Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 19:21, курсовая работа
Цель настоящей работы заключается в исследовании безработицы и политики занятости в современной России.
Для достижения указанной цели в работе будут поставлены и решены следующие задачи:
- изучить понятие, типы и причины возникновения безработицы;
- рассмотреть сущность политики занятости
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы безработицы и политики занятости 5
1.1. Понятие, типы и причины возникновения безработицы 5
1.2. Сущность политики занятости 10
Глава 2. Анализ безработицы и политики занятости в России 16
2.1. Уровень безработицы в России 16
2.2. Тенденции государственной политики в сфере занятости России 21
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 34
Рис. 1. График уровня безработицы за 2000-2013 года, %
Уровень безработицы в марте 2013 года составил 4,01 %, изменившись на – 1,75 % по сравнению с февралем 2013 года, и – 2,52 % по сравнению с мартом 2012 года.
Уровень безработицы в январе 2014 года составил 5,60%, изменившись на 0,02% по сравнению с декабрем 2013 (5,58%), и -0,35% по сравнению с январем 2013 (5,95%).
Представим графическое сопоставление данных по безработице за 2013 и 2012 года9.
Таблица 2
Уровень безработицы в России по месяцам за 2012-2013 года, %
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь | |
2012 |
6,60 |
6,45 |
6,53 |
5,81 |
5,37 |
5,43 |
5,40 |
5,17 |
5,23 |
5,33 |
5,41 |
5,28 |
2013 |
5,95 |
5,76 |
5,65 |
5,55 |
5,20 |
5,45 |
5,30 |
5,23 |
5,26 |
5,48 |
5,46 |
5,58 |
Рис. 2. График уровня безработицы в России по месяцам за 2012-2013 года, %
Следует отметить тот факт, что в разных регионах России уровень безработицы различен. Это вполне понятно. В одном регионе рентабельно строить заводы, добывать природные ресурсы, а в другом нет. Предприниматели берутся строить свой бизнес только там, где это выгодно. Все данные об уровне безработицы в Регионах довольно оптимистичны и не совсем отражают реальную ситуацию в них. Уровень безработицы в регионах является неким показателем выхода страны из кризиса. Ведь если в регионах начинают появляться новые рабочие места, и открываются заводы, значит экономика региона начинает расти. К сожалению, не многие предприниматели спешат открывать бизнес в регионах, многие еще не оправились от первой волны кризиса 2008 года, а другие бояться новой волны которая уже начинается в Европе. Нестабильность в Европе усиливает опасения.
Сравнение регионов России (субъектов) по уровню безработицы, по численности экономически активного, занятого и безработного населения, за 2012 год, приведено в таблице приложения.
Минимальный уровень безработицы в 2012 году 0,81% зафиксирован в городе Москва, а максимальный в 47,70% - в Республике Ингушетия. Тогда как средний уровень по стране составил 5,46%
На втором месте по уровню безработицы находится город Санкт-Петербург, где уровень безработицы составил 1,14%.
Московская Область находится на третьем месте по уровню безработицы, который составил 2,93 %.
Конечно же, опасения вызывает и тот факт, что безработица крайне неравномерно распределена по территории страны. С одной стороны, это вполне объяснимо, ведь не на любой территории, к примеру, рентабельно строить заводы или добывать полезные ископаемые. Предприниматели, конечно же, думают в первую очередь о рентабельности и хотят создавать свой в бизнес, где будут наиболее благоприятные условия для его ведения: доступные транспортные развязки, наиболее квалифицированные кадры и т.д.
Для сравнения ситуации с работой в разных регионах страны, проанализируем данные Росстата по безработице за март-май 2013 года. По Федеральным округам:
Минэкономразвития РФ прогнозирует дальнейшее снижение уровня безработицы. По прогнозам Минэкономразвития РФ, снижение общей безработицы произойдет в том числе за счет мер, направленных на повышение экономической активности пенсионеров, за счет снижения численности молодежи, а также за счет привлечения иностранной рабочей силы. Однако в целом численность экономически активного населения сократится с 72,8 миллиона человек в 2011 году до 66,1 миллиона человек в 2030 году, или на 9%.
Следует отметить, что в настоящее время уровень безработицы в России сильно занижен. Это основывается на том, что в докладе Росстата подсчитаны только безработные, которые встали на учет на бирже труда. Естественно не все встают на такой учет. Это говорит о том, что статистика безработицы в России на 2012-2013 год не вполне точна. Собрать же точные показатели довольно сложно. В нашей стране пособие по безработице очень мало, многие живущие в крупных городах просто не видят смысла вставать на подобный учет. Это все проблемы статистики безработицы в регионах и в России в целом.
По данным официальной статистики, показатели обеспеченности граждан рабочими местами улучшаются с каждым годом. Средний показатель уровня безработицы за первое полугодие текущего года составил, по сведениям Роструда, приблизительно 1,3-1,4% от численности экономически активного населения страны (около 1 млн чел.)11. Следует учитывать, что речь идет о так называемой зарегистрированной безработице, для определения которой учитываются только те граждане, которые признаны безработными службой занятости. В соответствии с данными Росстата, уровень безработицы составляет на сегодняшний день 5,2% (3,9 млн чел.). Такая разница между данными Роструда и Росстата объясняется тем, что Росстат использует методологию МОТ, согласно которой безработными признаются граждане, которые занимаются поиском работы, используя при этом любые способы (обращение к знакомым, в частные агентства по подбору персонала, изучение вакансий в специализированных СМИ и Интернете и т. д.).
Вместе с тем, на рекрутинговом портале Superjob.ru сейчас зарегистрировано более 9 млн. резюме соискателей (11,9% от численности экономически активного населения), и еще около120 тыс. резюме добавляются ежедневно).
Конституция РФ в качестве одного из базовых прав человека и гражданина закрепила право на защиту от безработицы, что находит выражение в принимаемых государством нормативных актах.
Основные направления государственной политики в сфере занятости закреплены в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости). Несколько последних лет охарактеризовались активным принятием поправок в указанный закон и конкретизацией его положений в подзаконных актах.
Однако Закон о занятости определяет безработных как граждан, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (ч. 1 ст. 3). Следовательно, большинство закрепленных в нем мер поддержки распространяются только на тех нетрудоустроенных граждан, которые встали на учет в службу занятости.
Вместе с тем, в последние годы государство с целью борьбы с безработицей довольно интенсивно изменяет и дополняет законодательство о труде в целом. К таким поправкам можно отнести, в частности, следующие:
1. Определение стратегических направлений государственной политики в сфере занятости.
2. Детальная регламентация деятельности Роструда. Этот блок актов конкретизировал порядок, сроки и результаты оказания некоторых государственных услуг в сфере содействия занятости.
3. Введение в трудовое законодательство института дистанционной занятости. По усмотрению работника запись в трудовую книжку о дистанционной работе можно не заносить, а по согласованию сторон работник может получить возможность самостоятельно определить режим труда и отдыха. В основу взаимодействия работника и работодателя был положен обмен электронными документами, подписанными усиленной квалифицированной электронной подписью.
4. Запрет на использование в объявлениях о вакансиях дискриминационных критериев отбора сотрудников (пол, раса, цвет кожи, национальность, язык, происхождение, имущественное, семейное, социальное и должностное положение, возраст, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность или непринадлежность к общественным объединениям или каким-либо социальным группам).
Среди подобных не связанных с деловыми качествами работника требований наиболее часто встречаются ограничения по полу и возрасту соискателя. Предполагалось, что такие нововведения позволят оказать поддержку гражданам, находящимся в социально уязвимом положении и потому подверженным дискриминации12.
Еще более актуальными и интересными являются меры, направленные на обеспечение занятости отдельных категорий населения. К последним относятся такие группы граждан, как:
1. Пенсионеры по старости. Незанятые граждане, получающие пенсию по старости, могут быть зарегистрированы в качестве ищущих работу, но не в качестве безработных (ч. 3 ст. 3 Закона о занятости). Недавно регионы получили право организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации лиц, которым была назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить свою трудовую деятельность.
Отдельные гарантии установлены для граждан предпенсионного возраста при отсутствии возможности их трудоустройства. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Закона о занятости, им может быть назначена пенсия на период до достижения возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочная трудовая пенсия (не ранее, чем за два года до наступления соответствующего возраста).
2. Инвалиды. Субъекты федерации обязаны устанавливать квоты при приеме на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников для тех организаций, в которых трудятся свыше 100 человек (к примеру, в Приморском крае и Нижегородской области соответствующая квота составляет 2%).
3. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С 1 января 2012 года регионы получили право разрабатывать условия и программы профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации для этой группы безработных. Эта услуга предоставляется бесплатно, и кроме того, нередко компенсируются расходы на проезд к месту обучения и найм жилья, а также предоставляется возможность пройти бесплатное медицинское освидетельствование. В некоторых субъектах женщины получают ежемесячную стипендию на время обучения (к примеру, в Ярославской области ее размер составляет 2500 руб.). Предельный срок обучения также устанавливается регионами (например, в Приморском крае он составляет три месяца, в Ханты-Мансийском АО — восемь месяцев).
4. Безработные граждане, готовые переехать в другой регион. При наличии подходящих вакансий в другом регионе нетрудоустроенный гражданин может по своей инициативе или согласившись с предложением службы занятости получить поддержку в переезде, в том числе и при переезде с семьей. Поскольку оказание содействия таким гражданам также относится к региональным полномочиям (п. 8 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона о занятости), конкретный состав и размер денежной поддержки устанавливается законами субъектов федерации. Как правило, оплачиваются проезд к месту работы, суточные расходы, а также выплачивается единовременное пособие. Иногда компенсируются и расходы на провоз имущества (Томская область), наем жилья (Ярославская область). Некоторые регионы публикуют на официальных сайтах служб занятости перечень вакансий, открытых в других местностях, при переезде в которые и последующем замещении вакансии можно получить государственную поддержку.
5. Мигранты. С обеспечением занятости российских граждан тесно связана госполитика в области использования труда мигрантов. Законодатель пытается восполнить правовые пробелы, позволяющие принимать на работу мигрантов в обход требований трудового законодательства. Так, с 1 января 2013 года применяется уточненный порядок исчисления взносов в ПФР в отношении этой группы работников. Если раньше мигранты относились к застрахованным лицам только при заключении с ними трудового договора на срок более шести месяцев (это позволяло работодателям неоднократно заключать договоры на меньший срок и экономить тем самым на суммах страховых взносов), то теперь учитывается общий период работы у одного работодателя в течение календарного года, в том числе по нескольким договорам.
Информация о работе Анализ безработицы и политики занятости в России