Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 13:27, курсовая работа
Целью данной работы является анализ антиинфляционного регулирования в условиях современного экономического кризиса в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать понятие инфляции, рассмотреть ее виды, рассмотреть понятие и направления антиинфляционной политики, изучить инфляционные процессы и меры по их регулированию в России в современный период, а также рассмотреть перспективные направления антиинфляционной политики в России.
Введение……………………………………….………….………………….
3
1 Теоретические аспекты к оценке инфляции и антиинфляционной политики………………………………………………………………………
5
1.1 Понятие и виды инфляции……………………………………………..
5
1.2 Понятие и направления антиинфляционной политики……………..
9
2 Антиинфляционное регулирование в условиях современного экономического кризиса в России………………………………………….
16
2.1 Инфляция в России……………………………………………………..
16
2.2 Антиинфляционные меры государства………………………………
20
2.3 Перспективные направления антиинфляционного регулирования в России………………………………………………………………………..
25
Заключение…………………………………………………………………...
33
Список литературы…………………………………………………………..
35
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Вятская
государственная
Экономический факультет
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории
«Антиинфляционное регулирование в условиях современного экономического кризиса в России»
Выполнил (а):
Специальность:
Группа:
Форма обучения:
Год приема:
Дата регистрации работы_______
Регистрационный номер________
Руководитель:
Киров 2011
Оглавление
Введение……………………………………….………….… |
3 |
1 Теоретические аспекты
к оценке инфляции и |
5 |
1.1 Понятие и виды инфляции…………………………………………….. |
5 |
1.2 Понятие и направления
антиинфляционной политики…………… |
9 |
2 Антиинфляционное |
16 |
2.1 Инфляция в России………………………………… |
16 |
2.2 Антиинфляционные меры государства……………………………… |
20 |
2.3 Перспективные направления
антиинфляционного |
25 |
Заключение…………………………………………………… |
33 |
Список литературы………………………………… |
35 |
ВВЕДЕНИЕ
Обычно, под понятием «инфляция» люди понимают повышение цен на товары и услуги, но не всегда понимают причины и последствия этого процесса. Для того, чтобы понять, что делает государство, чтобы регулировать этот процесс, какие меры ему еще надо принимать, необходимо разобраться в самом понятии инфляции и причинах возникновения.
Инфляция является сложным
социально-экономическим
В большинстве стран мира уровень инфляции один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.
Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, об устойчивости и динамизме всей экономической системы.
Сущность и происхождение инфляции по-разному трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Целью данной работы является анализ антиинфляционного регулирования в условиях современного экономического кризиса в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать понятие инфляции, рассмотреть ее виды, рассмотреть понятие и направления антиинфляционной политики, изучить инфляционные процессы и меры по их регулированию в России в современный период, а также рассмотреть перспективные направления антиинфляционной политики в России.
В ходе работы были изучены материалы различного характера по данной теме: нормативно-правовые акты, учебная и методическая литература, периодические издания, электронные ресурсы, проанализированы их содержания.
1 Теоретические аспекты к оценке инфляции и антиинфляционной политики
1.1 Понятие и виды инфляции
Инфляция — это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Инфляция проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает ее последующую выплату обесцененными деньгами.
Напомним, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.
Например, переход на
выпуск новых модификаций автомобилей
с экономичным двигателем, соответствующим
международным стандартам, очевидно,
приведет к повышению отпускной
цены: более совершенная и
Существует и несколько иной взгляд на природу инфляции, что вполне естественно, ибо она представляет собой чрезвычайно сложный, противоречивый, недостаточно изученный процесс. Некоторые авторы под инфляцией понимают повышение общего уровня цен в экономике. Однако в реальной практике изменяются не только цены на товары, но и измерители их ценности — деньги, причем не только под влиянием ценовых сдвигов, но и, например, под воздействием конъюнктурных колебаний. Иногда говорят о том, что деньги «дешевые» или, напротив, «дорогие», что зависит от спроса на заемные средства, уровня процентных ставок вне прямой связи с динамикой цен на товары.
Бесспорно одно: падение
покупательной способности
Наиболее распространенная причина инфляции — денег много, товаров мало; покупательский спрос превышает товарное предложение. Деньги «охотятся» за товарами. Причина роста цен обычно не одна, их бывает несколько. В основе инфляционного повышения цен могут лежать различные, как правило, взаимосвязанные факторы. При этом меняются масштабы, характер, темпы инфляции [13].
При относительно стабильных объеме и структуре производства и постоянной скорости обращения денег основным фактором ценовых сдвигов становится изменение объема денежной массы. Если предложение денег равно спросу на них, то уровень цен остается неизменным. Увеличение количества денег в обращении приводит к повышению цен.
Сторонники монетаризма утверждают, что причина инфляционного разрыва между деньгами и товарами лежит «на поверхности», она сводится к чрезмерному росту денежной массы. К инфляционному росту цен ведет избыток денежной массы; вслед за этим, с некоторым разрывом во времени, повышаются цены.
Но связь между денежной массой и движением цен не только прямая, но и обратная: растут цены — увеличивается денежная масса, увеличивается количество денег в обращении - растут цены.
Выше говорилось, что инфляция является результатом нарушения равновесия между спросом и предложением. Равновесие может нарушаться прежде всего со стороны спроса. В этом случае возникает инфляция спроса. Другая ситуация создается, когда растут издержки производства, т. е. поднимается цена предложения, возникает инфляция предложения. Глубина несоответствия спроса и предложения в немалой степени зависит от степени развития и глубины трех видов монополизма в экономик [11]:
- монополизм государства (на эмиссию бумажных денег, внешнюю торговлю, налоги; на рост непроизводственных, прежде всего военных и прочих расходов, связанных с функциями современного государства);
- монополизм профсоюзов,
задающих размер и
- монополизм крупнейших фирм на определение цен и собственных издержек.
Все три отмеченные монополии взаимосвязаны и каждая по-своему может влиять на динамику спроса и предложения, смещая точку их равновесия вверх по оси цен.
В литературе встречаются десятки различных формулировок видов инфляции. При этом авторы не всегда придерживаются определенных критериев для определения того или иного вида. Поэтому наряду могут употребляться такие понятия инфляции, как инфляция цен, импортированные инфляция, инфляция спроса, инфляция налоговая, инфляция издержек и т.д. При такой классификации инфляция теряет любую определенность и содержательность, существенно усложняется познанию ее сущности.
Наиболее корректной является классификация видов инфляции по трем критериям: формами проявления, темпами обесценения денег, факторами инфляции.
По формам проявления инфляции можно выделить:
- Ценовую инфляцию, которая проявляется в форме роста цен;
- Инфляцию сбережений,
когда обесценивание денег
- Девальвацию, при
которой обесценивания денег
проявляется в падении их
Основным видом инфляции в развитой рыночной экономике является ценовая инфляция, поскольку в условиях рынке вынужденные сбережения вообще невозможны, а девальвация обычно рассматривается как относительно самостоятельное явление.
По темпам обесценивания денег обычно выделяют три вида инфляции:
- Ползучие, характеризующийся ускоренным ростом массы денег в обороте без заметного повышения или с незначительным ростом цен - до 5% в год;
- Умеренную, открытую,
которая проявляется в
- Галопирующей инфляции,
когда рост цен 20-50%, а иногда
100% в год. Для этого вида
инфляции характерно
- Гиперинфляция,
По факторами, вызывающее
инфляционный процесс, можно
- Инфляцию издержек;
- Инфляцию спроса.
Эти два вида инфляции, по сути, выделенные в зависимости от того, с какой стороны осуществляется давление на цены со стороны предложения и со стороны спроса. Такое давление на цены с каждой стороны может многими факторами, а значит инфляция издержек и инфляция спроса является многосложных ее видами. Однако для понимания сути инфляции и разработки эффективной антиинфляционной политики такой обобщенной классификации видов инфляции достаточно.
1.2 Понятие и направления антиинфляционной политики
Антиинфляционная политика – макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты.
Антиинфляционная политика осуществляется посредством стратегии и тактики, предусматривающих систему мер, связанных с борьбой с инфляционными процессами. Она может быть активной, направленной на ликвидацию причин, породивших инфляцию, и пассивной, которая представляет собой приспособление к условиям инфляции.
Антиинфляционная политика включает в себя [12]:
Первое направление
предпочитали кейнсианцы, второе –
монетаристы. Кейнс исходил из того,
что поднять уровень