Антиинфляционное регулирование в условиях современного экономического кризиса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ антиинфляционного регулирования в условиях современного экономического кризиса в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать понятие инфляции, рассмотреть ее виды, рассмотреть понятие и направления антиинфляционной политики, изучить инфляционные процессы и меры по их регулированию в России в современный период, а также рассмотреть перспективные направления антиинфляционной политики в России.

Содержание работы

Введение……………………………………….………….………………….
3
1 Теоретические аспекты к оценке инфляции и антиинфляционной политики………………………………………………………………………

5
1.1 Понятие и виды инфляции……………………………………………..
5
1.2 Понятие и направления антиинфляционной политики……………..
9
2 Антиинфляционное регулирование в условиях современного экономического кризиса в России………………………………………….

16
2.1 Инфляция в России……………………………………………………..
16
2.2 Антиинфляционные меры государства………………………………
20
2.3 Перспективные направления антиинфляционного регулирования в России………………………………………………………………………..

25
Заключение…………………………………………………………………...
33
Список литературы…………………………………………………………..
35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и ее приспособление к потребностям рынка благодаря грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демонополизации и регулированию деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д. [5].

В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией  будет возможность восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при проведении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Сохраняется регулирующая роль в отношении цен на энергоносители, продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги, а также в процессе ликвидации ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

При переходе к рынку  становится необходимой цивилизованная приватизация с учетом реальных экономических, технологических и экологических  потребностей общества на базе реальной оценки приватизируемого имущества, обеспечивающей соответствующие поступления средств в государственный бюджет. Для достижения необходимого эффекта важно обеспечить разумное соотношение между всеми формами собственности.

В результате этих преобразований может быть осуществлен комплекс мер макроэкономической политики по формированию и развитию единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, фондового рынка, рынка недвижимости, земли и труда и т.д. Большую роль в этом играет восстановление экономического союза стран СНГ с учетом взаимных интересов и интересов России. Блокировка финансовых факторов инфляции связана с решением проблемы собираемых налогов.

Особое внимание в  антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию налоговой системы [8]:

  1. сокращению количества взимаемых налогов;
  2. отказу от использования инфляции как источника финансирования бюджета. С этой целью необходимо регулярно переоценивать основные фонды, индексировать все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютных суммах, корректировать отчеты о прибылях и убытках;
  3. пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен - отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога на имущество и т.д.;
  4. изменению методики налогообложения;
  5. ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;
  6. регулированию перераспределительных отношений между бюджетами Федерации и бюджетами регионов.

Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное  регулирование валютного и финансового  рынков, а также совершенствование  механизма формирования валютного  курса.

Основой внешнеэкономической  деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Экономика страны нуждается в программе возвращения российских капиталов, а также способствовать восстановление доверия к банкам и правительству.

Предстоит нейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использования налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств, а также ограничить долларизацию экономики (сейчас доллар, по существу, служит параллельной валютой).

Большое значение для  сдерживания инфляции может иметь  перестройка экспорта и импорта. Речь идет о переходе с сырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции, а также отказ от бросовых цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряется экспортная выручка на десятки миллиардов в год [9].

Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк Российской Федерации, который осуществляет денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное и стабильное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы приводят к ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег позволяет уменьшить темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие Банка России на оборот, обслуживаемый квазиденьгами, денежными суррогатами.

Необходимо прямое управление кредитной эмиссией, направленной на восстановление хозяйственных связей и банковской системы, подъем производства. Для сдерживания инфляции нужна поддержка инвестиционной активности коммерческих банков (хотя бы в рамках льгот по созданию обязательных резервов Банка России), как это принято в мировой практике.

Известный французский  экономист Жак Сапир, специалист по макроэкономике и валютно-финансовым проблемам в рамках международной программы «Русских чтений» предлагает: использовать стабилизационный фонд для долгосрочного инвестирования либо в социальную инфраструктуру (здравоохранение, образование), либо в модернизацию производственной инфраструктуры, в новое оборудование для российских предприятий. По словам Жака Сапира, механизм инвестирования должен включать в себя специальное агентство, которое управлялось бы независимо от правительства, чтобы исключить политические воздействия. Неэффективный основной капитал не позволяет выпускать конкурентоспособную продукцию, выступает в качестве источника, постоянно подпитывающего инфляцию издержек. Поэтому, инвестируя в модернизацию основного капитала, на самом деле снижается долгосрочный инфляционный потенциал экономики [15].

Государству необходимо уделить большее внимание микроэкономики: надо развивать предложение, а все вопросы экономики предложения лежат в сфере микроэкономики. Для решения проблемы инфляции необходимо обеспечивать поддержку предпринимательства, функционирование рынков, развивать антимонопольное законодательство. Все это относится к микроэкономике, которой и должно уделять внимание государство.

Необходимо избавить хозяйство от фундаментального дефицита денег, прежде всего за счет целенаправленной либерализации банковской системы.

Главным управляющим параметром инфляции сегодня является ставка по кредитам (она же цена денег для компаний). Чем эта ставка меньше, тем ниже инфляция. Поэтому главное место, где должен быть ликвидирован дефицит денег (ради снижения инфляции), - это банковская система. И именно на это уже сейчас должна быть направлена избыточная государственная ликвидность. А проекты крупных государственных и полугосударственных компаний могли бы пополнить список высоконадежных бумаг нашего, а не иностранного фондового рынка, что стало бы вторым источником снижения процентных ставок [15].

Оказалось, что рост процентных ставок за кредит приводит к росту  инфляции. Это можно трактовать и как прямую связь - через рост издержек компаний по выплате кредита, и как косвенную - чем дороже деньги, тем их меньше и, соответственно, тем быстрее растут цены. Чувствует свою финансовую неустойчивость, например, вследствие того, что кредит уже взят, перезанять очень сложно, директор такой компании, будет использовать всякую возможность повысить цену. И даже без растущих издержек на электроэнергию и газ. Потому что наличие абсолютно ликвидных активов (а это прежде всего деньги) - первое условие существования компании.

Возможно два варианта - либо финансирование «сверху», имеющее своим источником государство, либо финансирование «снизу» - дисперсное, атомарное облигационное и/или кредитное финансирование, организованное коммерческими банками и самими хозяйствующими субъектами. Последний путь предпочтительней, так как опирается на ответственные, разнообразные хозяйственные планы, а не чиновничьи прожекты [15].

Проблема, правда, в том, что в условиях не отлаженной финансовой системы автономный поток ликвидности  «снизу» явно недостаточен для массовой инвестиционной модернизации. Именно поэтому критически важно создание системы долгосрочного рефинансирования коммерческих банков.

Большое значение для  борьбы с инфляцией имеет снятие инфляционных ожиданий как у хозяйствующих структур, так и у населения, что в значительной мере может быть обусловлено экономической и политической стабильностью в стране, более взвешенными выступлениями в средствах массовой информации.

Успешное осуществление  антиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений и безусловного выполнения существующего законодательства.

В странах с развитой экономикой при регулировании инфляции монетаристские методы в чистом виде используются крайне редко; они, как правило, сочетаются с элементами других теорий: кейсианской, концепцией «экономики предложений», «структурной инфляцией» посредством макроэкономического регулирования и структурной перестройки экономики, стимулирования производства товаров [15].

Пути совершенствования  антиинфляционной политики в РФ:

  • снижение ставок таможенных пошлин;
  • изменения в налоговой политике (снижение страховых взносов в ПФ);
  • регулирование тарифов естественных монополий (в пределах инфляции предыдущего года). При инфляции ниже 7% стоит увеличивать тарифы на ту же величину, скорректированную на 1%-2% сверху. В противном случае основные отрасли будут терять инвестиционную привлекательность.;
  • ужесточение контроля над ценами;
  • дотирование и возмещение расходов на ГСМ сельхозпроизводителей;
  • создание финансового фонда для регулирования ценовой ситуации на продовольственном рынке в стране (рост цен на зерно - существенный фактор риска повышения инфляции в России, поэтому ценовая ситуация на рынке зерна оказывает определяющее значение на ситуацию на продовольственном рынке в целом).;
  • в планах принятие закона "О торговле" (фиксирование цен на продукты, если цены растут более чем на 30% в течение 30 календарных дней. Закон также позволит принимать отдельные законы по установлению цен или предельных наценок на любые товары);
  • ужесточение антимонопольного законодательства (введение уголовной ответственности за сговоры, ограничивающие конкуренцию, так называемые картели);
  • для стабилизации цен на бензин и ГСМ предлагается согласование планов нефтяных компаний по ремонту НПЗ с профильными ведомствами; сезонное резервирование топлива; закрепление нормы по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн. тонн нефти; выравнивание пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты.

 В заключение необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только, во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Антиинфляционная политика – макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение  инфляционной остроты.

Антиинфляционная политика осуществляется посредством стратегии и тактики, предусматривающих систему мер, связанных с борьбой с инфляционными процессами. Она может быть активной, направленной на ликвидацию причин, породивших инфляцию, и пассивной, которая представляет собой приспособление к условиям инфляции.

Антиинфляционная политика включает в себя регулирование совокупного спроса и регулирование совокупного предложения.

Антиинфляционная политика России в 2009-2010 гг. проводилась неравномерными методами, несмотря на попытку удержания инфляции в заданных рамках, руководство нашей страны осуществляло финансирование несколько высоко затратных проектов.

По мнению ведущих  российских специалистов, российскую экономику в ближайшее время  ожидает период стагнации, если цены на нефть сохранятся на нынешнем уровне, то в ближайшие несколько лет экономика России будет расти очень медленными темпами, что вызовет недовольство большинства россиян.

Фактически, антиинфляционная политика России в 2010 году не была разработана, так как государственные органы боролись за определенные показатели, а не старались обуздать инфляцию. По прогнозам правительства, инфляция в нашей стране в ближайшие несколько лет не должна превышать 5 — 7 процентов, но данные пределы не удастся достигнуть по целому ряду причин.

Одной из основных причин является рост цен на продовольственные товары, который вызван, в том числе, и засухой на территории нашей страны. Государство старается обуздать цены на рост целого ряда продовольственных товаров, но сделать это не всегда удается. Кроме того, в результате экономического кризиса в конце 2008 - начале 2009 года российский рубль пережил довольно серьезную девальвацию, но в данный момент национальная валюта укрепилась, что также может привести к негативным последствиям.

Одной из антиинфляционных мер, которая была предпринята правительством России в 2010 году, стала некоторая девальвация рубля, цель которой была сделать российские товары конкурентоспособными, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

В заключение необходимо отметить, что методы регулирования  инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только, во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.

Информация о работе Антиинфляционное регулирование в условиях современного экономического кризиса в России