Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:11, реферат
Производительность труда характеризуется соотношением результатов и затрат труда и является важнейшим показателем эффективности любой общественно-полезной деятельности. Повышение производительности труда - приоритетное направление развития экономики промышленно развитых стран.
В настоящее время эта проблема особенно актуальна для России, так как в условиях кризисного состояния и резкого спада производства повышение производительности труда является основным источником реального экономического роста.
по дисциплине « История экономических учений »
На тему: Американская школа маршинализма Представитель: джон Кларк
относят австрийскую школу
предельной полезности, математическую
школу, а также микроэкономические
теории А.Маршалла и Д.Б.Кларка.
Представители этого направления в своих
работах используют категории «предельная
полезность», «предельная производительность
факторов производства», «предельный
продукт
Основные положения маржинализма следующие:
Производительность труда
характеризуется соотношением результатов
и затрат труда и является важнейшим
показателем эффективности
В настоящее время эта проблема особенно
актуальна для России, так как в условиях
кризисного состояния и резкого спада
производства повышение производительности
труда является основным источником реального
экономического роста. Экономический
кризис, затронувший в последние годы
все отрасли и сферы народного хозяйства,
отразился на эффективности общественного
производства. Об этом свидетельствует
значительное снижение всех экономических
показателей, в том числе и производительности
общественного труда. Начиная с 1991 года,
она имеет ярко выраженную отрицательную
динамику.
Целью контрольной работы является рассмотрение
американской школы маржинализма Д.Б.
Кларка.
Задачами контрольной работы являются:
1.охарактеризовать американскую школу маржинализма;
2. Дж. Б. Кларк и его экономическое учение;
На всех этапах хозяйственного
строительства в нашей стране
и за рубежом уделялось большое
внимание развитию теории производительности
труда. Особенно в условиях перехода
к рынку полезно и необходимо
использование зарубежного
Глава 1. Американская школа маржинализма
Основным положением теории американской школы содержатся в разработках ее виднейшего представителя Дж. Б. Кларка. Главным отличаем этой теории от разработок австралийской и кембриджской школ стал анализ проблем производства и распределения, опиравшийся на концепцию предельной производительности труда и капитала. Сторонники американской школы внесли новые моменты в методологию маржинализма, причем наиболее влиятельными оказались выдвинутые Кларком идеи о статике и динамике хозяйственной системы. Став одним из оснований этой школы, они позднее превратились в распространенный элемент методологии буржуазной экономической науки.
Под статикой Кларк понимал
описание условий, необходимых и
достаточных для установления равновесия
рыночной экономики. Для создания такого
описания ему понадобились следующие
предпосылки: отсутствие технического
прогресса, и всяких перемещений
труда и капитала между сферами
производства, постоянства величин
труда и капитала, используемых в
этих сферах, фиксированный характер
потребностей в потребительских
товарах, полное господство свободной
конкуренции. Предполагалось, что у
экономики может быть не одно, а
несколько состояний
Если хотя бы какая-то из перечисленных предпосылок не выполняется, то, по Дж. Б. Кларку, равновесие нарушается, экономика приходит в движение и начинает свой дрейф к новому статическому положению. Объяснением его причин должна была стать динамика.
Применив такой
У Дж. Б. Кларка получалось, что
в капиталистическом хозяйстве
может сохраняться и
Процессы производства и распределения рассматривались в ней с позиций маржинализма, а значит, выступали в виде сферы деятельности рациональных субъектов. Таких насчитывалось три: рабочий, денежный капиталист и предприниматель. Считалось, что рабочий вкладывает в производство свой труд, рассчитывая на заработную плату, а владелец капитала, превращающегося в средства производства, надеется на процент.
Несколько сложнее выглядела
фигура предпринимателя. Согласно Дж.
Б. Кларку, в условиях равновесия он
трудится как организатор производства
и вознаграждается заработной платой
точно так же, как и рабочий.
Поскольку в статической
Для критической оценки таких
воззрений уместны все те возражения,
что выдвинул марксизм против вульгарной
теории факторов производства. По мнению
Е.Г. Василевского, явная ошибка американской
школы, включившей в одну социальную
группу рабочих и предпринимателей,
а в другую - денежных капиталистов,
объясняется быстрым
Вместе с тем при анализе идей Дж. Б. Кларка нельзя ограничиться только этими возражениями. Лидер американской школы продвинулся дальше представителей теории факторов производства. Им была поставлена реальная проблема, имеющая важное значение для отдельного предприятия, а именно: как определить наилучшую, отвечающую равновесию, пропорцию между затратами факторов производства?
Для ответа на этот вопрос потребовались
понятия предельной производительности
факторов производства, выведенные из
законов убывающей
Например, закон убывающей производительности труда: при условии, что величина денежного капитала постоянна, а число рабочих возрастает, каждый новый дополнительный рабочий будет производить все меньшее, убывающее количество продукта. Такой закон, считал Дж. Б. Кларк, пригоден для объяснения как статической, так и динамической экономики. В условиях статики он действует сильнее, поскольку здесь отсутствует технический прогресс, а стало быть, при увеличении числа занятых, происходит уменьшение не только капиталовооруженности, но и технической вооруженности труда, неуклонное снижение его производительности. В динамической ситуаций влияние закона ослабевает: последовательному сокращению величины, капитала, приходящейся на одного занятого, противостоит технический прогресс, вызывающий применение новых, более эффективных средств производства.
Согласно версии американской школы, предприниматель, выполняя свою организаторскую миссию, покупает факторы производства, в том числе и трудовой, по рыночным ценам. Цену трудового фактора (заработную плату) он рассматривает как внешний для себя параметр рынка, зависящий от соотношения спроса и предложения. С одной стороны, предприниматель рассчитывает на увеличение выпуска продукции, а потому предъявляет спрос на рабочую силу, покупает ее по рыночной цене, вовлекая в производство все больше рабочих. С другой стороны, он внимательно следит за снижением производительности их труда, уменьшением прироста производства [6, c.128].
Рано или поздно очередной приступивший к работе труженик становится предельным: он производит продукт, равный по величине рыночной заработной плате. Именно его производительность Дж. Б. Кларк назвал предельной, а полученный результат - предельным продуктом.
Дальнейшее повышение
спроса на рабочую силу и наращивание
занятости уже неэффективно, невыгодно
предпринимателю. Тогда пришлось бы
отдавать новому рабочему заработную
плату, превышающую по величине создаваемый
им продукт, т. е. перераспределять в
его пользу часть процента на капитал.
Тем самым, указывал Дж. Б. Кларк, предельный
рабочий (или несколько рабочих
с той же производительностью) должен
стать последним в списке занятых
на производстве данного продукта.
Их количество достигло оптимальной
величины, соответствующей равновесию.
Теперь, когда известен общий фонд
заработной платы (указанное количество
рабочих, умноженное на значение рыночной
заработной платы), можно остаточным
способом определить размеры процента.
Для этого из стоимости изготовленного
продукта надо вычесть фонд заработной
платы (точно по такой же схеме
строились рассуждения о
Таким образом, утверждали экономисты американской школы" в каждой производственной единице статической экономики возможно установление наилучшего соотношения между затратами факторов производства, обеспечивающего в данных условиях максимальный выпуск продукции. Это такое соотношение, при котором предельная производительность труда и предельная производительность капитала становятся равными рыночным величинам соответственно заработной платы и процента.
Выходит, что рыночный механизм, обеспечивая равновесие, дает собственникам факторов производства такие доходы, которые равны созданным ими частям продукта. Отсюда следует, утверждал Дж. Б. Кларк, что система свободного предпринимательства несет в себе не эксплуатацию, а справедливое распределение.
Экономическая система, отмечал он, в любой момент способна перейти из статического состояния в динамическое. Причиной может стать, например, технический прогресс, деформирующий механизм закона убывающей производительности труда [2, c.53].
Вероятен и другой вариант. Например, ситуация на рынке труда изменилась, вызвав новое снижение заработной платы. Реакция предпринимателя выразится в очередном приливе спроса на рабочую силу. Возобновится прием дополнительных рабочих, который будет продолжаться до тех пор, пока иная, меньшая, величина предельной производительности труда не сравняется с рыночной ценой последнего (заработной платой). Внутри микроэкономической производственной единицы соотношение затрат факторов производства поменяется в пользу труда. Она вновь окажется в состоянии равновесия, но это будет уже другое статическое положение, отличающееся от первого другой пропорцией между вкладами труда и капитала.
Ряд положений теории американской школы трудно примирить с фактами, характеризующими реальный капитализм. Равновесная цена состоит у Дж. Б. Кларка из заработной платы и процента, чего нет в действительности. В статистической теории место промышленного капиталиста занимает предприниматель - условный персонаж, который нанимает рабочих и берет взаймы у денежного капиталиста, руководствуясь не прибылью, а исключительно стремлением получше организовать производство. Совершенно непонятно, зачем, с какой целью приглашается предельный рабочий, если последнему выдается заработная плата, равная полному продукту его труда. К умозрительным выводам и логическим неувязкам ведет сам ход маржиналистского повествования. Предположим, к примеру, что заработная плата предельного рабочего на самом деле равна созданному им продукту. Но ведь есть и другие, "непредельные" рабочие, которые производят больше продукта по сравнению со своим предельным товарищем, хотя и получают ту же заработную плату. Если образовавшийся излишек продукта должен достаться не им, то кому? Наверное, оставшемуся фигуранту маржиналистской системы - денежному капиталисту. Но тогда последний эксплуатирует подавляющее большинство рабочих, присваивая часть результатов их труда, а это не вяжется с выдвинутым Дж. Б. Кларком принципом справедливого распределения. Точно так же, только начиная с процента, можно получить и обратный результат: рабочие эксплуатируют денежного капиталиста, что уж никак не похоже на реальное капиталистическое производство.
Все эти дефекты не должны,
однако, заслонять те научные результаты,
что были получены экономистами американской
школы. Обратив внимание на проблему
оптимизации структуры издержек
производства и определив пути ее
предельного анализа, они дали толчок
многочисленным прикладным исследованиям
количественных соотношений между
затратами факторов производства. Имеется
в виду и такой известный
Информация о работе Американская школа маршинализма Представитель: джон Кларк