Антиинфляционное регулирование в условиях современного экономического кризиса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ антиинфляционного регулирования в условиях современного экономического кризиса в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать понятие инфляции, рассмотреть ее виды, рассмотреть понятие и направления антиинфляционной политики, изучить инфляционные процессы и меры по их регулированию в России в современный период, а также рассмотреть перспективные направления антиинфляционной политики в России.

Содержание работы

Введение……………………………………….………….………………….
3
1 Теоретические аспекты к оценке инфляции и антиинфляционной политики………………………………………………………………………

5
1.1 Понятие и виды инфляции……………………………………………..
5
1.2 Понятие и направления антиинфляционной политики……………..
9
2 Антиинфляционное регулирование в условиях современного экономического кризиса в России………………………………………….

16
2.1 Инфляция в России……………………………………………………..
16
2.2 Антиинфляционные меры государства………………………………
20
2.3 Перспективные направления антиинфляционного регулирования в России………………………………………………………………………..

25
Заключение…………………………………………………………………...
33
Список литературы…………………………………………………………..
35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия»

Экономический факультет

Кафедра экономической  теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической  теории

«Антиинфляционное регулирование в условиях современного экономического кризиса в России»

 

 

 

Выполнил (а):

Специальность:

Группа:

Форма обучения:

Год приема:

 

 

Дата регистрации работы_______

Регистрационный номер________

 

 

Руководитель:

 

 

 

Киров 2011 
Оглавление

 

Введение……………………………………….………….………………….

3

1 Теоретические аспекты  к оценке инфляции и антиинфляционной  политики………………………………………………………………………

 

5

1.1 Понятие и виды инфляции……………………………………………..

5

1.2 Понятие и направления  антиинфляционной политики……………..

9

2 Антиинфляционное регулирование  в условиях современного экономического кризиса в России………………………………………….

 

16

2.1 Инфляция в России……………………………………………………..

16

2.2 Антиинфляционные меры  государства………………………………

20

2.3 Перспективные направления  антиинфляционного регулирования  в России………………………………………………………………………..

 

25

Заключение…………………………………………………………………...

33

Список литературы…………………………………………………………..

35


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Обычно, под понятием «инфляция» люди понимают повышение  цен на товары и услуги, но не всегда понимают причины и последствия  этого процесса. Для того, чтобы понять, что делает государство, чтобы регулировать этот процесс, какие меры ему еще надо принимать, необходимо разобраться в самом понятии инфляции и причинах возникновения.

Инфляция является сложным  социально-экономическим явлением, порождаемым диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира. Проявлением инфляции является повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса, т.е. это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением.

В большинстве стран  мира уровень инфляции один из важнейших  макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.

Способность государства  поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, об устойчивости и динамизме всей экономической системы.

Сущность и происхождение  инфляции по-разному трактуются представителями  различных экономических школ. Поверхностное  представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Целью данной работы является анализ антиинфляционного регулирования в условиях современного экономического кризиса в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать понятие инфляции, рассмотреть ее виды, рассмотреть понятие и направления антиинфляционной политики, изучить инфляционные процессы и меры по их регулированию в России в современный период, а также рассмотреть перспективные направления антиинфляционной политики в России.

В ходе работы были изучены материалы различного характера по данной теме: нормативно-правовые акты, учебная и методическая литература, периодические издания, электронные ресурсы, проанализированы их содержания.

 

1 Теоретические аспекты к оценке инфляции и антиинфляционной политики

1.1 Понятие и виды инфляции

Инфляция — это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Инфляция проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает ее последующую выплату обесцененными деньгами.

Напомним, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.

Например, переход на выпуск новых модификаций автомобилей  с экономичным двигателем, соответствующим  международным стандартам, очевидно, приведет к повышению отпускной  цены: более совершенная и качественная продукция требует больших затрат и ценится выше. В то же время систематический рост цен на серийно производимые автомобили одной и той же модели без каких-либо улучшений, а нередко и с ухудшением отделки и понижением надежности в эксплуатации носит ярко выраженный инфляционный характер.

Существует и несколько  иной взгляд на природу инфляции, что  вполне естественно, ибо она представляет собой чрезвычайно сложный, противоречивый, недостаточно изученный процесс. Некоторые  авторы под инфляцией понимают повышение  общего уровня цен в экономике. Однако в реальной практике изменяются не только цены на товары, но и измерители их ценности — деньги, причем не только под влиянием ценовых сдвигов, но и, например, под воздействием конъюнктурных колебаний. Иногда говорят о том, что деньги «дешевые» или, напротив, «дорогие», что зависит от спроса на заемные средства, уровня процентных ставок вне прямой связи с динамикой цен на товары.

Бесспорно одно: падение  покупательной способности денег  и повышение цен на товары теснейшим  образом взаимосвязаны. Инфляция — это снижение покупательной способности денег, которое проявляется чаще всего в повсеместном повышении цен. В буквальном переводе с латинского инфляция означает «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом денежной массы.

Наиболее распространенная причина инфляции — денег много, товаров мало; покупательский спрос превышает товарное предложение. Деньги «охотятся» за товарами. Причина роста цен обычно не одна, их бывает несколько. В основе инфляционного повышения цен могут лежать различные, как правило, взаимосвязанные факторы. При этом меняются масштабы, характер, темпы инфляции [13].

При относительно стабильных объеме и структуре производства и постоянной скорости обращения денег основным фактором ценовых сдвигов становится изменение объема денежной массы. Если предложение денег равно спросу на них, то уровень цен остается неизменным. Увеличение количества денег в обращении приводит к повышению цен.

Сторонники монетаризма  утверждают, что причина инфляционного разрыва между деньгами и товарами лежит «на поверхности», она сводится к чрезмерному росту денежной массы. К инфляционному росту цен ведет избыток денежной массы; вслед за этим, с некоторым разрывом во времени, повышаются цены.

Но связь между денежной массой и движением цен не только прямая, но и обратная: растут цены — увеличивается денежная масса, увеличивается количество денег   в обращении - растут цены.

Выше говорилось, что  инфляция является результатом нарушения  равновесия между спросом и предложением. Равновесие может нарушаться прежде всего со стороны спроса. В этом случае возникает инфляция спроса. Другая ситуация создается, когда растут издержки производства, т. е. поднимается цена предложения, возникает инфляция предложения. Глубина несоответствия спроса и предложения в немалой степени зависит от степени развития и глубины трех видов монополизма в экономик [11]:

- монополизм государства  (на эмиссию бумажных денег,  внешнюю торговлю, налоги; на рост  непроизводственных, прежде всего военных и прочих расходов, связанных с функциями современного государства);

- монополизм профсоюзов, задающих размер и продолжительность  того или иного уровня заработной  платы, прежде всего через договоры  с предпринимателями на 3- 5 лет или иной срок;

- монополизм крупнейших  фирм на определение цен и  собственных издержек.

Все три отмеченные монополии  взаимосвязаны и каждая по-своему может влиять на динамику спроса и  предложения, смещая точку их равновесия вверх по оси цен.

В литературе встречаются десятки различных формулировок видов инфляции. При этом авторы не всегда придерживаются определенных критериев для определения того или иного вида. Поэтому наряду могут употребляться такие понятия инфляции, как инфляция цен, импортированные инфляция, инфляция спроса, инфляция налоговая, инфляция издержек и т.д. При такой классификации инфляция теряет любую определенность и содержательность, существенно усложняется познанию ее сущности.

 Наиболее корректной  является классификация видов  инфляции по трем критериям: формами проявления, темпами обесценения денег, факторами инфляции.

 По формам проявления  инфляции можно выделить:

- Ценовую инфляцию, которая  проявляется в форме роста  цен; 

- Инфляцию сбережений, когда обесценивание денег проявляется в росте вынужденных сбережений при зафиксированных государством ценах и доходах;

- Девальвацию, при  которой обесценивания денег  проявляется в падении их курса  к иностранным валютам. 

 Основным видом  инфляции в развитой рыночной  экономике является ценовая инфляция, поскольку в условиях рынке вынужденные сбережения вообще невозможны, а девальвация обычно рассматривается как относительно самостоятельное явление.

 По темпам обесценивания  денег обычно выделяют три  вида инфляции:

- Ползучие, характеризующийся ускоренным ростом массы денег в обороте без заметного повышения или с незначительным ростом цен - до 5% в год;

- Умеренную, открытую, которая проявляется в ускорении  обесценивания денег в форме  роста цен, который колеблется  в пределах 5-20% в год. Такая инфляция становится ощутимой для экономических субъектов, и они начинают принимать адаптационные меры. Больше всего это удается предприятиям монополизированных секторов экономики, особенно «естественным монополистам». Занятые здесь предприниматели начинают учащенно повышать цены на свои товары в ответ на рост спроса. Их покупатели начинают нести дополнительные расходы, и поэтому повышают цены на свои товары. Постепенно инфляция распространяется на все секторы экономики, нарушая равновесие всего рынка;

- Галопирующей инфляции, когда рост цен 20-50%, а иногда 100% в год. Для этого вида  инфляции характерно скачкообразно,  крайне неравномерное роста цен,  которое трудно предсказать и  которое не поддается регулированию.  От такой инфляции трудно защититься, и влияние ее на экономику резко отрицательный;

- Гиперинфляция, характеризуется  чрезвычайно высокими темпами  роста цен - более 100% в год.  На этой стадии деньги начинают  терять свои функции, купюры  низких номиналов и разменная  монета исчезают из обращения, падает роль денег в экономике, распространяется бартер. Нарушается кредитный механизм, усиливаются стихийные процессы в экономике и т.д.

 По факторами, вызывающее  инфляционный процесс, можно выделить  много видов инфляции. Однако  на практике все эти факторы зачастую действуют одновременно, накладываясь друг на друга. Поэтому четко такие виды инфляции практически невозможно, и в литературе по этому критерию принято выделять только два вида инфляции:

- Инфляцию издержек;

- Инфляцию спроса.

 Эти два вида инфляции, по сути, выделенные в зависимости от того, с какой стороны осуществляется давление на цены со стороны предложения и со стороны спроса. Такое давление на цены с каждой стороны может многими факторами, а значит инфляция издержек и инфляция спроса является многосложных ее видами. Однако для понимания сути инфляции и разработки эффективной антиинфляционной политики такой обобщенной классификации видов инфляции достаточно.

 

1.2 Понятие и направления антиинфляционной политики

Антиинфляционная политика – макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты.

Антиинфляционная политика осуществляется посредством стратегии  и тактики, предусматривающих систему  мер, связанных с борьбой с  инфляционными процессами. Она может быть активной, направленной на ликвидацию причин, породивших инфляцию, и пассивной, которая представляет собой приспособление к условиям инфляции.

Антиинфляционная политика включает в себя [12]:

    1. регулирование совокупного спроса;
    2. регулирование совокупного предложения.

Первое направление  предпочитали кейнсианцы, второе –  монетаристы. Кейнс исходил из того, что поднять уровень предложения  можно, формируя эффективный спрос  посредством государственного заказа и дешевого кредита. Эти меры правительства приводят к сокращению спада и уменьшению безработицы.

Информация о работе Антиинфляционное регулирование в условиях современного экономического кризиса в России