Анализ эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является: анализ эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии, выявление и оценка путей повышения их использования.

Задачами работы являются:

 определение понятия, состава и сущности трудовых ресурсов как экономической категории;

 определение направлений повышения эффективности использования трудовых ресурсов;

 проведение анализа эффективности использования трудовых ресурсов;

 разработка путей повышения эффективности использования трудовых ресурсов.

Содержание работы

Введение

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ...........................................................4

1.1 Понятие трудовых ресурсов и персонала………………………………...4

1.2 Структура кадров организации…………………………………………....5

1.3 Обеспеченность организации трудовыми ресурсами……………………6

2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ СПК Колхоз «Память Ленина»……9

3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАДРОВ СПК КОЛХОЗ «ПАМЯТЬ ЛЕНИНА»…………………………………...25

3.1 Обеспеченность организации кадрами и их движение……………….....25

3.2 Повышение квалификации кадров………………………………………..27

3.3 Пути повышения эффективности использования кадров………………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...33

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 370.00 Кб (Скачать файл)

 

     Из  таблицы 2.2 видно, что по сравнению  с предыдущими годами количество принятых работников в 2010 году сократилось. Изменение в количестве уволенных  работников по собственному желанию, за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, а так же уволенные по др. причинам говорит о том, что в процессе анализа необходимо изучить причины увольнения работников. Плохой социальный климат, плохая мотивация, условия труда, не достаточная удовлетворенность работой и т. п. Для этого используются методы опроса и анкетирования работников.  

     3.2 Повышение квалификации  кадров 

     Повышение квалификации на предприятии - практически  непрерывный процесс, который может  заключаться как в новых концепциях, например концепции «обучающегося  предприятия», так и в стандартных подходах… как например, различные семинары, обучение в институтах повышения квалификации высшего персонала или переподготовка рабочих.

     Обучающая деятельность предприятия представлена достаточно разнообразными ее видами. Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что обучение может быть организовано непосредственно на предприятии собственными силами (т.н. «внутризаводское обучение»).

     Во  внезаводском обучении роль предприятия  сводится к определению требований не только к количеству, но и к  направленности обучения, закрепленных в соответствующих договорах (либо заявках) на подготовку. Само обучение осуществляется в специальных обучающих центрах, а также в системе высшего и среднего специального образования. Кроме того, предприятие посредством различного вида стимулов влияет на самообразование своих работников, на развитие ими профессионального мастерства.

     С позиции производственно-технического назначения в обучении рабочих выделяют:

·     подготовку новых рабочих;

·     переподготовку и обучение рабочих вторым (смежным) профессиям;

·     повышение квалификации.

     В отношении специалистов и руководителей  обучающая функция предприятия  проявляется прежде всего в организации  повышения их квалификации.

     Обучение  рабочих непосредственно на рабочем  месте носит оперативный и всегда вполне конкретный характер - так как такое обучение ориентировано прежде всего на освоение конкретного трудового процесса, выполнение конкретной работы. Этот тип обучения не требует больших расходов и сокращает период адаптации работника. В учебном процессе используются такие методы, как: работа в течение некоторого времени в качестве ассистента, постепенное усложнение задания, ротация (смена) рабочих мест, делегирование части функций, ответственности и др.

     Обучение  на рабочем месте характерно прежде всего для рабочих и служащих простых должностей.

     Обучение  вне рабочего места более эффективно, имеет большую теоретическую  направленность, дает разностороннюю подготовку, но требует значительных затрат. Кроме того, работник отрывается от своей работы. Используемые здесь методы как правило соответствуют теоретической направленности обучения — это могут быть лекции и практические занятия в аудитории, использование деловых игр и разбор конкретных производственных ситуаций, обучающие программы (в том числе и на базе ЭВМ), обмен опытом и др.

     Цель  деятельности предприятия в области обучения состоит в обеспечении:

—  надлежащего уровня подготовки работника, соответствующего требованиям рабочего места (должности);

—  условий для мобильности работника, как предпосылки к лучшему использованию и обеспечению занятости;

—  возможности для продвижения работника как условия формирования мотивации и удовлетворенности трудом.

     Данные  о повышении квалификации кадров представлены в таблице 1.3 

Таблица 1.3 - Повышение квалификации кадров за 2010 г. в СПК Колхоз «Память Ленина»

Показатель План Отчет Выполнение  плана(%)
Подготовка  новых рабочих 9 11 122,2
Повышение квалификации рабочих - всего в том  числе: 62 66 106,5
- на  производственно технических курсах 31 33 106,5
- в  школах по изучению передовых  методов труда 27 28 103,7
- в  порядке обучения вторым профессиям 4 5 125.0
Обучение:

-в школе  мастеров

 
5
 
6
 
120.0
-в  техникумах 2 3 150.0
- в  высших учебных заведениях 3 3 100.0
- в  школах и семинарах с/х образования 24 26 104,6

          Из таблицы 1.3 видно, что предприятие нуждается в квалифицированных кадрах, поэтому по всем показателям видно превышение отчетных данных от плана. Самое большое количество направленных на повышение квалификации составили работники, нуждающиеся в повышении квалификации. Это означает, что предприятие нуждается и заботится о своих работниках и направляет их на повышение квалификации. В связи с этим предприятие хочет поднять уровень труда и организацию производства.

3.3 Пути повышения эффективности использования кадров.

     Повышение производительности труда — одна из важных задач, стоящих перед социалистической промышленностью, решение которой  должно быть неразрывно связано с  уменьшением себестоимости и  снижением трудоемкости выпускаемых изделий.

      Проанализировав состав и структуру кадров СПК Колхоз «Память Ленина», можно предложить несколько путей повышения эффективности их использования.

     1. Необходимо изучить причины увольнения работников (по собственному желанию, сокращение кадров, нарушение трудовой дисциплины и др.). 
Напряженность в обеспечении предприятия трудовыми ресурсами может быть несколько снята за счет более полного использования имеющейся рабочей силы, роста производительности труда работников, интенсификации производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, внедрения новой, более производительной техники, усовершенствования технологии и организации производства. В процессе анализа должны быть выявлены резервы сокращения потребности в трудовых ресурсах в результате проведения перечисленных мероприятий.  
          2. Если предприятие расширяет свою деятельность, увеличивает свои производственные мощности, создает новые рабочие места, то следует определить дополнительную потребность в трудовых ресурсах по категориям и профессиям и источники их привлечения. 
 3. Пересмотреть график работы для некоторых сотрудников. (Согласно п.3 ст. 317 ТК рабочим животноводства может устанавливаться рабочий день, разделенный не более чем на три части, между которыми предусматриваются перерывы продолжительностью не менее двух часов, включая перерыв для отдыха и питания. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать для данной категории рабочих продолжительности ежедневной работы.)

   Предложенная система будет выглядеть следующим образом (согласно статье 127 ТК):

- рабочий  день дробится на отдельные  части;

- может  быть предоставлен либо один, либо два и более перерыва, включая перерыв для отдыха  и питания, продолжительностью  не более четырех часов;

- продолжительность  рабочего времени не должна  превышать установленной продолжительности  ежедневной работы.

     Таким образом можно увеличить КПД  сотрудников, и уменьшить время  простоев.

     4.Усовершенствовать  технологические процессы для  уменьшения трудоемкости продукции, что может сократить время на изготовления продукции, облегчая труд рабочих, что приводит к уменьшению трудоемкости продукции, увеличению производительности труда и увеличению прибыли предприятия. 
 

                                             Заключение 

     В целях стабильной работы организации, планирования ее развития очень важным является долгосрочное планирование кадровой политики предприятия.

     В большинстве компаний отделы кадров или службы управления человеческими  ресурсами больше привыкли заниматься планированием численности работников на предприятиях. Их главная задача - добиться, чтобы на предприятии или в организации было столько работников, сколько должно быть в соответствии со штатными расписаниям.

     Желательно  проводить анализ факторов внешней среды, чтобы убедиться в том, что имеется предложение определенных профессий для комплектования личного состава такими служащими, каких еще нет в штате организации.

     В результате прогноза спроса и предложения  на трудовые ресурсы любая организация может выяснить число людей, в которых она нуждается, уровень их квалификации и расстановку кадров.

     В итоге может быть разработана  согласованная кадровая политика, включающая системы набора, подготовки, совершенствования  и оплаты кадров, а также политика отношений между администрацией и работниками. Этот стратегический план может быть разбит на конкретные программы использования трудовых ресурсов.

     План  по трудовым ресурсам разрабатывается  с целью произвести расчеты относительно числа служащих, которые потребуются организации, и профессиональной структуры, которая будет необходима в данный период. Следует также принять решения об источниках потенциального набора, установить и поддерживать контакты для обеспечения того, чтобы потребности организации и потенциальное вознаграждение за труд, денежное или моральное, были известны будущему составу служащих. Так как компании берут на работу людей самого разного профессионального уровня и нуждаются в самых различных специальностях, сеть набора служащих должна быть достаточно широкой и разнообразной. Для набора младших служащих хорошим источником являются местные школы, и многие компании поддерживают полезные контакты с ними, чтобы принимать участие в договорах о профессиональной подготовке школьников. Большинство крупных компаний принимают также участие в ежегодных встречах с выпускниками высших учебных заведений с целью обеспечить их информацией о возможностях карьеры. Источники набора более квалифицированных служащих на руководящие должности разнообразны, среди них центры занятости, специальные агентства и консультанты по набору кадров, или консультанты по поиску руководящих административных работников. Очень важно создать резерв для набора высококвалифицированных кадров в целях привлечения на свободные вакансии специалистов высокого класса. Если это происходит, то ошибки при наборе кадров становятся менее значительными

     Список  литературы

  1. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента - СПб, Питер, 2004. – 342с.
  2. Бухалков И.М. Управление персоналом, М.: Инфра –М, 2007 г. – 256с.
  3. Волков О.И. Экономика предприятия: уч. 2004. – 278с
  4. Герасимова В.Д. Анализ и диагностика производственной деятельности       предприятия: учеб. пособие / В.Д. Герасимова. М.: Кнорус, 2010. – 318с.
  5. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия./ О.В. Грищенко, - М.: Вегус. – 2008. – 345 с
  6. Ершова С.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие/ С.А. Ершова. – СПб ГАСУ - СПб., 2007.- 155с.
  7. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб./ В.В. Ковалев, О.Н. Волкова – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. – 2010. – 424 с.
  8. Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: учеб. пособие / В.И. Макарьева, Л.Е. Андреева. М.: Финансы и статистика, 2005. – 261 с.
  9. Маркарьян Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Э.А. Маркарьян. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 560 с
  10. Протасов В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг./ В.Ф. Протасов. - М.: «Финансы и статистика», 2005.-536с
  11. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий: учебник./ С.М. Пястолов.-6-е изд.- М.: Академический проект: Трикста,2005.-576с.
  12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник/Г.В. Савицкая. 3-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М,2006.-425с.
  13. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: учебник/Г.В. Савицкая. 5-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М,2010.-408с.
  14. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник/Г.В. Савицкая. 13-е изд., испр. - М.: Новое знание,2007.-679с.
  15. Экономический анализ, теория и практика №14: журнал /изд. Финанспресс. – М., 2008.- 76.
  16. Стражев В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник./ В.И. Стражев; под общ. ред. В.И Стражева.-6-е изд. - Мн.: Высшая школа, 2005. - 480с.
  17. Чернышева Ю.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: уч. Пособие/ Ю.Г. Чернышева, Э.А. Чернышев. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: изд-во центр «МарТ», 2003.-304.

Информация о работе Анализ эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии