Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 12:19, реферат
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятие получает главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовых и валютных биржах и т.д.).
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:
- систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
- определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;
- выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;
- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;
- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Тема 1. Анализ формирования, распределения и использования финансовых результатов………………………………………………………………..…3
1.1Задачи и функции анализа формирования и использования прибыли предприятия…………………………………………………………………8
Тема2. Анализ поведения затрат и аналитическое обоснование решений по управлению затратами……………………………………………………………………10
Классификация затрат……………………………………………………..10
Список использованных источников……………………………
Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет следующие функции:
Оценочную. То есть дает возможность провести оценку эффективности работы предприятия (получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью).
Распределительную. Ее сущность заключается в том, что прибыль предприятия является инструментом распределения доходов.
Стимулирующую. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.
Прирост прибыли, может быть достигнут не только благодаря увеличению трудового вклада коллектива предприятия, но и за счет других факторов. Поэтому на каждом предприятии необходимо проводить систематический анализ формирования, распределения и использования прибыли. Этот анализ имеет важное значение и для внешних субъектов (государственных органов, банков и др.).
Задачами анализа формирования и использования прибыли являются:
- оценка плана (прогноза) прибыли и выбор наилучшего варианта; изучение выполнения плана и динамики;
- выявление и количественное измерение влияние факторов формирования показателей прибыли и оценка ее качества;
- выявление резервов роста прибыли на предприятии;
- разработка рекомендаций по наиболее эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития предприятия.
Анализ должен показать также влияние на прибыль нарушение договорной, технологической и финансовой дисциплины.
Прибыль на предприятии рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие его деловой активности. Оценивая уровень или изменение деловой активности, проводят различия между понятиями ожидаемой прибыли (которая может быть получена в будущем в результате хозяйствования) и фактически полученной.
С учетом этого различают следующие функции прибыли:
- инвестиционная - поскольку ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;
- результативная - фактически полученная прибыль оценивает эффективность деятельности предприятия;
- финансирующая - часть полученной или ожидаемой прибыли определяется в качестве источника самофинансирования предприятия;
- стимулирующая - часть ожидаемой или полученной прибыли может быть использована в качестве источника материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала.
Тема2. Анализ поведения затрат и аналитическое обоснование решений по управлению затратами
Классификация затрат
Особенности управления производством в современных условиях хозяйствования заключаются в том, что каждой организации в процессе производственной деятельности необходимо постоянно соизмерять доходы с затратами, просчитывать свои возможности и прежде, чем принимать какое-либо решение, касающееся своего производства, руководитель должен знать, - принесут ли эти изменения дополнительный доход.
Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело - затраты, они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве.
В настоящее время организация должна самостоятельно принимать решение, в каких разрезах классифицировать затраты; насколько детализировать места возникновения затрат и каким образом их увязать с центрами ответственности; вести учет фактических либо плановых (нормативных), полных либо частичных (переменных, прямых, ограниченных) затрат.
Затраты – это выраженные в денежной форме расходы организаций на производство, обращение, сбыт товаров.
Важной информацией для анализа затрат являются отчетные данные; данные бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы); плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и сбыт продукции и отдельных изделий (работ, услуг). Основными первичными документами, на основе которых производится отражение в учёте затрат на производство и обращение продукции, являются договор на приобретение продукции, материалов, услуг; счета-фактуры, авансовые отчеты и другие документы, оформленные с соблюдением предусмотренных Законом о бухгалтерском учёте требований, подтверждающие факт совершения хозяйственной операции.
Состав материалов, необходимых для проведения анализа затрат, приведен в таблице .
Таблица1 .
Состав информационной базы для анализа затрат | |
Группы источников информации |
Источники информации |
Планово-нормативная |
Сметы: затрат на производство;
себестоимости реализованной Плановые (нормативные) калькуляции
себестоимости единицы Нормативы по видам затрат Ценники; данные о ставках и тарифах на услуги |
Отчетность |
Бухгалтерская: разд.6 «Расходы по обычным видам деятельности» формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» Статистическая: форма 5-з «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции»; «Отчет по труду»; «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» и др. |
Данные бухгалтерского учета |
Учетные регистры: журналы-ордера № 10 и 10/1, данные аналитического учета по счетам затрат Первичная документация: наряд-заказы, данные табельного учета, маршрутные листы, накладные на отпуск материалов, лимитно-заборные карты и т.п. |
Внеучетные данные |
Акты инвентаризаций, ревизий и иных проверок. Отчеты аудиторов Статистическая информация, данные других предприятий, материалы публикаций |
Одни затраты непосредственно связаны с производством товаров (затраты сырья, материалов, оплата труда рабочих и др.), другие – с управлением и обслуживанием производства (расходы на содержание аппарата управления, на обеспечение производственного процесса необходимыми ресурсами, на содержание основных средств в рабочем состоянии и т.д.), а третьи, не имея непосредственного отношения к производству, все-таки по действующему законодательству включаются в издержки производства (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, социальные нужды населения и др.). Кроме того, часть затрат прямо включается в себестоимость конкретных видов готовых изделий, а другая часть, в связи с производством нескольких видов продукции, – косвенно. Поэтому для эффективного управления необходимо применять экономически обоснованную классификацию затрат по определенным признакам.
Целью такой классификации затрат является оказание помощи руководителю в принятии правильных, обоснованных решений, поскольку менеджер, принимая решения, должен знать, какие затраты и выгоды они за собой повлекут. Поэтому суть процесса классификации затрат – это выделить ту часть затрат, на которые может повлиять руководитель.
Обобщенно классификация затрат организации для целей управления ими может быть представлена в следующем виде (Таблица 7.2).
Таблица 2.
Классификация затрат для целей управления | |
Классификационные признаки с учетом функций управления |
Виды затрат |
1. Процесс принятия |
Явные и альтернативные; релевантные и нерелевантные; эффективные и неэффективные |
2. Процесс прогнозирования |
Краткосрочные и долгосрочные |
3. Процесс планирования |
Планируемые и не планируемые |
4. Процесс нормирования |
Стандарты, нормы, нормативы и отклонение от них |
5. Процесс координации |
По местам и сферам возникновения; функциям деятельности и центрам ответственности |
6. Процесс учета |
Одноэлементные и комплексные;
по статьям калькуляции и |
7. Процесс контроля |
Контролируемые и |
8. Процесс регулирования |
Регулируемые и нерегулируемые |
9. Процесс стимулирования |
Обязательные и поощрительные |
10. Процесс анализа |
Фактические; прогнозные, плановые; сметные; стандартные; общие и структурные; полные и частичные |
С точки зрения тактики и стратегии развития организации значимым является разделение затрат на явные и альтернативные, релевантные и нерелевантные, эффективные и неэффективные.
Явные (расчетные) затраты - это выраженные в денежной форме фактические затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения товаров или услуг. Затраты же, обусловленные отказом от одного товара в пользу другого, называют альтернативными (вмененными) затратами. Они означают упущенную выгоду, когда выбор одного действия исключает появление другого действия. Альтернативные затраты возникают в случае ограниченности ресурсов. Если ресурсы не ограничены, вмененные издержки равны нулю. Альтернативные затраты иногда называют дополнительными.
В зависимости от специфики принимаемых решений затраты подразделяются на релевантные и нерелевантные. Релевантными (т.е. существенными, значительными) затратами можно считать только те затраты, которые зависят от рассматриваемого управленческого решения. В частности, затраты прошлых периодов не могут быть релевантными, поскольку повлиять на них уже нельзя.
На результаты принимаемых решений существенное влияние может оказать деление затрат на эффективные и неэффективные. Эффективные – это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. Неэффективные - это затраты непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Неэффективные затраты – это потери на производстве. К ним относятся потери от брака, простоев, недостачи и порча товарно-материальных ценностей и др. Обязательность анализа неэффективных затрат обусловлена тем, чтобы не допустить проникновения потерь в планирование и нормирование.
К планируемым относятся производительные расходы организации, обусловленные его хозяйственной деятельностью и предусмотренные сметой затрат на производство. Они в соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами включаются в плановую себестоимость товаров.
Не планируемые – это непроизводительные расходы, которые не являются неизбежными и не вытекают из нормальных условий хозяйственной деятельности организации, к ним относятся потери от брака, простоев и др. Эти расходы считаются прямыми потерями и потому в смету затрат на производство не включаются. Они отражаются только в фактической себестоимости товаров на соответствующих счетах в бухгалтерском учете, учет необходим для их предупреждения.
По местам возникновения затраты группируются и учитываются в разрезе производств, цехов, участков, отделов, бригад и других структурных подразделений организации, т.е. по центрам ответственности.
Такая группировка затрат позволяет организовать внутренний хозрасчет и определить производственную себестоимость товаров. Данная группировка затрат напрямую зависит от действующей организационной структуры.
По роли в технологическом процессе изготовления товаров и целевому назначению затраты организации подразделяются на основные и накладные.
Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления товаров. К ним относятся затраты, входящие в состав цеховой производственной себестоимости изделий (стоимость сырья, материалов и полуфабрикатов, вещественно входящих в продукт; стоимость топлива и энергии, израсходованных на технологические цели; расходы на оплату труда производственных рабочих и отчисления на социальные нужды; расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования и др.).