Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 22:41, реферат
Отражением стремительных изменений в производительных силах общества после 2-й Мировой войны стала теория человеческого капитала, становление которой приходится на середину XX века. Теория приобела необыкновенную популярность на Западе, а ее разработчики Шульц и Беккер были удостоены Нобелевской премии по экономике. С предложенных учеными позиций нашлись ответы на многие «трудные» вопросы о роли человека в производстве.
Введение………………………………………………………………….………..3
Глава 1. Теория человеческого капитала и ее основоположники…..……..….5
1.1. Понятие человеческого капитала…………………………………..…5
1.2. Теодор Шульц……………………………...………………….…..….7
1.3 Гэри Стэнли Беккер……………………………………………..…….9
Глава 2. Анализ современных взглядов на теорию человеческого капитала..14
Заключение……………………………………………………………………....16
Список использованной литературы………
Эта работа стала пионерским исследованием, внесшим большой вклад в понимание расовой дискриминации, гражданской проблемы США. Позже отмечалось, что она расширила рамки экономической теории, поскольку автор, используя традиционные инструменты и аналитические модели, перенес центр тяжести на те стороны человеческого поведения, которые не могли быть непосредственно измерены монетаристскими методами. В «Экономике дискриминации» Г. Беккер обосновал экономическую невыгодность расовых предрассудков, когда белые в Америке за равный труд получали более высокую плату, нежели лица с другим цветом кожи или иной национальности, что являлось фактически свидетельством отсутствия реальной конкуренции на рынке труда. Не сразу привлекшая внимание, эта работа в конце концов дала толчок целой серии объяснений устойчивым различиям в заработках в зависимости от пола и расы. Г. Беккер дал первую цифровую оценку всевозможных форм и региональных разновидностей расовой дискриминации в США: негров, индейцев, мексиканцев и других национальных меньшинств, в Южной Африке - апартеида, в странах Британского содружества - «английской» дискриминации, в большинстве стран мира - женщин и лиц, принадлежащих к низшим социальным группам, в развивающихся странах - лиц низших каст, так называемых «неприкасаемых», и вообще дискриминации по социально-кастовому признаку. В работе также рассматривается дискриминация предпринимателей и работающих по найму, потребителей, управленческого персонала; в монополизированных и конкурентных отраслях промышленности, профсоюзах; по признаку оседлости в зависимости от проживания в сельской или городской местности; от рода занятия или области деятельности.
Наиболее значительным экономическим трудом Г. Беккера, по мнению многих ученых, явилась изданная в 1964 году монография «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ главным образом в области образования», специально отмеченная в решении Шведской королевской академии о присуждении Г. Беккеру Нобелевской премии в октябре 1992 года как «наиболее значительный вклад в экономическую науку». В этой книге убедительно доказана экономическая целесообразность и необходимость крупных капиталовложений, как государственных, так и частных, в «человеческий фактор». Человеческий капитал это имеющийся у каждого запас знаний, навыков и мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность или поиск информации. По мнению Г. Беккера, крупные вложения в подготовку как студентов - будущих специалистов, - так и рабочих в медицинское обслуживание, в особенности детское, в социальные программы направленные на сохранение, поддержку и расширенное воспроизводство кадров, равноценно крупным инвестициям в создание или приобретение новых машин, оборудования и технологии, оборачиваясь в будущем такими же, если не большими, прибылями.
Отправным пунктом для Г. Беккера послужило представление, что при вкладывании своих средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально. Они взвешивают соответствующие выгоды и издержки, подобно профессиональным предпринимателям сопоставляя ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций. Затем, в зависимости от того, что экономически целесообразнее, принимается решение либо о продолжении учебы, либо о ее прекращении. Нормы отдачи в данном случае выступают регулятором распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестировании, низкие - о переинвестировании.
Зная, что сопоставление выгод и издержек образования дает возможность подсчитать рентабельность вложений в человека, Г. Беккера выяснил, что в США отдача высшего образования находится на уровне 10-15 процентов, превышающем показатели прибыльности для большинства фирм. Это полностью подтвердило его предположение о рациональности поведения студентов и их родителей.
За прошлые годы литература по этой проблематике не только увеличилась численно, но и расширилась тематически, составив по сути новую отрасль - экономику образования, включающую исследования профессиональной подготовки и ее особенностей, послешкольного и послевузовского образования (так называемое непрерывное образование), медицинского обслуживания, миграции населения, информации относительно цен и семейных доходов, распределения времени в семье, связанного с новым подходом к поведению главы семьи. Фактически, все эти проблемы были подняты американским ученым еще в работе «Человеческий капитал». Хорошее медицинское обслуживание и современные профилактические меры вкупе с занятиями физкультурой и спортом, по мнению Г. Беккера, позволяют в дальнейшем избежать значительных затрат на серьезное лечение и восполнение убыли профессиональных кадров.
Глава 2. Анализ современных взглядов на теорию человеческого капитала.
Можно сказать, что последние полтора - два десятилетия управленческой науки прошли под двумя знаменами: “инновации” и “человеческие ресурсы”. Это время можно охарактеризовать усложнением внешней организационной среды, резким возрастанием темпов ее изменения и ужесточением конкуренции на мировых рынках. Все это потребовало поиска скрытых резервов и новых путей повышения эффективности. Из всех организационных ресурсов именно «человеческий ресурс» или «человеческий потенциал» стал ресурсом, скрывающим наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной организации. “Человеческий фактор” стал рассматриваться как объект инвестиций не менее, а, быть может, и более важный, чем заводы, оборудование, технологии и т.п. В нашем столетии были присуждены две Нобелевские премии в области экономики за разработку теории человеческого капитала - Теодору Шульцу в 1979 г. и Гэри Беккеру в 1992 г.
Производственная подготовка в понимании теоретиков человеческого капитала охватывает как формальное обучение внутри фирм, так и накопление опыта непосредственно по ходу трудовой деятельности. Огромное теоретическое значение имело введенное Г.Беккером различение между специальными и общими инвестициями в человека (позднее разграничение между общими и специфическими ресурсами легло в основу трансакционной теории фирмы). Специальная подготовка наделяет работников знаниями и навыками, представляющими интерес лишь для той фирмы, где они были получены. В ходе общей подготовки работник приобретает знания и навыки, которые могут найти применение и на множестве других фирм. Общая подготовка косвенным образом оплачивается самими работниками, когда стремясь к повышению квалификации, они соглашаются на более низкую в период обучения заработную плату; им же достается и доход от общих инвестиций. Напротив, специальная подготовка финансируется по большей части самими фирмами, которым поступает и основной доход от нее. Понятие специального человеческого капитала помогло объяснить, почему среди работников с продолжительным стажем работы на одном и том же месте текучесть ниже и почему заполнение вакансий в фирмах происходит в основном за счет внутренних продвижений по службе, а не за счет наймов с внешнего рынка.
Глубокий анализ проблем производственной подготовки был дан в работах Дж.Минцера. Согласно его оценкам, объем инвестиций в подготовку на производстве сопоставим с объемом инвестиций в формальное образование. Нормы ее отдачи также не уступают нормам отдачи формального образования.
В 70-е годы теория человеческого капитала подверглась атакам со стороны так называемой теории фильтра (среди ее авторов известные экономисты и социологи - А.Берг, М.Спенс, Дж.Стиглиц , П.Уилс, К.Эрроу). Согласно этой теории, образование представляет собой механизм, сортирующий людей по уровню их способностей. Информация об этом достается фирмам даром, помогая отбирать наиболее перспективных кандидатов на рабочие места. Более высокая производительность оказывается связана не с полученным работниками образованием, а с их личными способностями, которые существуют до и помимо него и которые оно просто делает явными. Теория фильтра не ставит под сомнение выгодность обладания дипломом для отдельного человека. Но для общества в целом содержание такого дорогостоящего сигнального устройства как система образования заведомо неэффективно, поскольку известны намного более простые и дешевые методы проверки деловых качеств.
Заключение.
Наконец, хотелось бы сделать общий вывод всему выше сказанному.
Человеческий капитал - капитал, представленный в индивидууме потенциальной способностью приносить доход, основанной на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения, образования и практической деятельности человека. Теория человеческого капитала берет свое начало еще в XVII веке, в работах Уильяма Пети и Адама Смита. Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т.Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г.Беккера.
В настоящее время она предполагает, что умение работника или группы работников добиться лучшего результата приводит к повышению их заработной платы.
Теории «человеческого капитала» стало придаваться большое значение, так как она позволяла с общих позиций изучать многие явления рыночных отношений, выявлять эффективность вложенных в человеческий фактор финансовых средств.
Под влиянием этой теории, в которой образованию отводится роль "великого уравнителя", произошла определенная переориентация социальной политики. В частности, программы подготовки стали рассматриваться как эффективное орудие борьбы с бедностью, возможно, более предпочтительное, чем прямое перераспределение доходов.4
Благодаря теории человеческого капитала вложения в человека стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем "обычные" капиталовложения. Т.Шульц, Э.Денисон, Дж.Кендрик и др. произвели количественную оценку вклада образования в экономический рост. Было установлено, что на протяжении 20 века накопление человеческого капитала опережало темпы накопления физического капитала.
Идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали серьезное воздействие на экономическую политику государства. Благодаря ей изменилось отношение общества к вложениям в человека. В них научились видеть инвестиции, обеспечивающие производственный, причем долговременный по своему характеру, эффект. Это обеспечило теоретическое обоснование для ускоренного развития системы образования и подготовки кадров во многих странах мира. 5
Список использованной литературы:
3. А.Ф. Лысков. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями./ Менеджмент в России и за рубежом/ №6, 2004.
4. Маренков Н.Л. , Алимарина Е.А. Управление трудовыми ресурсами. Серия «Высшее образование». - М. - Московский экономический институт. Ростов - на Дону: Издательство Феникс, - 2004. - 448 с.
1 http://prometa.ru/policy/
2 А.Ф. Лысков. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями
3 Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве
4 Моисеев Н.Н. «Устойчивое развитие» или «стратегия переходного периода»
5 Маренков Н.Л. , Алимарина Е.А. Управление трудовыми ресурсами.
2
Информация о работе Анализ современных взглядов на теорию человеческого капитала