в организации инновационного процесса, плана создания и эффективной реализации инноваций;
корректировку проекта, стратегий, целей и миссии предприятия.
Для успешного функционирования фирм и дальнейшего их развития должно иметься в запасе несколько направлений, вариантов, идей по нововведениям, т.е., так называемый, «портфель» инновационных идей, который постоянно обновляется и пополняется. Это необходимо для того, чтобы в условиях неожиданных изменений на рынке вовремя можно было бы переориентировать свое производство, с учетом уже имеющихся новых разработок, а также иметь в запасе новинки для использования их в будущем.
Для облегчения управления инновационными проектами руководителям следует придерживаться следующих принципов управления инновационными проектами [1]:
Принцип селективного (выборочного) управления. Суть в выборе приоритетных направлений. Адресная поддержка инновационных фирм и новаторов.
Принцип целевой ориентации проектов на обеспечение конечных целей. Предполагает установление взаимосвязей между потребностями в создании инновации и возможностями их реализации. При этом конечные цели конкретных проектов ориентируются на потребности, а промежуточные цели на конечные цели этих проектов.
Принцип полноты цикла управления проекта.
Принцип этапности инновационных процессов и процессов управления проектами.
Принцип иерархичности организации инновационных процессов. Все уровни деятельности согласуются друг с другом.
Принцип многовариантности при выборе управленческих решений.
Принцип системности. Разрабатывается совокупность мер, необходимых для организации проекта (организационных, административных и др.).
Принцип обеспеченности или сбалансированности. Все мероприятия должны быть обеспечены необходимыми ресурсами.
Этап формирования предложений по приоритетным направлениям может выглядеть приблизительно таким образом [8]:
Фиксируется перечень наиболее существенных критериев достижения цели.
Для каждого проекта, реализующего приоритетное направление, делается оценка уровня улучшения каждого показателя по сравнению с существующим положением по шкале «низкий», «ниже среднего», «выше среднего», «высокий».
Технологии, которые не имеют оценок «выше среднего» или «высокий», из дальнейшего рассмотрения исключаются. Остальные включаются в предварительные предложения по приоритетным направлениям и критически важным технологиям.
Технологии, имеющие не ниже одной оценки «высокий» или не менее двух «выше среднего», предварительно считаются кандидатами в группу приоритетных; если более двух «высокий» или трех «выше среднего» - кандидатами в группу особо приоритетных.
Степень приоритетности определяется в соответствии со следующими критериями:
Каждый проект (программа) нижнего уровня оценивается по двум показателям:
Конечный результат, измеряемый приростом анализируемого показателя за фиксированный период;
Затраты при производстве программной продукции (общие, включая инвестиции и текущие издержки).
Рассчитывается значение показателя эффективности, характеризующего степень приоритетности: результат делится на затраты.
Все проекты упорядочиваются по степени приоритетности в соответствии с уровнем эффективности (результат (эффект)/затраты).
В мировой практике анализ «затраты - результат» является обязательной процедурой любых механизмов распределения финансов. Это объясняется тем, что при всей простоте для практического применения этого решающего правила обеспечивает выбор такого портфеля проектов, который дает:
Максимально возможную эффективность при заданном ограниченном объеме средств;
Минимальные затраты при достижении требуемого уровня результата и эффективности.
Роль концепции риска в управлении инновационными проектами
Неопределенность – один
из главных признаков
- риск имеет место по
отношению к будущему, а, значит,
тесно связан с принятием
- категории "неопределенность" и "риск" тесно связаны, однако это не синонимы;
- риск возникает в тех случаях, когда надо принять решение (один из вариантов перевода слова "риск" – "принятие решения, результат которого неизвестен");
- риск субъективен, а неопределенность объективна [35];
- для инновации справедливо
правило: "если нет риска, то
нет и ничего нового" – инновация,
как орудие глобальной
Цена риска для принимающего
решение связана с вероятностью
наступления события риска и
величиной ущерба от этого события.
Субъективная сторона риска связана
с индивидуальным отношением к его
последствиям ЛПР, его толерантности
по отношению к риску. Отношение
инвестора к риску можно