Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 17:17, курсовая работа
Задачи работы: - определение понятия инновационной деятельности; - определение влияния инновационного менеджмента на эффектив-ность деятельности предприятия; - сравнение российской и зарубежной практики государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности; - рассмотрение реализации государственной поддержки инновационной деятельности на примере технопарка «Зеленоград». Информационной базой данной работы выступают: - труды российских и зарубежных исследователей; - статистические данные; - источники сети Internet.
Введение……………………………..……………………..……………………...3 Глава 1. Теоретические аспекты инновационного менеджмента………….…..4 1.1. Понятие инновационной деятельности……………………………………..4 1.2. Инновационный менеджмент: понятие, принципы, значение………….....8 1.3. Роль инновационного менеджмента в повышении эффективности деятельности организации………………………………………………………11 Глава 2. Зарубежная и российская практика государственной поддержки инновационной деятельности…………………………………………………...15 2.1. Зарубежный опыт государственной поддержки инновационной деятельности……………………………………………………………………..152.2. Государственная поддержка инновационной деятельности в РФ….…....19 2.3. Государственная поддержка инновационной деятельности на примере технопарка «Зеленоград»………………………………………………………. 24 Заключение…………………………………………………………….………....28 Список литературы…………………………………………………….………...29
2.2. Государственная поддержка инновационной деятельности в РФ
Государственная инновационная политика в РФ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение её эффективности и широкое использование ре-зультатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны. Она включает три этапа: - разработку научно обоснованных концепций (системы взглядов) развития инновационной деятельности - осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала; - определение направлений государственной поддержки инноваций; - осуществление практических действий по реализации поставленных целей, направленных на повышение инновационной активности.[7] В состав государственных органов, занимающихся наукой, входят: Министерство образования и науки РФ; Федеральная служба по интеллек-туальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент); Федераль-ная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Управление научно-технической деятельностью государство осуществляет через государственные и федеральные научно-технические программы. Например, на ближайший год запланированы следующие федеральные программы: - Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» на 2007 - 2012 годы (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2007 г. N 54); - Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы» (Утверждена Правительством Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 613); - Концепция Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы» (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 6 июля 2006 года N 977-р).[9] Общая законодательная база правового регулирования инновационной деятельности включает: Конституцию РФ; Гражданский кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ (в части уголовной ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности); Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»; Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; Закон РФ от 23 сентября 2002 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; Закон РФ от 23 сентября 2002 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»; Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем»; Закон РФ от 6 августа 1993 г. № 5605-1 «О селекционных достижениях». В РФ в области государственной поддержки инновационной деятельности положение сложилось не лучшим образом, и причин этого явления несколько: - невозможность найти применения изобретениям и «ноу-хау», низкий уровень жизни привел к массовому явлению «утечки мозгов» за границу; - невыделение государством средств на патентование изобретений, приводит к снижению поданных заявок на патенты. В то же время в СССР доходы от продажи лицензий составляли порядка 500 млн. долл., при затратах государства на патентование в размере 4 - 5 млн. долл.; - отсутствие продуманной налоговой политики, стимулирующей инновационную деятельность предприятий, является причиной низкой инновационной активности предприятий; - постепенное снижение активности фундаментальной и прикладной науки.[8] В марте 2002 г. состоялось совместное заседание Совета Безопасности, президиума Госсовета и Совета по науке и технике при Президенте РФ, на котором обсуждались «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Целью государственной политики в этом документе, подписанном Президентом РФ В.В. Путиным, назван «переход к инновационному пути развития на основе выбранных приоритетов». Здесь же определены важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий, цель, задачи и пути их реализации, а также система экономических и иных мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность. Их реализация направлена на обеспечение стратегических национальных приоритетов РФ, к которым относятся повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны. Основы политики в рассматриваемой сфере формируются и реализуются с учетом обеспечения федеральных интересов и интересов субъектов РФ. Развитие науки и технологий должно служить решению задач социально-экономического прогресса страны и относится к числу высших приоритетов РФ. [9] Для перехода к инновационному пути развития страны должны быть решены следующие задачи: 1) создание организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций отечественным производством, обеспечения опережающего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок; 2) совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности; 3) адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники; 4) рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники; 5) совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий; 6) поддержка научных исследований и экспериментальных разработок в приоритетных направлениях развития науки, технологи и техники с учетом мировых тенденций в этой сфере; 7) укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы; 8) активизация деятельности по обмену знаниями и технологиями между оборонным и гражданским секторами экономики, развитие технологий двойного применения и расширение их использования; 9) ускоренная реализация научных и научно-технических достижений, способствующих предотвращению возникновения военных конфликтов, техногенных и экологических катастроф и снижению ущерба от них; 10) разработка и модернизация вооружения, военной и специальной техники, содействие развитию оборонно-промышленного комплекса; 11) совершенствование технических средств, форм и способов борьбы с терроризмом, в том числе международным.[6] В России сложилась четырехуровневая система управления иннова-ционным процессом: 1) высший государственный, федеральный; 2) средний государственный, отраслевой; 3) государственный региональный; 4) нижний государственный, институциональный. По своему содержанию управление инновационным процессом, независимо от уровня управления, включает: а) организационную структуру управления - конкретные органы управления, распределение власти и ответственности между ними, соотношение прав и обязанностей; б) систему сбора, обработки и анализа необходимой информации; в) механизм принятия решений и контроль за их выполнением; г) систему подбора и расстановки кадров. По общим и наиболее важным вопросам государственной инновационной политики издаются указы Президента РФ. Решение принципиальных государственных проблем в области инновационной сферы, ее законодательное регулирование осуществляет Федеральное Собрание. В формировании государственной научно-технической, инновационной политики и ее реализации участвуют все межотраслевые органы. Большую работу по формированию инновационной политики и управлению инновационным процессом проводят такие специальные органы, как Российская Академия наук (РАН), Госстандарт России, Государственный комитет РФ по делам изобретений и открытий и др. Государственный комитет по делам изобретений и открытий является не только экспертным органом, который регистрирует изобретения и открытия и выдает соответствующие документы (патенты, свидетельства), но и участвует в организации внедрения изобретений, осуществляя контроль за деятель-ностью ведомств в этой области.[8] Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на значительное отставание России от стран Запада в области государственной поддержки инновационной деятельности, наша страна имеет значительные перспективы развития. Кроме того, инновационный путь развития признан приоритетным для России на ближайшие годы. Об этом свидетельствует большое количество федеральных целевых программ в области науки и инновационной деятельности, многие из которых уже начали претворяться в жизнь.
2.3. Государственная поддержка инновационной деятельности на примере технопарка «Зеленоград»
В московском регионе развитию малого бизнеса всегда уделялось много внимания. Однако усилия были в основном сосредоточены в сфере расширения потребительских услуг и товаров. Учитывая роль высоких технологий и наукоемкого бизнеса Правительство Москвы 29.04.97 г. Приня-ло Постановление № 296, в соответствие с которым создан региональный научно-технологический парк, в задачи которого входит поддержка и разви-тие малых инновационных фирм, работающих в сфере высоких технологий. Кроме того, Правительство Москвы Постановлением от 30 декабря 1997 г. № 942 приняло Комплексную Программу развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 1998-2000 гг. , одним из пунктов которой является организация технопарка нового типа для развития высокотехнологичных малых предприятий. Было решено, что территориально этот парк будет находиться в г. Зеленограде, находящемся в 30 км. от Москвы, но административно подчиняться Москве.[12] Цели создания: - развитие высоких инновационных технологий в России; - развитие малого бизнеса инновационной направленности, обеспечение лучших, условий ведения хозяйственной деятельности; - налаживание производственных и научных связей между крупными промышленными предприятиями и малым наукоемким бизнесом; - создание новых рабочих мест. Основные задачи: - формирование в регионе ориентированной на рынок научно-производственной инфраструктуры, интеграция потенциала научно-производственного и образовательного комплекса Зеленограда; - создание системы поддержки малых инновационных предприятий; - содействие созданию и развитию новых наукоемких технологий и организации производства конкурентоспособной и импортозамещающей продукции в условиях рынка; - обеспечение условий для подготовки менеджмента инновационных предприятий в области управления инновациями; - содействие международным связям малых высокотехнологичных фирм в науке и инновационной деятельности. Учредителями технопарка стали Департамент развития и поддержки малого предпринимательства (в лице своего финансового органа - Московского фонда поддержки предпринимательства) и Департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы. Для реализации Постановления и Комплексной программы учредителями в 1998 г. был выкуплен и передан технопарку промышленный корпус одного из бывших крупных предприятий электронной промышленности площадью 14 000 кв. м. и выделены средства на капитальный ремонт и реконструкцию здания. Технопарк после завершения реконструкции будет представлять четырехэтажное здание, состоящее из 10 тысяч кв. м. производственных и 1, 5 тысяч офисных площадей, а также вспомогательные помещения (конференц-зал, комнаты для переговоров, выставочный зал и т.д.). Опыт работы различных технопарков и инновационных центров как в России, так и за рубежом показал, что успех в инновационной деятельности малых предприятий (выход на рынок) обусловлен обязательным наличием трёх факторов: рациональной инфраструктуры; квалифицированным менеджментом; разумной схемой финансирования. [3] К сожалению, накопленный в развитых странах опыт венчурного финансирования наукоёмких малых предприятий мало приемлем в российских условиях. В связи с этим для развития высокотехнологичного малого бизнеса в «наукограде» Зеленоград необходима отработка пилотной финансовой структуры, с переносом наработанных схем на региональный уровень. Такая структура должна опираться на региональные бюджетные средства с привлечением федеральных ресурсов, а также российских и зарубежных частных инвесторов. Создание венчурной структуры для малого высокотехнологичного бизнеса требует выполнения ряда мероприятий: 1. создание при поддержке и непосредственном участии Правительства Москвы субъектов венчурной деятельности: - «Московская венчурная компания» (МВК) в форме общества с ограниченной ответственностью; - «Агентство венчурного капитала и инновационных технологий» в форме некоммерческой организации; 2. создание Московского агентства по гарантированию инвестиций (в том числе и иностранных) по аналогии со страховыми агентствами «Гермес» (Германия) и «Кофаз» (Франция). Распределение венчурных ресурсов должно быть определено по следующим направлениям: выделение грантов - 5 - 7 %; гарантийный фонд - 5 - 7 %; компенсация процентных ставок банковских и других кредитных учреждений - 5 - 10 %; льготные среднесрочные кредиты - 15 - 30 %; инвестиционные долгосрочные кредиты - 15 - 30 %; прямое акционерное инвестирование - 15 - 45 %; образовательные расходы - 5 - 7 %; организационно-управленческая и экспертная деятельность - 5 - 10 %. [12] В настоящее время технопарк: - является членом Международной ассоциации технопарков IASP (International Association of Science Parks); - входит в инфраструктуру поддержки и развития инновационного бизнеса г. Москвы; - входит в Реестр инновационно-активных предприятий г. Москвы; - входит в состав Окружного экспертного совета по инновационной деятельности г. Зеленограда; - является членом Московской торгово-промышленной палаты. Учредители технопарка: Московский фонд поддержки и развития малого предпринимательства; Департамент государственного и муниципаль-ного имущества г. Москвы; Московский инновационный фонд; Ассоциация предприятий малого бизнеса. Технопарк предоставляет находящимся на его территории фирмам следующий комплекс услуг: производственные и офисные помещения; консультации по планированию бизнеса и правовым вопросам; подготовка бизнес-планов; типографские работы; предоставление площадей в выставочном зале технопарка для демонстрации своей продукции; предоставление возможности показа конкурентоспособной продукции на крупнейших российских и международных выставках. В настоящее время в технопарке находится 40 малых предприятий научно-технического профиля, ориентированных на развитие высоких технологий, и 3 предприятия инфраструктуры, включая сам «Технопарк». На этих предприятиях работают более 950 человек. Среди специалистов малых инновационных предприятий работают 12 докторов наук, 36 кандидатов наук, из всех работающих более 87% имеют высшее образование. По численности и уровню квалификации специалистов технопарк близок к исследовательс-ким центрам крупных международных корпораций. Основные направления деятельности малых инновационных предприятий технопарка: нанотехнологии; технологии безопасности; медицинская техника; лазерные и оптические технологии; приборы и сенсоры для экологического мониторинга; солнечная энергетика.[12] В заключении стоит отметить, что, хотя технопарк «Зеленоград» изначально создавался как пилотный проект, он оправдал затраты на создание и ожидания, которые с ним связывались. Он оказался экономически выгодным проектом. Уже в первые два года налоговые поступления от его фирм позволили возместить бюджетные затраты на создание этой структуры. Поиск путей дальнейшего развития малых высокотехнологичных предприятий - одна из основных задач технопарка «Зеленоград» города Москвы на современном этапе.
Заключение
Ключевым направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни населения в современном мире является развитие инновационной деятельности, распространение инновационных технологий, продуктов и услуг, активная государственная политика в области инноваций. В ходе данной курсовой работы мы рассмотрели понятие инновации, инновационного процесса и инновационной деятельности, изучили взаимосвязь всех этих категорий. Изучили сущность инновационного менеджмента, как управления изменениями, приводящего к росту конкурентоспособности фирмы. Рассмотрели основные функции инновационного менеджмента и оценили его роль в качестве основы предпринимательства в области трансферта интеллектуальных продуктов в практику. Мы доказали, что в современных условиях предприятие не сможет привлекать новых потребителей, не развивая инновационную деятельность. Организации должны рисковать, внедряя новейшие достижения науки, новую технологию, организацию менеджмента и производства. В работе был изучен российский и зарубежный опыт государственной поддержки инновационной деятельности; рассмотрена деятельность технопарка «Зеленоград», особенности его функционирования и перспективы дальнейшего развития. В результате, можно отметить, что и в России, и на Западе поддержка НИОКР и инноваций является приоритетным направле-нием в государственной политике. В заключении отметим, что, хотя в настоящее время инновационная деятельность является одной из наиболее слабых звеньев в формировании рыночной инфраструктуры России (что напрямую влияет на уровень конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынке), имеются значительные предпосылки для изменения данной ситуации в лучшую сторону.
Список литературы