Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить причины и социально-экономические последствия инфляции, рассмотреть антиинфляционную политику в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..….……..……..…….…..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФЛЯЦИИ …………………………….…5
1.1 Сущность и виды инфляции…………………..……..…………..………..…5
1.2 Система показателей для измерения инфляции и методика их
исчисления……………………………….……………………………..……..…15
1.3 Социально-экономические последствия инфляции и
антиинфляционные меры………………………………………..…..……….…22
2. ДИНАМИКА ИНФЛЯЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…..............……29
3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………..……………….…..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..……..46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….……..48

Файлы: 1 файл

КурсИнфляция.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

Стремление подавить инфляцию за счет административных мероприятий приводит к формированию в различных вариантах скрытого потенциала инфляции. Так, в результате политики валютного регулирования Национального банка Республики Беларусь длительное время сохранялся разрыв между официальным и многочисленными теневыми обменными курсами. Сохранение значительной прослойки убыточных и малорентабельных предприятий также всегда чревато дополнительной нагрузкой на бюджет и ускорением темпов инфляции.

Превышение индекса цен производителей промышленной продукции над индексом потребительских цен каждый раз неизбежно оборачивается новой и еще более высокой инфляционной волной.

Такое стабильное превышение инвестиционных цен над потребительскими объясняется разными причинами. Так, на рынке средств производства традиционно выше степень монополизации и мягче спросовые ограничения по цене. К тому же прямое воздействие на более ускоренный рост цен на средства производства оказывают неплатежи между хозяйствующими субъектами.

Анализ инфляционных процессов, имеющих место в Беларуси, выявляет также сложное взаимодействие различных форм инфляции: инфляции спроса и предложения, управляемой и неуправляемой инфляции, импортируемой и чисто внутренней инфляции.

В современных условиях Беларуси инфляция выступает как вполне закономерное явление.

За почти 11 лет самостоятельности  в экономической политике Республики Беларусь удалось достичь некоторых положительных результатов. Вместе с тем необходимо отметить, что экономическая модель Беларуси характеризуется крайне высокими темпами инфляции.

К моменту начала экономических  реформ инфляция существовала в экономике республики в скрытом виде. Исследователи феномена инфляции в белорусской экономике постсоветского периода в числе основных ее причин структурно-воспроизводственного порядка выделяют следующие:

-во-первых, кризис в сфере производства, носящий характер дефицита;

-во-вторых, монопольный характер белорусской экономики;

-в-третьих, режим малого взаимодействия с мировым рынком;

-в-четвертых, «импортируемая», прежде всего из России, инфляция.

Наряду с причинами инфляции, вытекающими из самой структуры народнохозяйственного комплекса Республики Беларусь можно говорить о причинах и условиях развития инфляции, лежащих в «денежной (монетарной) сфере».

Условно можно выделить несколько этапов развития инфляционных процессов, которые отличались как видами и формами проявления инфляции, так и проводимой денежно-кредитной политикой.

Первый этап (1990 – 1 половина 1992 годов). Инфляционные процессы в Беларуси носили в это время сложно проявленный характер. Несмотря на декларированную государственную самостоятельность правительство республики было по существу одним из структурных подразделений децентрализованной административной системы СССР [7, с. 280].

Главной чертой денежно-кредитной политики государства в условиях формального единства денежной системы бывшего СССР явилось вынужденное наращивание эмиссии денег. Это обстоятельство выступало на данном этапе главным стимулятором инфляционных процессов со стороны денежной сферы. Значительное влияние на накопление потенциала инфляции оказывало государственное субсидирование целых секторов экономики, большие государственные расходы. Однако в силу условности денег и госбюджета, сохраняющегося контроля за ценами эти факторы еще не приобрели действительного инфляционно денежного проявления. Такая искаженность инфляционного процесса нерыночными проявлениями (дефицитом, карточной системой) делает весьма условными показатели инфляции за этот период.

Второй этап (2 половина 1992 – 1994 годов). Он ознаменовался либерализацией цен, созданием собственной денежной системы. Высокая инфляция 1992–1994 годов определялась во многом объективными причинами. В первую очередь, имеется в виду накопленный инфляционный потенциал и разбалансированность экономики перед освобождением цен, а также «шоковое» состояние национальной экономики (особенно промышленности) после освобождения цен.

С другой стороны, в 1992–1994 годах на раскручивание инфляционной спирали в стране в значительной мере повлияла проводимая макроэкономическая проинфляционная политика. Она явилась главным стимулятором инфляции в этот период. Уровень инфляции в 1993 и 1994 годах составил свыше 2000 %. Одновременно уровень налогообложения был достаточно высоким (налоги и платежи составляли более 50 % по отношению к ВВП).

Существовал и постоянный дефицит государственного бюджета. Его основное влияние на инфляцию отражалось через эмиссионное покрытие посредством кредитов Национального банка по символическим по отношению к инфляции процентным ставкам. Но особенно существенное влияние на инфляцию оказала политика обменного курса, который был чрезвычайно девальвирован. Очень высокими в этих условиях были инфляционные ожидания, что постоянно подталкивало цены.

Рассматриваемый период отмечен и безоглядным наращиванием внешнего долга. Такая политика вела к накоплению инфляционного потенциала.

Третий этап (конец 1994 года – 1 половина 1996 года). Макроэкономическая политика претерпела изменения, что позволило существенно замедлить инфляционные процессы в стране. В 1995 г. уровень инфляции снизился до 291 %, а в 1996 г. был зафиксирован самый низкий за последние годы ИПЦ – 139 %.

В основном этого удалось  добиться за счет ужесточения кредитно-денежной политики. Но в то же время уровень налогообложения практически не изменился, не пересмотрена и расходная часть бюджета в направлении ее сокращения за счет непроизводительных расходов и более эффективного использования, что поставило в тяжелое положение товаропроизводителей (прежде всего экспортеров) и усугубило спад производства.

Центральным ядром кредитно-денежной политики государства в данном периоде явилась стабилизация курса белорусского рубля. Предполагалось, что стабилизация курса белорусского рубля – верное средство решения всех макроэкономических проблем, в том числе и подавления инфляции. В мировой практике осуществление политики стабилизации валютного курса, как правило, следует вместе или за подавлением инфляции. В долговременном плане это средство, взятое само по себе, бесперспективно. Девальвация белорусского рубля по внутренним ценам и завышенная цена по отношению к доллару создают ситуацию, чреватую финансовым кризисом и ростом инфляции, что и произошло в середине 1996 года.

Также в 1996 году серьезной проблемой для экономики РБ становится оплата внешних и внутренних долгов.

Четвертый этап (2 половина 1996 – 1999 годы). Происходит усиление инфляционных процессов. Если в предыдущие годы рост цен сопровождался падением производства, то в данном периоде экономическому росту сопутствует активизация инфляционных процессов.

Существенное влияние  на развитие инфляционных процессов  в Республике Беларусь в 1997 году продолжало оказывать увеличение цен прежде всего на поставляемые из России топливно-энергетические ресурсы, интенсивное наращивание денежной массы, девальвация белорусского рубля. Темпы инфляции многократно превысили целевые значения (в 1998 году темп прироста ИПЦ составил 9 % в среднем за месяц против предусмотренных 1,5 %, а в 1999 году – 11 % против 1 %).

Если в 1998 году в существенном росте темпов инфляции заметную роль сыграли внешние факторы, а именно негативное влияние финансового кризиса в России, то в 1999 г. дальнейшая активизация инфляционных процессов полностью была обусловлена проводимой денежно-кредитной политикой, которая характеризовалась чрезмерным эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства и АПК. Ситуация усугубилась директивным поддержанием обменного курса белорусского рубля на завышенном уровне, что привело к возникновению множественности курсов и теневого рынка валюты.

Основной причиной монетарной экспансии следует признать ошибочное определение экономического роста в качестве главной цели экономической политики, игнорирующую его качественные характеристики.

Пятый этап (2000 – 2001 годы). В 2000 году произошел переход к более взвешенной денежно-кредитной политике. Несмотря на допущенные отклонения денежно-кредитных параметров (кредитная эмиссия Национального банка, рост денежной массы) в сторону превышения их прогнозных значений, имело место снижение темпов инфляции до 208 % за год.

Впервые с 1996 года было обеспечено систематическое поддержание реальных процентных ставок по срочным рублевым депозитам на положительном уровне. Параллельно был решен и еще один важный для экономики страны вопрос – ликвидирована множественность курсов национальной валюты. Официальный курс белорусского рубля девальвировал более чем в 3,5 раза. Это позволило выйти уже к середине сентября на единый валютный курс, формирующий на основе спроса и предложения.

Наряду с большим  положительным воздействием на экономику  этот процесс оказал и негативное влияние: все это существенно удорожало импорт, что вместе со значительным ростом цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке вызвало увеличение материальных затрат на производство, а следовательно, и цен на белорусскую продукцию. Как следствие – невыполнение прогнозного параметра по инфляции на 2000 год: намечалось среднемесячное значение по году на уровне 4,5–5,5 %, а получили несколько большую величину – 6,3 %. Год 2001 был относительно удачным в ценовом отношении, хотя мы до сих пор имеем самый высокий темп роста цен среди постсоветских стран. Однако значительная эмиссия в декабре 2001 года позволяет с некоторым временным лагом прогнозировать значительное ин-фляционное давление на цены в первом квартале года (не менее 10 % за январь-март), что делает чрезвычайно трудной задачу «вложиться» в 2002 году в 20–27 %. Более высокая, чем предполагалась, инфляция, в свою очередь, повлияет на параметры денежно-кредитной политики. [4, с. 16].

Свой вклад в инфляцию издержек производства привносит и  принятый порядок налогообложения, и прежде всего косвенные налоги на бизнес. При этом в качестве особого и постоянного источника инфляции следует выделить налог на добавленную стоимость. В перспективе его сокращение, а затем и отмена заметно стабилизировали бы процесс ценообразования.

Следует признать, что  в условиях переходной экономики  в качестве своеобразного ограничителя инфляции издержек производства выступают мировые цены и мировой уровень качества продукции, разворачивание конкуренции на рынке продавца.

В целом следует подчеркнуть, что в белорусских условиях инфляция издержек производства во многом обусловлена накопившейся бесхозяйственностью, а также теми деформациями институционального и структурного характера, которые унаследованы от административной экономики.

Стагфляция. Такое явление  было открыто присуще белорусской экономике в 1992-1996 гг. С тем лишь отличием, что кризисный спад объемов производства дополнялся не инфляцией, а гиперинфляцией.

Сегодня применительно  к белорусским реалиям формально не столь уж и много есть оснований утверждать о присутствии стагфляции. Но опасность развития событий по такому сценарию все же продолжает сохраняться. Любое снижение объема выпуска при сохранении сложившегося уровня заработной платы и других финансовых обязательств неизбежно будет толкать производителей к взвинчиванию цен. К тому же исчерпание экстенсивных факторов наращивания объемов выпуска за счет дозагрузки ранее созданных мощностей, дальнейшее повышение степени износа активной части основного капитала сохраняют опасность возникновения вторичной кризисности.

Таким образом, в белорусской  экономике четко действуют те же закономерности, что и в других странах мира: чем быстрее увеличивается денежная масса, тем быстрее растут цены; чем быстрее растут цены, тем быстрее падает обменный курс национальной валюты и тем быстрее вновь растут цены.

Более детальный анализ инфляции спроса предполагает исследование структуры денежной массы (замещение денег суррогатами), динамики доходов населения (зарплата, предпринимательские доходы и т. д.), задержек выплаты заработной платы, динамики рублевых и валютных депозитов населения и др.

Курс на проведение более жесткой денежно-кредитной политики с учетом необходимости выполнения соглашения между Национальным банком Республики Беларусь и Центральным банком России (2001 г.) и снижение темпов инфляции (от трех до двухзначных цифр) заставили обратить внимание на то, что в переходный период инфляция не есть чисто монетарное явление.

По данным Белстата, индекс потребительских цен на товары и услуги в марте 2009 г. по сравнению с февралем 2009 г. составил 100,6%, с декабрем 2008 г. — 106,1%. Цены производителей промышленной продукции за минувший месяц повысились на 0,6%, в т. ч. на средства производства — на 0,9%, на промежуточные товары — на 0,5%. Цены на строительно-монтажные работы выросли на 0,5%, а тарифы на грузоперевозки даже уменьшились на 0,8%. [11, c. 12].

В марте инфляция составила 0,6% против 1,2% в феврале и 4,1% в январе. В среднемесячном исчислении за период с начала года индекс потребительских цен составил 102% при прогнозе на 2009 г. — 100,7-100,9%. [11, c. 13].

При этом цены на продовольственные товары с начала года выросли на 5,1% (в т.ч. в марте по отношению к февралю — на 0,8%, что дало 0,37% прироста сводного индекса потребительских цен), на непродовольственные — на 5,9% (в т.ч. в марте — на 0,3%), в сфере потребительских услуг — на 8,7% (в марте — 0,9%). В марте в составе потребительской корзины 80 позиций товаров и услуг из 421 продемонстрировали снижение или неизменность цен и тарифов.

Информация о работе Антиинфляционная политика в Республике Беларусь