Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 19:21, курсовая работа
Цель настоящей работы заключается в исследовании безработицы и политики занятости в современной России.
Для достижения указанной цели в работе будут поставлены и решены следующие задачи:
- изучить понятие, типы и причины возникновения безработицы;
- рассмотреть сущность политики занятости
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы безработицы и политики занятости 5
1.1. Понятие, типы и причины возникновения безработицы 5
1.2. Сущность политики занятости 10
Глава 2. Анализ безработицы и политики занятости в России 16
2.1. Уровень безработицы в России 16
2.2. Тенденции государственной политики в сфере занятости России 21
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 34
6. Несовершеннолетние граждане и молодые специалисты. Закон о занятости предусматривает организацию регионами временного трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20. В некоторых регионах эта мера оказалась довольно эффективной. Так, по итогам 2011 года в Тульской области более 40% таких выпускников после участия во временных работах получили работу на постоянной основе.
Выпускники государственных вузов, обучавшиеся на бюджетных местах и по очной форме обучения, также вскоре могут получить гарантии трудоустройства. В Госдуме находится на рассмотрении законопроект о введении квот при приеме на работу молодых специалистов с организацией рабочих мест для них за счет средств работодателей.
7. Военнослужащие. Закон о занятости давно содержит правило о преимущественном праве прохождения подготовки, повышения квалификации и поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия для военнослужащих, уволенных с военной службы, а также их супругов (ст. 13, ч. 3 ст. 23).
С июля 2013 года право на прохождение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в приоритетном порядке получили и граждане, прошедшие военную службу по призыву (в течение трех лет после увольнения с военной службы).
Законодатель уделил внимание и такому способу борьбы с безработицей, как содействие самозанятости населения (ч. 8 ст. 7.1-1 Закона о занятости). Регионы вправе предусмотреть такие меры, как помощь безработному в составлении бизнес-плана, проведение тренингов и распространение обучающей литературы по организации собственного дела, финансовая поддержка (в том числе возмещение расходов на подготовку документов для регистрации организаций или ИП, их нотариальное заверение, на оплату госпошлины и изготовление печатей и штампов и т. д.). В некоторых субъектах предусмотрены и единовременные выплаты на организацию своего дела — например, в Оренбургской области ее размер составляет 67 620 руб.
Правда, в отношении уже трудящихся самозанятых
граждан государственная политика оказалась непоследовательной. После двукратного увеличения страхов
Многие эксперты относятся к нововведениям государственной политики борьбы с безработицей в отношении отдельных категорий населения довольно скептически. Так, президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров отмечает: «Это инициативы, которые в большинстве случаев пытаются бороться со следствиями разных проблем, при этом не учитывая причины этих самых проблем. Надо не с безработицей бороться, а занятостью заниматься. Тогда безработица сама собой исчезнет».
С 1 января 2012 года вступили в силу изменения в Закон о занятости, дополнившие его ст. 7.1-1, определяющей полномочия регионов в области содействия занятости населения. Как правило, субъекты федерации принимают свои законы и целевые программы, в которых определяются показатели и сроки работы по снижению уровня безработицы в регионе. Одновременно действуют федеральные стандарты оказания государственных услуг, которыми обязаны руководствоваться региональные службы занятости при их предоставлении.
Оказание регионами государственных услуг в сфере обеспечения занятости граждан (ч. 8 ст. 7.1-1 Закона о занятости) обеспечивается за счет средств самого субъекта. Для частичной компенсации затрат регионов предусмотрены предоставляемые на конкурсной основе субсидии из федерального бюджета, порядок предоставления и размер которых регулярно устанавливается Правительством РФ начиная с 2008 года.
Организация социальных выплат безработным гражданам (пособия по безработице, материальная помощь, стипендии и т. д.) по-прежнему относится к полномочиям Российской Федерации, однако это полномочие передано для реализации регионам с компенсацией их расходов за счет субвенций из федерального бюджета.
Закон о занятости закрепил еще одну гарантию граждан в сфере занятости — возможность заключить со страховой организацией договор страхования на случай потери работы. Требования к этому договору не определены, поэтому его условия устанавливаются самими страховыми организациями — как в качестве самостоятельного договора, так и в составе иного договора (например, ипотечного). Чаще всего страхователи предъявляют требования к возрасту (не менее 25 лет и не более 55-60 лет) и общему трудовому стажу (от шести месяцев до одного года)13.
Проанализировав уровень безработицы в России, можно сделать вывод, что уровень безработицы в марте 2013 года составил 4,01 %, изменившись на – 1,75 % по сравнению с февралем 2013 года, и – 2,52 % по сравнению с мартом 2012 года.
Уровень безработицы в январе 2014 года составил 5,60%, изменившись на 0,02% по сравнению с декабрем 2013 (5,58%), и -0,35% по сравнению с январем 2013 (5,95%).
Опасения вызывает и тот факт, что безработица крайне неравномерно распределена по территории страны. С одной стороны, это вполне объяснимо, ведь не на любой территории, к примеру, рентабельно строить заводы или добывать полезные ископаемые.
Минэкономразвития РФ прогнозирует дальнейшее снижение уровня безработицы. По прогнозам Минэкономразвития РФ, снижение общей безработицы произойдет в том числе за счет мер, направленных на повышение экономической активности пенсионеров, за счет снижения численности молодежи, а также за счет привлечения иностранной рабочей силы.
В последние годы государство с целью борьбы с безработицей довольно интенсивно изменяет и дополняет законодательство о труде в целом, например:
1. Определение стратегических направлений государственной политики в сфере занятости.
2. Детальная регламентация деятельности Роструда. Этот блок актов конкретизировал порядок, сроки и результаты оказания некоторых государственных услуг в сфере содействия занятости.
3. Введение в трудовое законодательство института дистанционной занятости.
4. Запрет на использование в объявлениях о вакансиях дискриминационных критериев отбора сотрудников.
Итак, в данной работе мы рассмотрели особенности безработицы и политики занятости в современной России.
Рассмотрев теоретические основы безработицы и политики занятости можно сделать следующие выводы.
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.
Безработица бывает вынужденная и добровольная, фрикционная, структурная и циклическая, застойная, сезонная, естественная.
Причины безработицы можно сгруппировать следующим образом.
Во-первых, причиной безработицы может стать относительно избыточное население, «лишнее» по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Во-вторых, безработица может быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе - в технологии (структурная безработица). В-третьих, безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу «по душе» и с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица). В-четвертых, особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике (циклическая безработица). В-пятых, в некоторых случаях генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем.
Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса:
- удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал - лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы;
- обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.
Проанализировав уровень безработицы в России, можно сделать вывод, что уровень безработицы в марте 2013 года составил 4,01 %, изменившись на – 1,75 % по сравнению с февралем 2013 года, и – 2,52 % по сравнению с мартом 2012 года.
Уровень безработицы в январе 2014 года составил 5,60%, изменившись на 0,02% по сравнению с декабрем 2013 (5,58%), и -0,35% по сравнению с январем 2013 (5,95%).
Опасения вызывает и тот факт, что безработица крайне неравномерно распределена по территории страны. С одной стороны, это вполне объяснимо, ведь не на любой территории, к примеру, рентабельно строить заводы или добывать полезные ископаемые.
Минэкономразвития РФ прогнозирует дальнейшее снижение уровня безработицы. По прогнозам Минэкономразвития РФ, снижение общей безработицы произойдет, в том числе, за счет мер, направленных на повышение экономической активности пенсионеров, за счет снижения численности молодежи, а также за счет привлечения иностранной рабочей силы.
В последние годы государство с целью борьбы с безработицей довольно интенсивно изменяет и дополняет законодательство о труде в целом, например:
1. Определение стратегических направлений государственной политики в сфере занятости.
2. Детальная регламентация деятельности Роструда. Этот блок актов конкретизировал порядок, сроки и результаты оказания некоторых государственных услуг в сфере содействия занятости.
3. Введение в трудовое законодательство института дистанционной занятости.
4. Запрет на использование в объявлениях о вакансиях дискриминационных критериев отбора сотрудников.
Приложение
Уровень безработицы по регионам России за 2012 год
Регион |
Позиция |
Уровень Безработицы |
Город Москва |
1 |
0,81 |
Город Санкт-Петербург |
2 |
1,14 |
Московская Область |
3 |
2,93 |
Ленинградская Область |
4 |
3,24 |
Ярославская Область |
5 |
3,37 |
Магаданская Область |
6 |
3,43 |
Самарская Область |
7 |
3,43 |
Липецкая Область |
8 |
3,56 |
Белгородская Область |
9 |
3,75 |
Республика Татарстан |
10 |
4,13 |
Новгородская Область |
11 |
4,15 |
Чукотский Автономный Округ |
12 |
4,26 |
Калужская Область |
13 |
4,29 |
Владимирская Область |
14 |
4,39 |
Рязанская Область |
15 |
4,59 |
Тульская Область |
16 |
4,62 |
Костромская Область |
17 |
4,77 |
Тамбовская Область |
18 |
4,87 |
Республика Мордовия |
19 |
4,90 |
Пензенская Область |
20 |
4,91 |
Тверская Область |
21 |
5,05 |
Брянская Область |
22 |
5,08 |
Курская Область |
23 |
5,11 |
Тюменская Область |
24 |
5,19 |
Амурская Область |
25 |
5,31 |
Орловская Область |
26 |
5,34 |
Архангельская Область |
27 |
5,36 |
Ставропольский Край |
28 |
5,37 |
Оренбургская Область |
29 |
5,38 |
Саратовская Область |
30 |
5,38 |
Нижегородская Область |
31 |
5,40 |
Воронежская Область |
32 |
5,55 |
Красноярский Край |
33 |
5,55 |
Краснодарский Край |
34 |
5,57 |
Ульяновская Область |
35 |
5,58 |
Новосибирская Область |
36 |
5,60 |
Смоленская Область |
37 |
5,65 |
Вологодская Область |
38 |
5,78 |
Камчатский Край |
39 |
5,81 |
Свердловская Область |
40 |
5,82 |
Чувашская Республика |
41 |
5,86 |
Удмуртская Республика |
42 |
6,00 |
Ростовская Область |
43 |
6,02 |
Волгоградская Область |
44 |
6,03 |
Республика Башкортостан |
45 |
6,06 |
Алтайский Край |
46 |
6,23 |
Пермский Край |
47 |
6,25 |
Ивановская Область |
48 |
6,29 |
Хабаровский Край |
49 |
6,38 |
Челябинская Область |
50 |
6,40 |
Республика Коми |
51 |
6,41 |
Республика Марий Эл |
52 |
6,50 |
Псковская Область |
53 |
6,62 |
Омская Область |
54 |
6,86 |
Приморский Край |
55 |
6,87 |
Республика Карелия |
56 |
7,00 |
Кемеровская Область |
57 |
7,06 |
Кировская Область |
58 |
7,10 |
Калининградская Область |
59 |
7,41 |
Сахалинская Область |
60 |
7,67 |
Мурманская Область |
61 |
7,71 |
Иркутская Область |
62 |
7,85 |
Республика Северная Осетия - Алания |
63 |
7,90 |
Астраханская Область |
64 |
7,91 |
Республика Бурятия |
65 |
7,91 |
Республика Хакасия |
66 |
7,96 |
Республика Саха (Якутия) |
67 |
8,00 |
Республика Адыгея |
68 |
8,08 |
Еврейская Автономная Область |
69 |
8,41 |
Томская Область |
70 |
8,41 |
Курганская Область |
71 |
8,67 |
Кабардино-Балкарская Республика |
72 |
8,86 |
Карачаево-Черкесская Республика |
73 |
8,88 |
Забайкальский Край |
74 |
10,58 |
Республика Алтай |
75 |
11,58 |
Республика Дагестан |
76 |
11,68 |
Республика Калмыкия |
77 |
13,15 |
Республика Тыва |
78 |
18,39 |
Чеченская Республика |
79 |
29,81 |
Республика Ингушетия |
80 |
47,70 |
Информация о работе Анализ безработицы и политики занятости в России