Содержание
Введение……………………………..……………………..……………………...3 Глава 1. Теоретические
аспекты инновационного менеджмента………….…..4 1.1. Понятие инновационной
деятельности……………………………………..4 1.2. Инновационный
менеджмент: понятие, принципы, значение………….....8 1.3. Роль инновационного
менеджмента в повышении эффективности
деятельности организации………………………………………………………11 Глава 2. Зарубежная и
российская практика государственной
поддержки инновационной деятельности…………………………………………………...15 2.1. Зарубежный опыт
государственной поддержки инновационной
деятельности……………………………………………………………………..152.2. Государственная поддержка инновационной
деятельности в РФ….…....19 2.3. Государственная
поддержка инновационной деятельности
на примере технопарка «Зеленоград»……………………………………………………….
24 Заключение…………………………………………………………….………....28 Список литературы…………………………………………………….………...29
Введение
В настоящее время инновационная деятельность
в той или иной степени присуща любому
производственному предприятию. Даже
если предприятие не является лидером
на рынке инноваций, то рано или поздно
оно непременно столкнется с необходимостью
производить замену устаревших технологий
и продуктов. Таким образом, вопросы управления инновационной
деятельностью являются весьма актуальными.
Тем более что такая деятельность является
очень сложной, сочетающей в себе разнообразные
научные, технические, экономические,
социальные, психологические проблемы. Целью
данной курсовой работы является: изучение
зарубежной практики государственной
поддержки инновационной деятельности
и российского опыта в данной области
на примере технопарка «Зеленоград». Задачи
работы: - определение понятия инновационной
деятельности; - определение влияния инновационного
менеджмента на эффектив-ность деятельности
предприятия; - сравнение российской и
зарубежной практики государственного
регулирования и поддержки инновационной
деятельности; - рассмотрение реализации
государственной поддержки инновационной
деятельности на примере технопарка «Зеленоград». Информационной
базой данной работы выступают: - труды
российских и зарубежных исследователей; -
статистические данные; - источники сети
Internet. Решение всех вышеуказанных задач,
на наш взгляд, позволит сделать выводы
о значимости инновационной деятельности
в современной экономической ситуации,
а также, выявить основные направления
развития инноваций и способы поддержки
их развития.
Глава 1. Теоретические аспекты инновационного
менеджмента
1.1. Понятие инновационной
деятельности
Содержание инновационной
деятельности, ее характерные черты
и особенности находят отражение
в таком фундаментальном понятии,
как понятие инновации. Необходимо
отметить, что это понятие и в российской,
и в зарубежной литературе часто определяется
по-разному. [1] Существует несколько подходов к определению
сущности инноваций: 1. Инновация - это процесс (в технике,
технологии, организации, производстве
и т. д.) внедрения в практику каких-либо
новых элементов, получающих общественное
признание в виде рыночного (коммерческого)
успеха. 2. Нововведение (инновация) - это результат
творческого процесса в виде нового продукта
(техники, технологии, метода). Именно этого подхода придерживаются
основные международные статистические
стандарты в области науки и инноваций
(руководство ЮНЕСКО, и руководство Фраскатти). 3. Рыночный подход. Нововведение (А.С. Коротаев)
- это новое приложение научных и технических
знаний, приводящее к рыночному успеху. 4. Финансовый подход. С точки зрения данного
подхода инновация -это процесс инвестирования
в новации, вложение средств в новой техники,
технологии и научных институтов. Существуют различные виды классификации
инноваций. В зависимости от используемых
критериев различают: - по видам работ - научные, технические
(конструкторские и технологические),
опытно-экспериментальные и производственные
инновации; - по конкретным результатам процесса
нововведений (инноваций) - патенты, изобретения,
новые или модифицированные изделия, прогрессивные
технологические процессы, услуги, стандарты,
новые методы управления и организации
производства; - по степени новизны - принципиально
новые, новые, модификацион-ные (модифицирующие)
и псевдоинновации; - по предметному содержанию - продуктовые,
технологические, социально-экономические,
экологические, информационные, организацион-ные
и управленческие инновации; - по виду эффекта - научно-технические,
экономические, социальные, экологические,
информационные и политические инновации;. - по охвату основных сфер деятельности
- производственно-технологические, организационно-управленческие,
социально-политические и финансово-экономические
инновации.[3] Понятие «инновация» тесно связано с
понятием «инновационный процесс». Инновационный процесс представляет
собой процесс создания и распространения
нововведений (инноваций).[4] Первый компонент инновационного процесса
- новации, т.е. новые идеи, знания - это
результат законченных научных исследований
(фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских
разработок, иные научно-технические результаты.
Вторым компонентом инновационного процесса
является внедрение, введение новации
в практическую деятельность, т.е. нововведение
или инновация. Третьим компонентом инновационного
процесса является диффузия инноваций,
под которой подразумевается распространение
уже однажды освоенной, реализованной
инновации, т.е. применение инновационных
продуктов, услуг или технологий в новых
местах и условиях. Деятельность по организации и осуществлению
инновационного процесса называется инновационной
деятельностью. Следовательно, инновационная
деятельность - это использование результатов
законченных научных исследований, опытно-конструкторских
разработок либо иных научно-технических
достижений для создания нового или усовершенствованного
продукта, реализуемого на рынке, нового
или усовершенствованного технологического
процесса, используемого в практической
деятельности, их распространение, а также
связанные с этим дополнительные научные
исследования, разработки и опытно-конструкторские
работы.[5] Основными элементами структуры инновационной
деятельности являются инновационные
проекты и программы и выполняющие их
организации.[7] Инновационная деятельность - это совместная
деятельность множества участников рынка
в едином инновационном процессе с целью
создания и реализации инновации.[8] В основе инновационной деятельности
лежит научно-техническая деятельность.
Понятие научно-технической деятельности
разработано ЮНЕСКО и охватывает: 1) научные исследования и разработки; 2) научно-техническое образование и подготовку
кадров; 3) научно-технические услуги. В инновационной деятельности выделяют
следующие категории основных участников,
классифицируя их по первоочередности: 1) новаторы; 2) ранние реципиенты (пионеры, лидеры); 3) имитаторы, которые в свою очередь делятся
на: - ранее большинство; - отстающие. Новаторы являются генераторами
научно-технических знаний. Это могут
быть индивидуальные изобретатели, научные
и исследовательские организации, малые
научные предприятия. Они заинтересованы
в получении дохода от продажи разработанного
ими продукта, который со временем может
стать инновацией. Ранние реципиенты - это
производственные фирмы, первыми освоившие
новшество, используя интеллектуальный
продукт новаторов. Они стремятся к получению
сверхприбыли путем скорейшего продвижения
инновации на рынок. К фирмам-пионерам,
прежде всего, относятся венчурные фирмы,
работающие в малом бизнесе. В эту категорию
попадают также и крупные корпорации,
являющиеся лидерами в своих отраслях. Раннее
большинство представлено фирмами-имитаторами,
которые вслед за «пионерами» внедрили
новшество в производство, что также обеспечивает
им дополнительную прибыль.[10] Отстающие - это фирмы, которые сталкиваются
с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями
приводит к выпуску изделий новых для
них, но которые либо уже морально устарели,
либо не пользуются спросом на рынке из-за
излишнего предложения. Поэтому зачастую
отстающие фирмы вместо ожидаемой прибыли
терпят убытки. Фирмы-имитаторы не занимаются научно-исследовательской
и изобретательской деятельностью, они
приобретают патенты и лицензии у фирм-новаторов,
либо принимают на работу по договору
специалистов, разработавших инновацию,
либо нелегально копируют инновацию («инновационное
пиратство»).[11] В РФ субъектами инновационной деятельности
являются принимаю-щие участие в инновационной
деятельности юридические лица, независимо
от организационно-правовой формы и формы
собственности; физические лица - граждане
РФ; органы государственной власти РФ,
субъектов РФ; органы местного самоуправления;
иностранные организации и граждане.[3] Таким образом, мы рассмотрели понятие
инновации и различные подходы к определению
сущности инноваций; ознакомились с многообра-зием
классификационных критериев для данного
понятия, выяснили, в чем заключается содержание
инновационного процесса и инновационной
деятельности, изучили взаимосвязь всех
этих категорий друг с другом и с другими
процессами, происходящими в организации.
1.2. Инновационный менеджмент:
понятие, принципы, значение
Инновационный менеджмент - управление
изменениями, приводящее к росту конкурентоспособности
фирмы и её продукции, управление развитием
на основе инноваций. Содержание понятия «инновационный менеджмент»
можно рассматривать в трёх аспектах:
как науку и искусство управления инновациями,
как вид деятельности и процесс принятия
управленческих решений, как аппарат управления
инновациями.[2] Как наука и искусство управления инновационный
менеджмент базируется на теоретических
положениях общего менеджмента. Как вид
деятельности и процесс принятия управленческих
решений инновационный менеджмент представляет
собой совокупность процедур, составляющих
технологическую схему управления инновациями
на различных уровнях. Инновационный менеджмент
как аппарат управления инновациями предполагает
структурное оформление инновационной
сферы и включает систему управления инновациями,
обладающую иерархической структурой
и состоящую из специализированных органов
управления, и институт менеджеров - руководителей
различного уровня.[6] Инновационный менеджмент включает следующие
основные функции: планирование, организацию,
контроль, мотивирование. Конкретное содержание
этих дисциплин различается в зависимости
от уровня менеджмента: государство, регион,
организация. [5] Планирование заключается в обоснованном
формировании основных направлений и
пропорций инновационной деятельности
для достижения целей в соответствии с
имеющимися ресурсами и рыночным спросом. Процесс
организации включает формирование организационных
структур, распределение материальных,
информационных и инновационных потоков
между исполнителями, распределение ответственности,
риска. Контроль в инновационном менеджменте
выполняет функцию обратной связи в процессе
управления инновациями, является условием
завершённости системы управления. В задачи
контроля входит: - сбор и систематизация
информации о состоянии инновационной
деятельности и её результатах; - анализ
причин отклонения и факторов, влияющих
на результаты; - подготовка и реализация
решений, направленных на безусловное
достижение целей развития.[1] К принципам инновационного менеджмента
можно отнести следующее: 1. Предвидение.
Внимание менеджера должно быть постоянно
направлено на поиск новых идей, оценку
их реальности, перспективности. 2. Постановка
неординарных сложных целей, требующих
новых подходов и решений. 3. Стратегический
характер инновационного менеджмента. 4.
Поощрение инициативы, лояльность к идеям.
На ранних стадиях созревания идеи трудно
отличить глупость от гениальности. 5. Ресурсная
поддержка инноваций. 6. Разделение традиционного
и инновационного управления. Традиционное
предполагает движение от существующего
положения, имеющихся ресурсов к возможному
результату; в отличие от него инновационное
управление направлено от результата
к определению необходимых для его достижения
ресурсов. 7. Преодоление психологического
сопротивления инновациям, которое объясняется
сложившимися привычками, опасениями,
неопределённостью, свойствами инновационной
деятельности. 8. Вариантность управленческих
решений, определяемая множеством и неопределённостью
путей достижения инновационных целей. 9.
Постепенность преобразований, предварительная
их подготовка. 10. Отказ от фундаментального
представления о равновесном состоянии
управляемой системы в пользу её неравномерности.[4] Значение инноваций постоянно возрастает,
так как практика бизнеса буквально заставляет
каждую компанию вводить разнообразные
новшества и рационализировать производство.
Необходимость инноваций диктует не только
изменяющаяся внешняя среда, но и угроза
устаревания существующих продуктов.
Все ускоряющиеся темпы изменения мира
- появление новых технологий, смена предпочтений
и вкусов потребителей, ужесточение конкуренции
- детерминирует сокращение жизненного
цикла товара. Компании, неспособные модернизировать
производство, рано или поздно уступают
место на рынке передовым организациям.
Потребитель с каждым годом поглощает
всё большее количество информации со
стороны производителей, и становится
всё более образованным. Единственный
выход со стороны индустрии - предоставление
потребителю новинок.[10] Инновации - залог успешного развития
компании. Даже если фирма постоянно модернизирует
свои товары, рынки, на которых она работает,
могут войти в стадию спада, и стремящимся
к развитию компаниям, время от времени
приходится «завоёвывать на новые территории».
Кроме того, инновации имеют решающее
значение для поддержания или повышения
уровня доходности. Под «прессом» конкурентной
борьбы показатели рентабельности, достаточно
быстро после выхода товаров на рынок
начинают сокращаться. Модернизация продукта
и расширение специализации позволяет
в лучшем случае поддерживать уровень
прибыли, а действительно значительный
доход приносят только новаторские товары.[6] В связи с этим можно сделать вывод, что
в настоящее время значительно возрастает
роль инновационного менеджмента как
основы предпринимательства в области
трансферта интеллектуальных продуктов
в практику, как особой организационно-управленческой
деятельности, направленной на достижение
высокой конкурентоспособности субъекта
хозяйствования путём использования инноваций
для обеспечения его устойчивости и развития
в динамичной рыночной среде.
1.3 Роль инновационного
менеджмента в повышении эффективности
деятельности организации
Развитие организаций
происходит, как правило, путем освоения
разнообразных инноваций. Эти инновации могут затрагивать
все сферы деятельности организации. Следует
отметить, что любые достаточно серьезные
инновации в одной сфере деятельности
организации, обычно, требуют незамедлительных
изменений в сопряженных участках, а иногда
и общей перестройки организационных
структур менеджмента. Инновациями являются любые технические,
организационные, экономические и управленческие
изменения, отличные от существующей практики
в данной организации. Инновационный потенциал
и восприимчивость к инновациям существенно
зависят от параметров организационных
структур менеджмента, профессионально-квалификационного
состава, промышленно-производственного
персонала, внешних условий хозяйственной
деятельности и других факторов.[2] Работа с инновациями и их внедрение
являются достаточно рискованными мероприятиями.
Степень риска при осуществлении различных
инноваций различна. Инновации на частичную
модернизацию оборудования и технологии
производства, обновление выпускаемой
продукции, снижение издержек производства
и повышение материальной заинтересованности
членов коллектива в результатах труда
связаны с незначительным риском и объявляются
обязательными условиями повышения эффективности
производства. Значительно больший риск
представляет внедрение принципиально
новых достижений науки и техники, существенно
изменяющих техническую базу производства
и организацию менеджмента. К их числу
относятся не только фундаментальные
разработки в области техники и технологии,
но и новые организационно-экономические
решения. Говоря об инновациях и способах
их внедрения, нельзя забывать о таком
немаловажном факторе, как восприимчивость
к инновациям. Восприимчивость организаций
к инновациям сокращается по мере возрастания
производства и развития организационных
структур, преобладания крупносерийного
и массового типов производства. Чем больше
объем производства, выше уровень выпускаемой
продукции, тем труднее производство поддается
перестройке.[5] Внедрение технических, организационных
и экономических инноваций требует изменений
в действующих формах и методах организации
менеджмента. Внедрение обусловливает
необходимость непрерывности управленческих
инноваций. Последнее становится все более
важным условием повышения эффективности
деятельности организаций. В современной
экономической науке все технические
изменения рассматриваются в форме новой
продукции и более эффективной технологии.
Внедрение новых товаров выступает в качестве
надежного средства обеспечения преимуществ
перед конкурентами, установления выгодных
цен и изменения доли рынка в свою пользу.
Рост массы прибыли на основе продуктовых
инноваций противодействует понижению
нормы прибыли. В свою очередь технологические
инновации оказывают непосредственное
воздействие на экономию издержек и увеличение
прибыли, но не оказывают прямого влияния,
например, на объем продаж. Последний может
возрасти при сочетании технологических
инноваций с мероприятиями в области маркетинга.[8] Отставание уровня технологии снижает
эффективность освоения производством
новых видов продукции, так как производство
часто технологически не успевает реализовать
все преимущества новых конструкторских
решений. В целом это привело к тому, что
сегодня промышленность имеет низкий
уровень производства и отсутствуют необходимые
материально-технические предпосылки
для значительного повышения конкурентоспособности
продукции на мировом рынке. Очень часто
потребность в инновациях зарождается
внутри самой организации. В практике
встречаются такие ситуации, когда предприятие
само становится одновременно разработчиком
и потребителем инновационных технологий.
Инновации стимулируются увеличением
спроса на продукцию и ростом объема продаж,
а также возможным повышением цен на некоторые
виды ресурсов. Изменения в технологии
могут иногда открывать новые возможности
для продуктовых инноваций. Положительный
эффект от внедрения инновационных технологий
очевиден. Это, как правило, быстрое и существенное
повышение производительности труда,
более высокий коммерческий эффект, высокая
доля прироста производительности. Все
это обусловлено совершенствова-нием
технологических процессов. Ввиду того,
что технологические инновации обеспечивают
снижение затрат на производство, а в дальнейшем
и цен, наибольшую выгоду от этих инноваций
получают производители, владеющие более
высокой долей рынка продаж продукции. Важнейшей
предпосылкой ускорения введения инноваций
и повышения их научно-технического уровня
являются стремительно развивающиеся
компьютерные технологии. Разработка
и внедрение инновации становится одним
из основных направлений стратегии организации,
так как определяет многие направления
ее развития.[10] Осуществление инновационной политики
в целом предполагает такие операции,
как: разработка планов и программ инновационной
деятельности; наблюдение за ходом разработки
инновации и ее внедрением; рассмотрение
проектов разработки инновации; проведение
единой инновационной политики; координация
инновационной деятельности в функциональных
и производственных подразделениях; обеспечение
финансовыми и материально-техническими
ресурсами; обеспечение разработки инновации
квалифицированными кадрами; создание
временных целевых групп для комплексного
решения инновационных проблем. На сегодняшний
день большое количество крупных организаций
создали, так называемые, научно-технические
комплексы, которые позволяют проводить
разработку и внедрение инновационных
технологий в производство. Инновационная
деятельность составляет часть маркетинговой
деятель-ности организации, в особенности
это относится к организациям, занятым
производством наукоемкой продукции.
Здесь наблюдается особенно тесное взаимодействие
инженерно-технических подразделений
с подразделением маркетинга. Основными
целями инновации являются минимизация
себестоимости продукции и повышение
качества технологических, организационных
и кадровых решений.[11] При внедрении высокоэффективной новой
технологии наибольшее значение имеют
следующие результаты: - сокращение доли
ручного труда и улучшение условий труда; -
обеспечение непрерывного и стабильного
производственного процесса, снижение
непроизводственных затрат времени; - снижение
трудоемкости и материалоемкости на единицу
продукции; - повышение эффективности использования
оборудования; - диффузия инновации в других
организациях на коммерческой основе. Таким
образом, мы рассмотрели вопрос о значимости
инновационного менеджмента для эффективной
деятельности любой организации и можем
утверждать, что создание необходимых
и достаточных условий для рациональной
организации менеджмента инноваций в
промышленных организациях позволит в
целом для организации повысить конкурентоспособность
выпускаемой продукции и рентабельность
ее деятельности. Кроме того, организациям
необходимо овладевать новыми совершенными
технологиями для выпуска конкурентного
продукта. Организации должны рисковать,
внедряя новейшие достижения науки, новую
продукцию и технологию, организацию менеджмента
и производства.
Глава 2. Зарубежная и российская
практика государственной поддержки инновационной
деятельности
2.1. Зарубежный опыт государственной
поддержки инновационной деятельности
Инновационная деятельность
характеризуется сложностью и высоким риском. Для инициации
инновации бывает недостаточно наличия
внутренних стимулов и потенциала. Здесь
решающей движущей силой могут стать внешние
стимулы и в частности государственная
поддержка. Сферой активной государственной
поддержки является, прежде всего, фаза
«Фундаментальная наука». Государство
во многом берет на себя функцию обеспечения
бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного
процесса - научными знаниями и идеями.
Таким образом, целями государст-венной
политики ведущих стран мира в области
поддержки науки являются: - увеличение вклада науки и техники в
развитие экономики страны. В зарубежных
странах до 90 % экономического роста достигается
за счет научно-технического прогресса,
тогда как в России - по данным на 2011 год
менее 5 % (в 1990 эта доля доходила до 65 %); -
обеспечение прогрессивных преобразований
в сфере материального производства; -
укрепление безопасности и обороноспособности
страны; - улучшение экологической обстановки; -
сохранение и развитие сложившихся научных
школ.[6] Принципами, на основе которых реализуются
цели, являются: - свобода научного и научно-технического
творчества; - правовая охрана интеллектуальной
собственности; - интеграция научной, научно-технической
деятельности и образования; - концентрация
ресурсов на приоритетных направлениях
научного развития.[6] При обеспечении поддержки инновационной
деятельности государства различных стран
придерживаются следующих стратегий,
различающихся по уровню и формам поддержки: -
стратегия активного вмешательства; - стратегия
децентрализованного регулирования; -
смешанная стратегия.[7] Суть стратегии активного вмешательства
заключается в признании государством
научно-технической и инновационной деятельности
как глав-ной, определяющей экономический
рост национального хозяйства. Госу-дарство
берет на себя активную роль в организации
и финансировании мно-гих важных программ
и проектов, осуществление которых вносит
весомый вклад в развитие национальной
экономики (Япония, Франция, Нидерланды).
В стратегии децентрализованного регулирования
государство играет важную роль, но при
этом отсутствуют жесткие директивные
связи. На первое место здесь выходят научные
организации и производственные фирмы,
а роль государства заключается в создании
им необходимых правовых, экономических
и других условий (США, Великобритания). Смешанная
стратегия используется в странах, где
в экономике значительную часть составляет
государственный сектор и государство
заинтересовано в поддержке высокого
экспортного потенциала отраслей этого
сектора. По отношению к государственным
организациям государство использует
стратегию активного вмешательства, к
остальным - стратегию децентрализованного
регулирования (Швеция).[10] Рассмотрим реализацию данных целей
и принципов на практике, на примере зарубежных
стран. В мировой практике используются
следующие виды налоговых льгот, стимулирующих
инновационную деятельность: - предоставление
исследовательского налогового кредита; -
уменьшение налога на прирост инновационных
затрат; - «налоговые каникулы» в течение
нескольких лет на прибыль, полученную
от реализации инновационных проектов; -
льготное налогообложение дивидендов
юридических и физических лиц, полученных
по акциям инновационных организаций; -
снижение ставок налога на прибыль, направленную
на заказные и совместные НИОКР; - связь
льгот с учетом приоритетности выполняемых
проектов; - льготное налогообложение прибыли,
полученной в результате использования
патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных
активов, входящих в состав интеллектуальной
собственности; - уменьшение налогооблагаемой
прибыли на сумму стоимости приборов и
оборудования для НИИ и других инновационных
организаций; - вычет из налогооблагаемой
прибыли взносов в благотворительные
фонды, деятельность которых связана с
финансированием инноваций; - зачисление
части прибыли инновационной организации
на специальные счета с последующим льготным
налогообложением в случае использования
на инновационные цели.[11] В настоящее время можно выделить три
главных типа моделей научно-инновационного
развития промышленно развитых стран: 1.
страны, ориентированные на лидерство
в науке, реализацию крупномасштабных
целевых проектов, охватывающих все стадии
научно-производственного цикла, как правило,
со значительной долей научно-инновационного
потенциала в оборонном секторе (США, Англия,
Франция); 2. страны, ориентированные на
распространение нововведений, создание
благоприятной инновационной среды, рационализацию
всей структуры экономики (Германия, Швеция,
Швейцария); 3. страны, стимулирующие нововведения
путем развития инновацион-ной инфраструктуры,
обеспечения восприимчивости к достижениям
мирово-го научно-технического прогресса,
координации действий различных секторов
в области науки и технологий (Япония,
Южная Корея). Рассмотрим подробнее особенности
регулирования инновационной деятельности
в США. Органами государственного регулирования
инновационной деятельности в США являются:
Американский научный фонд (курирует фундаментальные
исследования); Американский научный совет
(курирует промышленность и университеты);
НАСА; Национальное бюро стандартов; Министерство
обороны; Национальный центр промышленных
исследований; Национальная академия
наук; Национальная техническая академия;
Американская ассоциация содействия развитию
науки. Последние четыре структуры имеют
смешанное финансирование, остальные
- из федерального бюджета. Источники финансирования:
50 % - частные фирмы и организации, 46 % - федеральное
правительство (на основе конкурсов), остальное
- университеты, неправительственные организации. Государство
стимулирует создание венчурных фондов
и исследовательских центров. По представлению
Национального научного фонда США наиболее
эффективные исследовательские центры
и венчурные фонды могут первые пять лет
полностью или частично финансироваться
из федерального бюджета. Самые эффективные
и наукоемкие исследования государство
финансирует полностью. В США существует
практика бесплатной выдачи лицензий
на коммер-ческое использование изобретений,
запатентованных в ходе бюджетных исследований
и являющихся собственностью федерального
правительства. В США большое внимание
уделяется прогнозированию, стандартиза-ции,
оптимизации управленческого решения,
государственной экспертизе инновационных
проектов, ведению государственной статистики
инноваций, отработан механизм развития
внутренней и международной конкуренции,
антитрестовское законодательство действует
уже более 100 лет.[10] Таким образом, можно сделать вывод, что
зарубежные государства уделяют достаточно
много внимания развитию инновационной
деятельности, ее поддержке. Данное направление
является для них одним из приоритетных,
поскольку напрямую связано с развитием
этих стран в целом и с повышением их конкурентоспособности
на международной арене.