Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2012 в 19:24, реферат
Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или способствуя прекращению ее деятельности там, где она уже существует. Усиление монопольной власти отдельных фирм приводит к общественным экономическим потерям: во-первых, эти потери проявляются в более высоких ценах, которые приходится платить потребителям за продукцию фирм-монополистов по сравнению с ценами на аналогичный товар на конкурентных рынках; во-вторых, приобретение фирмой монопольной власти нередко приводит к планируемому ограничению производства товаров и услуг с целью поддержания высоких цен,
Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1. Монополия: понятие, сущность и виды………………………………….4
Глава 2. 1)Роль государства в регулировании рыночной экономики………......10
2) Этапы создания российского конкурентного законодательства ……….........15
3) Система антимонопольных органов и порядок их формирования………….19
4) Задачи и цели антимонопольных органов……………………………………..22 Заключение …………………………………………………………………………27 Список использованной литературы………………………………………………30
В основе антимонопольной политики государства может быть заложено два подхода.
1. Подход, связанный с правилом per se, согласно которому монополистическая практика является незаконной независимо от того, можно ли доказать ее антисоциальный характер.
2. Подход, который на основе правила целесообразности заключается в признании действий фирм незаконными только тогда, когда предполагаемое действие противоречит общественным интересам. Данный подход требует квалифицированного анализа рыночной ситуации антимонопольными органами.
Основы антимонопольного законодательства были заложены в США и Канаде. В основе их лежит пакет законов, включающих законодательные акты Шермана (1890) и Клейтона (1914).
Закон Шермана был направлен, в основном, против монополизации торговли и коммерческой деятельности, запрещая монополизацию рынка, признавая незаконными любые объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли, на устранение конкурентов. В качестве мер наказания предлагались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение, расформирование фирм.
Закон Клейтона был предназначен для того, чтобы объявить вне закона те действия крупных фирм, которые не были охвачены законом Шермана. Он объявлял вне закона ценовую дискриминацию, запрещал исключительные или «принудительные» соглашения, приобретение акций конкурирующих фирм и т.д.
В целом антимонопольное законодательство, основанное на данных законах (с поправками), совершенствуется в соответствии с развитием экономики.
Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют специфику, общим же являются его основы, такие, как:
В соответствии с ними разрабатываются определенные меры воздействия. Конечной целью любого антимонопольного законодательства является эффективное противодействие попыткам фирм поставить под контроль определенный сегмент рынка. Однако в экономической практике не всегда возможно избежать доминирования на рынке какого-либо предприятия, как это бывает в случае с естественной монополией. Естественная монополия минимизирует суммарные затраты, когда один производитель обслуживает весь рынок (например, телефонные компании, службы по обеспечению коммунальными услугами).
Основной задачей
Государственные органы регулирования,
исходя из положения о том, что
эффективное распределение
Антимонопольные мероприятия,
в случае с естественными монополиями,
должны быть направлены на обеспечение
баланса между интересами потребителя
(желание низких цен) и экономической
жизнеспособностью
В качестве инструментов антимонопольного регулирования естественных монополий можно назвать следующие:
Исходным началом деятельности по антимонопольному регулированию в России стало принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Антимонопольное законодательство России состоит из Конституции РФ, указанного выше закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений правительства. С 2006 года данный закон не действует, вместо него был принят новый ФЗ «О защите конкуренции».
В российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через понятие «доминирующее положение». Доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам.
В настоящее время в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 50% и более. В некоторых случаях доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 50%. Однако не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Все названные количественные характеристики хозяйствующего субъекта как монополиста относятся к рынкам товаров, не имеющих заменителей, либо взаимозаменяемых товаров. По отношению к рынкам иных товаров определение количественных границ монополиста не имеет строгого и однозначного решения.
Предметом антимонопольного
законодательства является как поведение
фирм на рынке, так и структура
рынка. В настоящее время
2) Этапы создания российского конкурентного законодательства
Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции, масштабы страны и многие другие факторы. Задачи государства связаны не только с созданием условий для функционирования рынка, но и с борьбой против монополизации рынка.
Центральный вопрос государственного
регулирования – проблема разработки
стратегии социально-
Реализация экономических
реформ потребовала создания нового
адекватного законодательства. Важнейшим
комплексом законов, призванных обеспечивать
эффективное продвижение
Несмотря на относительно
небольшой срок существования российского
конкурентного
1. Первым этапом считается принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон о конкуренции определил основные положения государственной конкурентной, в том числе антимонопольной, политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующих товарных рынках, формы недобросовестной конкуренции, а также пределы допустимой экономической концентрации производства и сбыта.
2. Второй этап — формирование конституционных основ конкурентного законодательства. Новая Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., гарантировала единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности8.
3. Третий этап в
развитии конкурентного законодательства
начался в ноябре 1994 г. и связан с принятием
нового Гражданского кодекса
Российской Федерации. Так, ч. 2 п. 1 ст. 10
ГК РФ не допускает использование гражданских
прав в целях ограничения конкуренции,
а также злоупотребление доминирующим
положением на рынке. Такое установление
пределов осуществления гражданских прав
согласуется с положением ч. 3 ст.17 Конституции
Российской Федерации о том, что осуществление
прав и свобод человека и гражданина не
должно нарушать права и свободы других
лиц.
4. Четвертым этапом в развитии конкурентного законодательства можно считать создание ряда новых направлений Закона о конкуренции.
А. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.
Б. Правовое оформление политики демонополизации.
В. Создание специального законодательства, развивающего правила добросовестной конкуренции применительно к отдельным сферам хозяйственного оборота.
5. Пятый этап связан с отменой монополии внешней торговли, либерализацией экспортно-импортной деятельности, которые потребовали обеспечения зашиты интересов российских товаропроизводителей в условиях конкуренции с импортерами.
6. Шестой этап — формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, так как российское конкурентное право нельзя было бы считать достаточно полным, если бы оно не охватывало такой важной сферы, как рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц.
Обобщая обзор истории законодательства Российской Федерации, регулирующего развитие конкуренции, предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, следует констатировать, что к середине 1999 г. его формирование в основном завершилось. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что в стране складывается новая комплексная отрасль законодательства — конкурентное законодательство.
Об остроте проблемы свидетельствует
практика антимонопольных законов.
Принятый в 1995г. Закон РФ «О внесении
изменений и дополнений в
Закон РСФСР «О конкуренции и антимонопольной
деятельности на товарных рынках» устанавливает
перечень жестких запретов на действия
государственных и местных органов управления,
направленных на ограничение конкуренции
дает ГКАП (Государственный Комитет Антимонопольной
Политики)
России широкие права и полномочия по
контролю за соблюдением норм антимонопольного
законодательства. На данный момент данный
орган не действует. Сейчас сформирован
и функционирует новый государственный
орган, называемый «Федеральная Антимонопольная
служба» (ФАС).
Федеральным органам исполнительной
власти запрещается принимать акты
и совершать действия, направленные
на:
- введение ограничений на создание новых
хозяйственных объектов, а также установление
запретов на осуществление отдельных
видов деятельности;
- установление запретов и иных ограничений
на вывоз и продажу товаров из одного региона
в другой;
- выдачу хозяйственным субъектам указаний
о приоритетном заключении договоров
с определенным кругом покупателей; предоставлять
отдельным хозяйственным субъектам необоснованные
льготы, ставящие их в преимущественное
положение по отношению к другим предприятиям,
действующим на данном рынке.
Анализ деятельности антимонопольных органов России показывает, что только за 2005 год они приняли к рассмотрению около тысячи заявлений по нарушению антимонопольного законодательства. В течение последних лет сохраняется тенденция увеличения как количества, так и удельного веса дел по фактам нарушения Закона о конкуренции, что свидетельствует о серьезности проблем, возникающих в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности, особенно на региональном и местном уровнях.
В 2006 году в РФ на политическом и законодательном уровне может быть закреплена новая антимонопольная политика государства. Был принят федеральный закон «О защите конкуренции». Основополагающие положения закона - о контроле за коллективным доминированием, о снижении порога экономической концентрации, о контроле за сговорами. В РФ наибольшую долю среди случаев нарушений антимонопольного законодательства составляют ценовые сговоры. Чтобы повысить эффективность работы антимонопольных органов, в Закон «О защите конкуренции» введено новое понятие «согласованные действия». Ранее бывали случаи, когда суды настаивали на том, что фактом, подтверждающим наличие сговора, может быть только соглашение. На практике же это скорее исключение, чем правило.