Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:53, курсовая работа
Цель работы – изучить причины и социально-экономические последствия инфляции, рассмотреть антиинфляционную политику в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..….……..……..…….…..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФЛЯЦИИ …………………………….…5
1.1 Сущность и виды инфляции…………………..……..…………..………..…5
1.2 Система показателей для измерения инфляции и методика их
исчисления……………………………….……………………………..……..…15
1.3 Социально-экономические последствия инфляции и
антиинфляционные меры………………………………………..…..……….…22
2. ДИНАМИКА ИНФЛЯЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…..............……29
3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………..……………….…..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..……..46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….……..48
В марте 2009 г. по сравнению с февралем 2009 г. цены на масло животное возросли на 0,6%, муку пшеничную, мясо птицы, консервы мясные — на 0,9%, сельдь соленую, консервы овощные, кофе, майонез, консервы рыбные, вино, безалкогольные напитки — на 1,1-1,9%, кондитерские изделия — на 2%. Пиво подорожало на 2,4%, консервы фруктово-ягодные — на 2,5%, яйца, чай — на 3,2%, сахар — на 5,2%. Цены на масло растительное снизились на 1,3%. [11, c. 14]
На бензин, поездки в автотранспорте пригородного и междугородного сообщения, а также в городском и железнодорожном транспорте пригородного сообщения цены и тарифы в минувшем квартале не менялись.
Индекс цен на
Индекс цен на платные услуги в марте 2009 г. по сравнению с февралем 2009 г. составил 100,9%, с декабрем 2008 г. — 108,7%. Изменение цен на платные услуги, оказываемые населению, в марте 2009 г. по сравнению с предыдущим месяцем дало 0,19% прироста сводного индекса потребительских цен
Индекс цен на предприятиях общественного питания в марте 2009 г. по сравнению с февралем 2009 г. составил 99,8%, по сравнению с декабрем 2008 г. — 103,8%.
Рост цен и тарифов на потребительском рынке в январе-марте производители и поставщики товаров объясняют в основном девальвацией белорусского рубля, которая привела к подорожанию импорта, особенно в начале года, а также сезонными факторами.
В то же время тарифы на грузовые перевозки всеми видами транспорта в январе-марте 2009 г. выросли на 19,8%. При этом больше всего выросли тарифы на железнодорожные (33,7%) и воздушные (23,3%) перевозки — в основном за счет январского «рывка». Правда, в марте по сравнению с февралем произошло снижение на 0,8%. А вот тарифы на услуги связи для юрлиц и ИП в марте 2009 г. по сравнению с февралем составили 101,1%.
Таким образом, в марте инфляция в стране замедлилась. При этом правительство не устанавливало на текущий год предельные индексы роста цен (которые МВФ в своем докладе, посвященном запросу о кредите стэнд-бай, назвал «наиболее грубой и искажающей из существующих мер ценового контроля», мешающих Беларуси быстро и эффективно реагировать на потрясения). Несколько смягчены требования по регистрации цен. Главным своим оружием Минэкономики считает теперь постоянный мониторинг ситуации в ценообразовании. Возможно, в этом поможет конъюнктура мирового рынка. Скажем, по сравнению с январем-февралем 2008 г. средние цены импорта снизились на 16,3% (в основном из-за резкого снижения цен на нефть). А вот средние цены на импортированные товары из стран вне СНГ увеличились на 0,9%. К тому же сокращение объемов позволяет поддерживать спрос.
В Беларуси в декабре 2009 году рост потребительских цен (инфляция) составила 1,3%, а в целом за прошедший год цены увеличились на 10,1%. Таким образом, инфляция оказалась в установленных на 2009 год пределах. В 2010 году инфляция ожидается в пределах 8-10%. В целом на 2009 год индекс потребительских цен в Беларуси прогнозировался на уровне 109-111%.
Инфляция в стране в 2010 году не превысит 8%. Речь идет о среднегодовых показателях, которые в начале 2009 года были выше и потом постепенно снижались. На 2010 год инфляция будет в среднем 8%, это означает, что к концу 2010 года она должна быть ниже 8%.
Нацбанк проводит уверенную валютную политику и собирается сохранить этот режим в 2010 году. Об этом указано в основных направлениях денежно-кредитной политики на 2010 год. Следует полагать что валютная политика уже определена и это дает уверенность, что рубль будет колебаться в коридоре плюс-минус 10%.
По данным Национального статистического комитета, в Беларуси инфляция в июле 2010 г. составила 0,3%, а с начала нынешнего года - 4,4%. В годовом же исчислении (к июлю 2009 года) рост индекса потребительских цен в республике составил 6,8% при прогнозе ограничения роста цен на этот год в пределах 8-10%.
Индекс потребительских цен на товары и услуги в мае 2010 г. по сравнению с апрелем 2010 г. составил 100,8%, с декабрем 2009 г. – 104%.
Индекс цен производителей промышленной продукции в мае 2010 г. по сравнению с апрелем 2010 г. составил 101,1%, в том числе на инвестиционные товары – 100,9%, промежуточные товары – 101,1%, потребительские товары – 101,1%.
Таблица 2.1 - Индексы цен в Республике Беларусь (в процентах) [15]
Май 2010 г. к |
Январь-май | |||
апрелю 2010 г. |
декабрю 2009 г. |
маю | ||
Индекс потребительских цен |
100,8 |
104,0 |
107,1 |
106,5 |
Индекс цен производителей |
101,1 |
107,7 |
112,2 |
109,6 |
Индекс цен на строительно- |
101,2 |
106,8 |
109,8 |
107,2 |
Индекс тарифов на грузовые перевозки |
99,6 |
174,2 |
175,3 |
145,1 |
Индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей |
100,0 |
99,4 |
98,7 |
99,7 |
Индекс цен на продовольственные товары в мае 2010 г. по сравнению с апрелем 2010 г. составил 100,7%, с декабрем 2009 г. – 104% (таблица 2.2)
Таблица 2.2 - Индексы цен по основным группам продовольственных товаров (в процентах) [15]
|
Май 2010 г. к |
Январь-май | ||
апрелю |
декабрю 2009 г. |
маю | ||
Продовольственные товары
– |
100,7 |
104,0 |
107,6 |
106,8 |
продукты питания |
100,7 |
104,2 |
107,3 |
105,6 |
из них: |
||||
мясо и птица |
100,8 |
103,0 |
105,0 |
104,2 |
колбасные изделия и копчености |
101,1 |
103,3 |
104,6 |
103,7 |
рыба и морепродукты, |
100,4 |
101,4 |
100,6 |
99,95 |
консервы рыбные |
100,3 |
101,2 |
104,1 |
105,6 |
молоко и молочные продукты |
101,8 |
105,0 |
107,4 |
104,4 |
сыры |
101,0 |
104,2 |
106,6 |
104,2 |
масло животное |
101,5 |
105,7 |
116,4 |
114,1 |
масло растительное |
100,8 |
106,9 |
110,6 |
102,1 |
яйца |
99,8 |
104,7 |
108,5 |
108,7 |
хлеб и хлебобулочные изделия |
100,3 |
101,6 |
103,9 |
104,0 |
мука пшеничная |
99,9 |
99,4 |
98,3 |
99,4 |
макаронные изделия |
100,1 |
93,3 |
91,4 |
93,6 |
крупы |
100,9 |
102,3 |
100,4 |
98,8 |
сахар |
105,0 |
127,8 |
134,4 |
128,2 |
кондитерские изделия |
100,9 |
105,8 |
108,7 |
108,3 |
чай |
101,3 |
106,4 |
110,7 |
112,3 |
картофель |
101,7 |
117,3 |
154,7 |
140,9 |
фрукты |
100,5 |
112,1 |
104,6 |
100,4 |
овощи |
94,6 |
99,7 |
129,0 |
120,2 |
алкогольные напитки |
100,5 |
101,6 |
108,5 |
111,3 |
табачные изделия |
100,0 |
102,4 |
104,6 |
107,1 |
Индекс цен на непродовольственные товары в мае 2010 г. по сравнению с апрелем 2010 г. составил 101,1%, по сравнению с декабрем 2009 г. – 104,7%.
Таблица 2.3 - Индексы цен по основным группам непродовольственных товаров (в процентах) [15]
Май 2010 г. к |
Январь-май | |||
апрелю |
декабрю 2009 г. |
маю | ||
Непродовольственные товары – всего |
101,1 |
104,7 |
108,4 |
107,3 |
из них: |
||||
ткани |
100,5 |
102,6 |
105,7 |
106,5 |
швейные изделия |
100,2 |
101,3 |
103,8 |
103,8 |
обувь |
100,1 |
100,7 |
101,5 |
101,8 |
парфюмерно-косметические товары |
100,5 |
102,7 |
109,2 |
110,4 |
мебель |
100,1 |
101,6 |
102,7 |
102,8 |
ковры и ковровые изделия |
100,0 |
99,9 |
100,6 |
101,4 |
посуда |
100,4 |
102,3 |
106,1 |
106,8 |
часы |
100,2 |
100,8 |
100,2 |
101,0 |
бытовые электроприборы |
100,3 |
101,7 |
103,1 |
103,1 |
письменные принадлежности |
100,9 |
106,4 |
114,4 |
112,8 |
медикаменты |
101,7 |
106,8 |
115,3 |
117,8 |
бензин |
106,9 |
117,0 |
128,5 |
118,7 |
Индекс цен и тарифов на платные услуги в мае 2010 г. по сравнению с апрелем 2010 г. составил 100,4%, с декабрем 2009 г. – 102,7%.
Таблица 2.3 - Индексы цен и тарифов на платные услуги, оказываемые населению, в том числе оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства (в процентах) [15]
Май 2010 г. к |
Январь-май | |||
апрелю |
декабрю 2009 г. |
маю | ||
Платные услуги населению – всего |
100,4 |
102,7 |
104,1 |
104,8 |
в том числе: |
||||
бытовые |
100,3 |
105,7 |
111,0 |
110,4 |
оплата услуг жилищно-коммуналь |
100,7 |
100,9 |
100,8 |
102,3 |
из них: |
||||
электроснабжение |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
газоснабжение |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
водоснабжение |
100,0 |
100,0 |
106,2 |
106,2 |
отопление |
103,7 |
104,8 |
97,4 |
104,0 |
техническое обслуживание жилых помещений |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
пассажирского транспорта |
101,7 |
108,9 |
110,4 |
106,2 |
из них: |
||||
городского |
100,0 |
119,1 |
119,1 |
112,2 |
воздушного |
94,9 |
92,1 |
98,5 |
107,2 |
автомобильного |
||||
пригородного сообщения |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
междугородного сообщения |
99,8 |
100,7 |
100,5 |
100,2 |
железнодорожного |
||||
международного сообщения |
113,0 |
107,3 |
112,8 |
101,9 |
внутриреспубликанского |
100,0 |
101,9 |
100,9 |
100,9 |
пригородного сообщения |
100,0 |
100,0 |
94,5 |
94,5 |
связи |
100,0 |
100,0 |
101,2 |
104,5 |
дошкольных учреждений |
100,0 |
110,8 |
110,8 |
110,6 |
высшего образования |
100,0 |
101,7 |
105,4 |
105,1 |
медицинские |
97,7 |
99,5 |
101,5 |
103,9 |
культуры |
100,8 |
105,6 |
106,9 |
104,5 |
из них: |
||||
кинотеатров, видеосалонов |
100,0 |
105,4 |
105,7 |
104,2 |
театров |
100,1 |
117,6 |
121,0 |
114,9 |
концертных залов |
100,0 |
104,1 |
105,4 |
107,2 |
санаторно-оздоровительные |
101,6 |
107,0 |
110,3 |
108,7 |
туристические и экскурсионные |
97,8 |
99,7 |
102,5 |
106,2 |
Информация о работе Антиинфляционная политика в Республике Беларусь