Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:52, дипломная работа
Тема данной дипломной работы является актуальной в настоящее время, так как грамотное регулирование рыночных отношений государством является необходимым условием существования рыночной экономики во всех развитых странах; особенно это важно для России – страны, лишь недавно перешедшей на капиталистическую форму рынка.
Цель данной работы – исследование основ антимонопольной политики государств и, в частности, России. Для этого были рассмотрены вопросы: механизм реализации антимонопольной политики государств, то есть ее методы и приемы; антимонопольное регулирование в России, его проблемы и пути их решения. Чтобы подчеркнуть необходимость антимонопольной политики был рассмотрен вопрос негативные стороны монополизма, а для того, чтобы выяснить условия, при которых применяется антимонопольное регулирование, – способы определения степени монополизации рынка.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1. Монополия как экономическое явление. Формы и виды монополий
1.2. Предпосылки формирования и развития монополий в России
1.3. Сущность и проблемы антимонопольного регулирования
2. 2. АНАЛИЗ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА И ФАКТОРОВ ЕЁ ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ
2.1. Цели и методы антимонопольного регулирования в России
2.2. Основные приемы демонополизации рынков
2.3.Оценка эффективности государственной антимонопольной политики
3. ПРОБЛЕМЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию антимонопольной политики
3.1.1. Долгосрочная антимонопольная политика по стимулированию конкуренции
3.1.2. Краткосрочная антимонопольная политика
3.2 Оценка эффективности предложенных рекомендаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
п=TR-(TC+tQ), а условие максимизации прибыли принимает вид
(п)`=0,
dTR/dQ=dTC/dQ+d(tQ)/dQ,
MR=MC+t,
где t — ставка потоварного налога.
Графически влияние потоварного налога на смещение точки оптимума монополиста представлено на рис. 2.2
Рис. 2.2. Установление потоварного налога на монополию
Пусть MC1 — кривая предельных издержек фирмы, Q1 и P1 — оптимальные объемы выпуска и цены до введения налогообложения.
Введение налога увеличивает дополнительные издержки фирмы на выпуск каждой дополнительной единицы продукции, т.е. MC2=МС1+t. Точка оптимального выпуска сокращается до Q2, цена вырастает до Р2 . Как следствие этого, совокупная прибыль фирмы уменьшается (монополист действует на эластичном отрезке кривой спроса, поэтому рост цены вызывает падение величины общих доходов фирмы, что в условиях возрастания совокупных издержек ведет к уменьшению прибыли).
Многие экономисты считают, что данный налог не может рассматриваться как подходящее средство контроля за монополиями, поскольку часть налогового бремени перекладывается на потребителя.
Группа паушальных налогов
Поскольку данная группа налогов взимается независимо от объема реализации, то в отличие от потоварных налогов, они являются частью постоянных издержек монополиста (например, стоимость патента или лицензии на исключительное право занятия определенным видом деятельности) и не влияют на величину предельных издержек.
В этом случае прибыль монополиста составит
п=TR-TC-g,
где g — ставка паушального налога за период времени (=const).
Условие максимизации прибыли записывается как
(п)`=0,
(TR)`=(TC)`,
MR=MC.
Таким образом, введение паушальных налогов не меняет оптимального объема и цены, однако величина прибыли, получаемой монополистом, сокращается. Данный налог нельзя переложить (даже частично) на покупателя через более высокие цены и меньший объем выпуска, как при потоварном налоге.
Рис. 2.3. Влияние паушального налога на поведение монополиста
Такое же, как паушальный налог, влияние оказывает на поведение монополии и налог на прибыль. Если ставка налога на прибыль (в процентах) t, то монополист стремится максимизировать чистую прибыль
max(Q) = (100 – t) = TR(Q) – STC(Q) – t[TR(Q) – STC(Q)] == (100 – t)[TR(Q)-STC(Q)].
Условием максимизации чистой прибыли, очевидно, будет условие
,
Если t < 100, (100 – t) > 0 и, следовательно, MR(Q) – MC(Q) = 0 , т. е. MR(Q) = МС(Q). Таким образом, и при налогообложении прибыли монополиста оптимальный объем продукции, а значит, и ее цена не изменятся.
Налог на прибыль
Влияние налога на прибыль, цены и объем производства аналогично влиянию паушальных налогов. После уплаты налога на прибыль, точка оптимума монополиста остается той же, что и до уплаты налога. Это происходит потому, что налог основан на некотором определенном, фиксированном проценте прибыли и не изменяет объем, при котором MC=MR. Доказать это можно следующим образом.
Обозначим через t — ставку налога на прибыль (в %). Тогда условие максимизации чистой прибыли (т.е. прибыли за вычетом налога) может быть записано как:
max(пN )=TR-TC-t(TR-TC)=(100-t)(TR-
(пN )`=(100-t)(MR-MC)=0.
Если ставка налога меньше 100%, т.е. t<100, то (100-t)>0 и, следовательно, условие будет выполняться только при равенстве предельных издержек предельному доходу, MC=MR. Это и означает, что при налогообложении прибыли монополиста оптимальный объем и оптимальная цена остаются прежними. Вся тяжесть налогообложения падает на продавца. Это выгодно отличает этот вид налога от потоварных налогов и считается эффективным средством контроля за деятельностью монополий.
В ходе реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели:
1. Обеспечение единства
экономического пространства
2. Обеспечение «прозрачности»
процессов, связанных с
3. Снижение барьеров входа на товарные рынки
4. Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.
5. Активизация работы
по профилактике и пресечению
недобросовестной конкуренции
Согласно ч.2 ст. 1 Закона «О защите конкуренции» целями антимонопольного регулирования являются:
- обеспечение единства экономического пространства;
- свободного перемещения товаров;
- свободы экономической
деятельности в Российской
- защита конкуренции и
создание условий для
Достижение поставленных целей реализуется посредством применения сложившихся в мировой практике методов, основными из которых можно выделить следующие: применение ограничительных мер, контроль за усилением экономической концентрации, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию, использование государственного реестра.
Рассмотрим основные методы
антимонопольного регулирования. Главным
инструментом государственной
Административное (законодательное)
регулирование конкуренции
Ограничительные меры. Они
применяются антимонопольным
Запреты на монополистическую
деятельность подразделяются на запреты,
направленные против соглашений, ограничивающих
конкуренцию, и запреты на злоупотребление
предприятиями своим
Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.
Доминирующим положением признается положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. При этом доля такого субъекта на рынке должна превышать 50%.
Ст. 10 Закона о защите конкуренции
запрещает устанавливать
Наиболее стабильно действует запрет на установление монопольных цен, хотя и здесь немало проблем.
Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.
Среди ограничивающих конкуренцию факторов следует выделить, во-первых, соглашения, которые препятствуют доступу других предприятий на рынок; во-вторых, отказы от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями; в-третьих, соглашения по разделу рынка по территориальному признаку или ассортименту реализуемой продукции, по кругу продавцов или покупателей; в-четвертых, ценовые соглашения.
Запрет на недобросовестную конкуренцию.
Ст. 14. закона устанавливает не допущение недобросовестной конкуренции. Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов и введение в оборот товара, при незаконном использовании результаты интеллектуальной деятельности; незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей охраняемую законом тайну. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца. А так же не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
Растет интерес
Контроль за усилением экономической концентрации. Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает:
- в результате создания,
реорганизации или слияния
- когда появляется возможность
для группы организаций
Согласно антимонопольного законодательства, если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия.
В соответствии со ст. 27 «О защите конкуренции» - С предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия:
1) слияние коммерческих
организаций (за исключением
2) присоединение коммерческой
организации к иной
3) слияние финансовых организаций или присоединение финансовой организации к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ);
4) создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации), создаваемая коммерческая организация приобретает в отношении данных акций (долей) и (или) имущества права, предусмотренные статьей 28 этого закона, и суммарная стоимость активов по последнему балансу учредителей создаваемой организации и лиц, акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает три миллиарда рублей, либо если суммарная выручка учредителей создаваемой организации и лиц, акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, от реализации товаров за последний календарный год превышает шесть миллиардов рублей, либо если организация, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, включена в реестр;
Информация о работе Антимонопольная политика государства и механизм её реализации