Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 20:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение основных направлений промышленной политики и промышленного развития России.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты организации промышленной политики
изучить основные направления и инструменты промышленной политики
проанализировать современные подходы к проведению промышленной политике;
провести анализ проблем промышленного развития России;
определить совокупный инновационный потенциал российских предприятий.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации промышленной политики 6
Понятия и сущность промышленной политики 6
Модели, методы проведения современной промышленной политики 13
Глава 2. Направления и инструменты промышленной политики 19
2.1 Денежно-кредитная и финансовая политика 20
2.2 Инновационная политика 22
2.3.Структурная политика 25
2.4. Инвестиционная политика 30
2.5. Законодательная база и регулирующие органы 33
Глава 3. Анализ и перспективы развития промышленного производства в России и Пермском крае 36
3.1 Проблемы промышленного развития российской экономики 41
3.2 Инновационной потенциал российской промышленности 48
Заключение 54
Список использованной литературы
Существует также три уровня разработки и реализации промышленной политики:
Таким образом, промышленная политика реализуется как методами макроэкономического регулирования (создание правил и условий, мотиваций поведения участников рынка, бюджетное перераспределение ресурсов), так и административными методами, как было уже сказано в предыдущей главе. В состав ее инструментов входят также формирование общественного мнения и ценностных шкал, организация диалога рыночных субъектов и государственной власти, согласование интересов на территории (горизонтальное) и межуровневое (вертикаль власти).
2.1 Денежно-кредитная и финансовая политика
Важным направлением при реализации промышленной политики является регулирование со стороны государства сферы денежного обращения.
Форму организации денежного
Поскольку в современных экономиках широко применяются не только деньги, но и их производные (в том числе безналичный расчёт и заимствования), денежной системы в её чистом виде не существует и принято говорить о денежно-кредитной системе. Отсюда и происходит денежно-кредитная политика – инструмент общей экономической политики государства, направленный на оперативное воздействие последнего на денежно-кредитную систему.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий, идёт не только на поощрение персонала, инвестиции, но и на накопление. А поскольку эти накопления делаются с прицелом на долгосрочный период, они оказываются временно незанятыми в производственном процессе. Учитывая же, что не у всех компаний есть в данный момент достаточное денежное покрытие своего производства, мы имеем с их стороны спрос на свободные денежные средства. Таким образом, наличие с одной стороны временно свободных средств и спроса на них с другой порождает их перераспределение, т.е. финансовый рынок (финансовые отношения).
А поскольку, как хорошо известно, дополнительные денежные ресурсы нужны не только отдельным предприятиям, но и государству, появляется необходимость в проведении финансовой политики – совокупности государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование.
Основными государственными органами проведения данных политик являются Центральный Банк РФ (денежно-кредитная политика) и Министерство финансов РФ (финансовая политика).
Инструментами денежно-кредитной политики являются: операции на открытом рынке (фондовом, валютном), регулирование учётной ставки (в России – это ставка рефинансирования), установление норм обязательных резервов коммерческих банков, контроль и ограничения по отдельным видам кредитов (кредит под залог, ипотечный кредит, потребительский кредит и пр.).
Инструменты финансовой политики – выпуск государственных ценных бумаг для обеспечения и обслуживание государственного долга, выдача ссуд на развитие производства, регулирование и контроль за финансовыми рынками и финансовым обращением, оперативное управление государственными средствами.
Промышленная политика должна иметь инновационную, а не “догоняющую” направленность, ориентироваться на решение не только текущих, но и стратегических задач и носить этапный, кратко- и долгосрочный характер. В среднесрочном периоде это способствует преодолению кризиса производства, структурной перестройке промышленности и насыщению рынка конкурентоспособной продукцией. В долгосрочной перспективе такая стратегия должна помочь России восстановить свое положение в сообществе развитых стран.
В последние годы государство осуществляет
ряд шагов на пути создания национальной
инновационной системы, в числе которых
утвержденные Президентом РФ 30 марта 2002
г. “Основы политики Российской Федерации
в области развития науки и технологий
на период до 2010 года и дальнейшую перспективу”.
Согласно этому документу, к приоритетным
направлениям развития науки, технологий
и техники относятся информационно-
По объему расходов на НИОКР (Научно-Исследовательские и Опытно-Конструкторские Разработки) в настоящее время Россия в несколько раз уступает развитым странам (разрыв составляет 25 раз по сравнению с США, 9,2 раза с Японией, 5 раз с Германией, 4,8 раза с Китаем). “Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и на дальнейшую перспективу” предусмотрено выделение 4% средств федерального бюджета суммы расходов на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, однако в 2006 году эта статья расходов составила всего 1,74%.
По данным 2005 года, доля инновационно-активных предприятий составляла всего 10,6% общего числа хозяйствующих субъектов за вычетом малого бизнеса. Тем не менее, Россия обладает значительным потенциалом: на миллион жителей приходится 131 патент, что выше, чем в Норвегии, Канаде, Польше. Согласно расчетам Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей, в России возможно довести к 2010 году долю инновационной продукции в общем объеме промышленного производства до 11-13%, но при безусловных серьезных структурных преобразованиях экономики.
Устойчивое развитие, основанное на инновационном принципе, предполагает опору на воспроизводимые, прежде всего, интеллектуальные ресурсы. В государственной поддержке нуждаются системы образования и подготовки специалистов. Важнейшим направлением деятельности государства является решение проблемы “утечки мозгов”.
Как известно, рынок более близорук и ориентирован на краткосрочные результаты, поэтому не предоставляет достаточных стимулов к инвестированию в стратегически важные направления научно-технического развития, дающие отдачу в долгосрочном периоде. Роль государства состоит в том, чтобы не только создать сильные стимулы для инновационной деятельности предприятий всех форм собственности, но и взять на себя наиболее затратную в организационном и финансовом отношении часть инновационного процесса. Государство должно финансировать проведение приоритетных научно-технических разработок на начальном этапе преимущественно за свой счет. Финансирование прикладных исследований может осуществляться через систему госзаказов на конкурсной основе. Кроме прямой поддержки инновационного процесса в виде государственных расходов, необходимо создание механизмов и стимулов рыночного самофинансирования, тем более что бюджетные схемы были ликвидированы в ходе реформ.
Выделим несколько очевидных мер стимулирования инновационной активности. К ним относятся:
установление налоговых льгот при увеличении таких расходов;
2.3. Структурная политика
Далее рассмотрим структурную политику России.
Реальный российский национальный профиль индустрии существенно деформирован относительно среднемирового. Отклонения в неблагоприятную сторону, прежде всего, в связи с сырьевой ориентацией достигают десятков — сотен процентов (см. Рисунок 1). Для преодоления сырьевой направленности экономики необходим перелив капитала из энергетически-сырьевого комплекса в обрабатывающую промышленность. Теоретически государство имеет возможность использовать рычаги регулирования инвестиций для элиминации этих диспропорций.
Рисунок 1. Отклонение российских промышленных пропорций от среднемировых (1) и изменение в структуре российских инвестиций за 1993-2005 гг. (2).
Проблема заключается в том, что на практике инвестиции вливаются в наиболее благополучные и, следовательно, наиболее привлекательные отрасли, в то время как особо остро нуждающиеся в капиталовложениях отрасли продолжают испытывать инвестиционный голод. Таким образом, структура фактических инвестиций усугубляет сырьевые и прочие диспропорции российской промышленности.
Поэтому при разработке и реализации промышленной политики очень важно правильно расставить приоритеты. Это должны быть те отрасли и сферы, где имеются серьезные научно-технологические достижения и продвинутые позиции России на мировых рынках. Перспективными в этом плане являются авиакосмический комплекс, атомная энергетика и производство изотопов, приборостроение, программное обеспечение. Они способны стать локомотивами роста всей экономики, если будут созданы условия для их подъема. Например, в США существуют национальные программы развития авиакосмической промышленности, биотехнологий, информационных технологий, создания автотранспорта, использующего альтернативное топливо, а участие федерального бюджета в выполнении этих программ достигает 70-90%.
К приоритетным промышленным производствам, ориентированным на обеспечение внутренних потребностей страны, в том числе замещение импорта, принадлежат производства, имеющие критическое значение для устойчивого развития экономики и национальной безопасности:
В отношении
Комитет РСПП по промышленной политике предлагает основным критерием при решении о государственной поддержке тех или иных корпораций избрать показатель роста произведенной компанией добавленной стоимости, а также своевременные платежи в бюджеты всех уровней, создание новых рабочих мест, повышение прозрачности внутренних финансовых потоков, рентабельность и структура активов и ряд других.
Одним из объектов государственного регулирования являются естественные монополии. Есть, по крайней мере, два фактора, определяющих взаимовлияние деятельности естественных монополий и промышленной политики. Во-первых, основные естественные монополии — РАО “ЕЭС России”, ОАО “Газпром”, МПС (ОАО “РЖД”) — обладают мощным организационно-экономическим и технологическим потенциалом и определяют совокупные издержки всего промышленного производства. Во-вторых, наряду с нефтяными компаниями, это крупнейшие потребители машиностроительной продукции. Требуется обеспечить значительную долю продукции отечественного машиностроения в инвестиционном спросе естественных монополий.
Структурная политика предполагает также создание интегрированных корпоративных структур. На сегодняшний день финансово-промышленные группы образуются в основном в отраслях либо высокорентабельных, либо обладающих значительным экспортным потенциалом. Однако более актуальными с позиций государственной промышленной политики представляются альянсы, объединяющие свободные финансовые ресурсы успешных отраслей (ТЭК, металлургия) с передовыми технологиями оборонных предприятий. Такой опыт уже есть. Объединение ресурсов РКК “Энергия” и “Газпрома” дало возможность наладить выпуск спутников для разведки нефтяных и газовых месторождений, на которые есть устойчивый спрос. Вместе с тем закон о ФПГ устарел и требует изменений.
Среди направлений структурной перестройки экономики можно выделить поддержку отраслевых комплексов, выпускающих высокорентабельную продукцию, что внесло бы существенный вклад в пополнение доходов бюджета.
Особого внимания заслуживает первичный сектор экономики, в том числе лесная промышленность и горнодобывающие производства. Компании добывающей промышленности, как и естественные монополии, генерируют значительный инвестиционный спрос на оборудование, что вызывает необходимость контроля их инвестиционных программ с целью стимулирования увеличения доли закупок на отечественных предприятиях. Для горного производства актуальной является дифференциация налогов в зависимости от горно-геологических условий, снятие отработанных горных выработок с баланса предприятий, совершенствование налогообложения.