Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 14:47, реферат
Малый бизнес выступает важным фактором, обеспечивающим динамическое развитие предпринимательской деятельности, а также необходимым условием функционирования инновационной экономики. Особенно в той части малых предприятий, которые являются инновационно активными. Их деятельность направлена на создание инновационного продукта, успешную их коммерциализацию. Малые инновационные предприятия должны открывать новые сегменты рынка, осваивать и внедрять новые продукты и технологии, быть главными поставщиками продукции, тем самым, повышая наукоёмкость и конкурентоспособность производства и способствуя формированию нового технологического уклада.
Введение 2
1 Инновационный потенциал малого предпринимательства 3
2 Взаимодействие предприятий малого инновационного и крупного бизнеса 8
Заключение 12
Список литературы
Содержание
Введение
1 Инновационный потенциал
малого предпринимательства
2 Взаимодействие предприятий
малого инновационного и крупного бизнеса
Заключение
Список литературы
Введение
Малый бизнес выступает важным фактором, обеспечивающим динамическое развитие предпринимательской деятельности, а также необходимым условием функционирования инновационной экономики. Особенно в той части малых предприятий, которые являются инновационно активными. Их деятельность направлена на создание инновационного продукта, успешную их коммерциализацию. Малые инновационные предприятия должны открывать новые сегменты рынка, осваивать и внедрять новые продукты и технологии, быть главными поставщиками продукции, тем самым, повышая наукоёмкость и конкурентоспособность производства и способствуя формированию нового технологического уклада.
Инновационность предприятий характеризуется количеством разработок или внедрений нововведений; численностью персонала, занятого НИОКР на предприятии, профессиональным и образовательным уровнем персонала.
Преимуществом малого бизнеса является ярко выраженная творческая инициативность, способность к быстрым переменам, самостоятельность в принятии важных решений, что способствует созданию и внедрению инноваций. В отличие от крупных компаний малые предприятия разрабатывают и вводят новшества с лёгкостью, с высокой скоростью и эффективностью. Руководство таких компаний гораздо терпимее относительно работы сотрудников, вовлечённых в процесс создания чего-либо нового.
Способы взаимодействия малого инновационного бизнеса с крупными компаниями весьма разнообразны. Они сотрудничают в сфере наукоёмкого производства, включая субподрядные отношения; в области организации и ведения инновационного бизнеса с использованием франчайзинга; в сфере инвестирования через систему венчурного финансирования высокорисковых проектов и посредством развития лизинга.
В современном мире наблюдается смена технологического уклада, сопровождаемого переходом на новую стадию развития - построения постиндустриального общества. Технологический уклад базируется на экономике, основанной на знаниях, инновациях, положительном восприятии новых идей, готовности к внедрению разработок различного назначения. Ведущую роль играют информационные сети, высокие технологии, интеллектуальные ресурсы, инновационная организация различных сфер деятельности, новый уровень отношения к трансферту и диффузии знаний. Экономика знаний превращается в мощный импульс социально-экономического развития, повышения конкурентоспособности продукции (услуг), способствует диверсификации деятельности, помогает подъёму производства в регионах и стране в целом.
Успех инновационной составляющей отечественной экономики во многом зависит от состояния и развития малого предпринимательства, которое, несомненно, является источником инноваций, а также каналом трансферта знаний, технологий.
Следует различать малый бизнес и инновационное предпринимательство. Малый бизнес может быть и не инновационным. Инновация - это новшество, ставшее предметом использования для промышленных или потребительских целей. Йозеф Шумпетер отмечал, что непременным свойством предпринимательства является новаторство, которое подразумевает постоянное творчество в использовании ограниченных ресурсов для достижения максимального результата. Поэтому характерной чертой инновационного бизнеса является использование для получения прибыли новых подходов, идей, продуктов, чтобы максимально возможно удовлетворить потенциальные потребности рынка.
Малы й бизнес служит основным источником нововведений, генератором новых идей, создаёт предпосылки к инновационному развитию экономики страны в целом. Малое предпринимательство инновационно по своей природе, чему способствуют веские черты организаций малого бизнеса:
- гибкость, мобильность и
адаптивность в быстро
- творческая специализация в деятельности;
- немногочисленный, но чаще всего высококвалифицированный персонал;
- ориентация на достижение
максимально возможного
- возможность рисковать;
- высокая производительность
труда и низкие издержки
Приоритетным полем деятельности малых фирм являются наукоёмкие отрасли. К характерным особенностям таких отраслей относятся: высокие темпы роста и заработная плата работающих; крупные объёмы экспорта, а главное, высокий инновационный потенциал.
Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к числу наукоёмких были отнесены следующие отрасли промышленности: аэрокосмическая, производство компьютеров и офисного оборудования, производство электронных средств коммуникаций и фармацевтическая промышленность. В сфере услуг к наукоёмким отнесены пять отраслей: образование, здравоохранение, современные виды связи, финансовые и бизнес-услуги.
Для характеристики инновационности предприятий используют отношение затрат на НИОКР к годовому объёму продаж предприятия. В мировой практике к наукоёмким предприятиям относят компании с коэффициентом инновационности, превышающем 4,5 %. Однако данный показатель не содержит информации о вкладе инноваций в рост доходности компании.
Малый бизнес имеет большое значение в формировании материальной основы благосостояния и социальной стабильности населения страны. Значительна роль малого бизнеса для достижения конкурентоспособности продукции, услуг на внутреннем и внешнем рынках.
Несмотря на высокие риски при ведении разработок и опытном внедрении результатов научных исследований малые предприятия благодаря своей гибкости, адаптивности к изменяющимся условиям успешно проводят начальные этапы инновационного процесса. В дальнейшем они могут передавать инновации для их промышленного освоения крупным бизнесом, обладающим значительными финансовыми и производственными возможностями. Малый бизнес должен выступать связующим звеном в отношениях между производством и наукой, передавать научному сообществу информацию о спросе на новые продукты, материалы, технологии.
Как подсчитано экспертами, из 58 крупнейших изобретений XX в., сделанных в Америке и Западной Европе, не менее 46 принадлежит одиночкам и мелким фирмам. Малый бизнес активно зарекомендовывает себя не только на национальных, но и на международных рынках. В промышленном экспорте инновационной продукции ряда развитых стран доля малого бизнеса составляет: Германии и Нидерландов - примерно 40 %, Италии - 20-25 %, США и Японии - 15 %. В сфере международной торговли малый бизнес приобрёл особое значение. Например, 50 % лицензий, проданных США, приходится на малый инновационный бизнес.
Наукоёмкое производство базируется на малогабаритной технике, не требующей многочисленного обслуживающего персонала, которая может создаваться и эффективно использоваться на небольших предприятиях.
Малый бизнес играет важную роль при создании новых рабочих мест, особенно для специалистов высокой квалификации. Он позволяет сформировать условия для раскрытия индивидуальности личности сотрудника, быстро реагировать на смену потребностей рынка.
Для открытия малых инновационных предприятий требуется меньше затрат, они обладают большими возможностями в сжатый срок перепрофилировать производство на новой технической основе. Кроме выпуска качественной продукции эти предприятия не имеют других средств для выхода на рынок и сохранения своих позиций на нём, поэтому они и идут на риск внедрения новшеств, основываясь чаще всего на интуиции. При небольших объёмах производства единственным способом выжить в условиях столь жёсткой конкуренции остаётся процесс совершенствования производимой продукции, предоставляемых услуг. Повысить рентабельность производства малого предприятия могут также высокая мотивация предпринимательской деятельности, оперативность, низкий уровень накладных расходов благодаря прямым контактам с контрагентами.
Слабыми сторонами деятельности малого бизнеса могут выступать: недостаточная поддержка со стороны государства, ограниченные возможности внешнего и внутреннего финансирования, непрофессиональный уровень менеджмента, узкая специализация работников, отсутствие возможности получения синергетического эффекта.
Но, несмотря на это, малый инновационный бизнес отличается высокой эффективностью освоения инноваций. Важной характеристикой инновационной деятельности является также жизненный цикл производимой продукции, у малых предприятий он ниже на 7 лет, чем для предприятий более крупного размера. Таким образом, малый инновационный бизнес скрывает в себе значительный потенциал экономического роста, реализуемый в большинстве промышленно развитых стран, но пока не имеющий подобающего развития в РФ.
Нерешёнными вопросами в развитии малого инновационного бизнеса остаются нестабильная экономическая и политическая ситуация в стране, несовершенство нормативно-правовой базы, проблемы защиты прав на интеллектуальную собственность, неразвитость инфраструктуры в сфере коммерциализации инноваций и др. Хотя в настоящий момент инновационное предпринимательство в РФ не определяет общий климат в малом бизнесе. Однако малый бизнес обладает огромным потенциалом, чтобы стать источником экономического роста в условиях жёсткой конкуренции на рынке инноваций.
2 Взаимодействие предприятий малого инновационного и крупного бизнеса
В России взаимодействие крупного, среднего и малого бизнеса только формируется. На специфику этого процесса в условиях российской экономики влияют, с одной стороны, существовавшие ранее научно-производственные объединения, с другой - чаще всего стихийно возникающие предпосылки к сотрудничеству в условиях трансформации отраслевой производственной структуры, разукрупнения предприятий и разгосударствления собственности.
Сотрудничество малого и крупного бизнеса в научно-технической сфере является относительно молодой формой экономических отношений, в которой малые предприятия принимают активное участие. Обусловлено это, прежде всего, научно-техническим прогрессом, развитием наукоёмких отраслей, ростом наукоёмкости производства.
Одной из распространенных форм взаимодействия субъектов малого и крупного бизнеса является субконтрактация, где отношения основаны на производственной кооперации и активном разделении труда между контрактором (крупным предприятием) и субконтракторами (малыми фирмами, в том числе инновационными).
Как правило, контрактор сохраняет за собой лишь отдельные элементы производственного цикла: сборку, упаковку, дизайн, наладку, маркетинг, рекламу. Субконтракторы же выполняют весь комплекс работ и услуг, проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Система подрядчиков позволяет крупному бизнесу освобождаться от экономически невыгодного производства, сокращать производственный цикл, минимизировать затраты за счёт отказа от организации собственного производства, снижать транзакционные издержки, а также завоевывать свободные рыночные ниши и расширять сферу своего влияния с помощью более быстрой реакции малых предприятий на изменение рыночного спроса.
Малым инновационным предприятиям в свою очередь партнёрство предоставляет также ряд преимуществ в существовании и их возможном росте. Преимущества заключаются в возможности диверсификации риска, обеспечении стабильной деятельности и гарантированного рынка сбыта, повышении технологического уровня производства, получении финансовой поддержки, а также гарантий платежей.
Малые предприятия должны не только поддерживать требуемые технические параметры продукции и условия поставки, но и применять современные принципы управления в своей деятельности. Субподрядчики должны соответствовать требованиям, предъявляемым головным предприятием, приспосабливаться к изменяющимся условиям и разрабатывать стратегию своего развития совместно с подрядчиком.
Всё это, несмотря на тенденцию партнерских отношений, ставит малое инновационное предприятие в зависимость от крупного бизнеса и снижает возможность расширения отношений с другими клиентами.
Информация о работе Взаимодействие предприятий малого инновационного и крупного бизнеса