Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 12:36, курсовая работа
Цель исследования – выяснить взаимоотношение совокупного спроса и предложения.
Задачи исследования:
- рассмотреть совокупный спрос и факторы, влияющие на него;
- рассмотреть совокупный спрос и факторы, влияющие на него;
- определить макроэкономическое равновесие (достижение равенства совокупного спроса и предложения).
Введение
В макроэкономике под спросом и предложением предусматривается соответственно совокупный спрос и совокупное предложение. Термин «совокупный» означает то, что понимаются предложение и спрос для всех товаров и услуг, а не для каких-то отдельно взятых. Важно рассмотреть подробнее категории спроса и предложения и факторы, оказывающие влияние на их состояние и изменение.
Тема моей курсовой работы актуальна, так как рыночная экономика — это безграничное взаимодействие спроса и предложения.
Действительно, каждому акту купли-продажи предшествуют два феномена — “спрос” и “предложение”, величины которых устанавливают объем сделок и уровень цен на рынке. Мы знаем, что рыночная экономика есть динамика цен и объема сделок, значит, достигать их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса (влияя на доходы потребителей) и величину предложения (влияя на прибыль производителей). Это применимо и для макро-, и для микроэкономики.
Так объясняется то внимание, которое рыночное хозяйство уделяет анализу спроса и предложения. Такой анализ существенен и тем, что выступает связующим звеном между макро- и микроэкономическими теориями.
Рыночное хозяйство – социальная форма организации экономики, сформированная на товарном производстве обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка. Рынок – это система экономических отношений появляющихся на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения.
Цель исследования – выяснить взаимоотношение совокупного спроса и предложения.
Задачи исследования:
- рассмотреть совокупный спрос и факторы, влияющие на него;
- рассмотреть совокупный спрос и факторы, влияющие на него;
- определить макроэкономическое равновесие (достижение равенства совокупного спроса и предложения).
Глава 1. Теоретическая часть
Совокупный спрос (AD) - это реальный объем национального производства, который потребители (частные лица, предприятия и государство) намерены купить при допустимых различных уровнях цен. Другими словами, это сумма потребностей в обществе, выраженная в денежной форме и предоставленная на рынок.
Величина совокупного спроса представляет собой то количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом данном уровне цен. Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного спроса и тем меньше расходов будут намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров и услуг. Следовательно, зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен – обратная и графически она может быть представлена в виде кривой, имеющей отрицательный наклон (рис.1). Каждая точка кривой совокупного спроса (кривой AD) показывает стоимость того количества конечных товаров и услуг, на которое будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом возможном уровне цен.
На рис. 1 по оси абсцисс откладывается реальный ВВП (величина совокупного спроса) Y, измеряемый в денежных единицах (в долларах, марках, рублях и т. п.), т. е. стоимостной показатель, а по оси ординат – общий уровень цен (дефлятор ВВП), измеряемый в относительных величинах. При более высоком уровне цен (Р 1) величина совокупного спроса (Y 1) будет меньше (точка А), чем при более низком уровне цен (Р 2), которому соответствует величина совокупного спроса (Y 2) (точка В).
В соответствии с существованием четырех основных секторов экономики АD можно разделить на следующие группы:
С - совокупный спрос индивидуумов и домохозяйств;
I - инвестиции или спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей;
G - государственные закупки, или спрос на товары и услуги со стороны государства;
Х - разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.
Таким образом, AD складывается из спросов на конечную продукцию экономики: АD= C+I+G+X.
Эта формула похожа на формулу подсчета ВВП по расходам. Отличие состоит в том, что формула ВВП представляет собой сумму фактических расходов всех макроэкономических агентов, которые они сделали в течение года, в то время как формула совокупного спроса отражает расходы, которые намерены сделать макроэкономические агенты. Величина этих совокупных расходов, т. е. величина совокупного спроса, зависит, прежде всего, от уровня цен.
Между совокупным спросом и уровнем цен в стране при прочих равных условиях (имеется в виду макроэкономическая политика правительства) есть обратная зависимость: чем ниже уровень цен, тем больший объем национального продукта могут приобрести потребители внутри страны, предприятия, правительство, а также зарубежные покупатели. Следовательно, рост уровня цен ведет к сокращению совокупного спроса, если не изменяются другие параметры и факторы рыночной ситуации.
Кривая совокупного спроса не может быть получена суммированием индивидуальных или рыночных кривых спроса. Это обусловлено тем, что по осям отложены совокупные величины. Так, рост общего уровня цен (дефлятора ВВП) не означает повышения цен на все товары в экономике и может происходить в условиях, когда цены на некоторые товары снижаются, а на некоторые – остаются неизменными. Соответственно, отрицательный наклон кривой совокупного спроса также не может быть объяснен эффектами, разъясняющими отрицательный наклон кривых индивидуального и рыночного спроса, т. е. эффектом замещения и эффектом дохода. Например, замещение относительно более дорогих товаров относительно более дешевыми не может сказаться на величине совокупного спроса, поскольку она отражает спрос на все конечные товары и услуги, произведенные в экономике, на весь реальный ВВП, и снижение величины спроса на один товар компенсируется ростом величины спроса на другой. Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими эффектами:
1) эффектом реального богатства (эффектом реальных денежных запасов), или эффектом Пигу (в честь известного английского экономиста, коллеги Дж. М. Кейнса по Кэмбриджской школе, ученика и последователя Альфреда Маршалла профессора Артура Пигу, который ввел в научный оборот понятие реальных денежных запасов). Под реальным богатством, или реальными денежными запасами, понимают отношение номинального богатства индивида (М), выраженного в денежной форме, к общему уровню цен (Р):
реальные денежные запасы = М / Р.
Таким образом, данный показатель – это не что иное, как реальная покупательная способность номинального богатства человека, которое может быть представлено и наличными деньгами (денежными финансовыми активами), и ценными бумагами (неденежными финансовыми активами, т. е. акциями и облигациями) с фиксированной номинальной стоимостью. При росте уровня цен покупательная способность номинального богатства падает, т. е. на ту же сумму номинальных денежных запасов можно купить меньше товаров и услуг, чем раньше.
Эффект Пигу заключается в следующем: если уровень цен повышается, то величина реальных денежных запасов (реального богатства) снижается и люди чувствуют себя относительно беднее, чем раньше, и сокращают потребление, а поскольку потребление (потребительский спрос) является частью совокупного спроса, то уменьшается и величина совокупного спроса:
2) эффектом процентной ставки, или эффектом Кейнса. Его суть заключается в следующем: если уровень цен повышается, то возрастает спрос на деньги, поскольку людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров. Люди снимают деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, кредитные ресурсы становятся дороже, следовательно, растет «цена» денег (цена кредита), т. е. ставка процента. А так как кредиты в первую очередь берут фирмы, используя их на покупку инвестиционных товаров, то удорожание кредита ведет к сокращению инвестиционного спроса, являющегося частью совокупного спроса, и, следовательно, величина совокупного спроса уменьшается.
Кроме того, рост ставки процента сокращает и потребительские расходы: с одной стороны, кредит берут не только фирмы, но и домохозяйства (потребительский кредит), особенно на покупку товаров длительного пользования, и его удорожание ведет к сокращению потребительского спроса, а с другой стороны, рост ставки процента означает, что по сбережениям теперь выплачивается более высокий доход, что стимулирует домохозяйства увеличивать сбережения и сокращать потребительские расходы. Величина совокупного спроса, таким образом, уменьшается в еще большей степени:
3) эффектом импортных закупок (эффектом чистого экспорта), или эффектом Манделла – Флеминга: если уровень цен повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев и поэтому сокращается экспорт. Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, поэтому увеличивается импорт. В результате чистый экспорт сокращается, а поскольку он является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается:
Во всех трех случаях зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса обратная, следовательно, кривая совокупного спроса (кривая AD) должна иметь отрицательный наклон.
Эти три эффекта показывают воздействие ценовых факторов (изменения общего уровня цен) на величину совокупного спроса и обусловливают движение вдоль кривой совокупного спроса. Неценовые факторы оказывают влияние на сам совокупный спрос. Это означает, что величина совокупного спроса одинаково изменяется при каждом возможном уровне цен, что, в свою очередь, обусловливает сдвиг кривой AD. Если под воздействием неценовых факторов совокупный спрос увеличивается, кривая AD сдвигается вправо, а если сокращается, то она сдвигается влево.
К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся все факторы, влияющие на величину совокупных расходов: