Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2012 в 19:24, реферат
Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или способствуя прекращению ее деятельности там, где она уже существует. Усиление монопольной власти отдельных фирм приводит к общественным экономическим потерям: во-первых, эти потери проявляются в более высоких ценах, которые приходится платить потребителям за продукцию фирм-монополистов по сравнению с ценами на аналогичный товар на конкурентных рынках; во-вторых, приобретение фирмой монопольной власти нередко приводит к планируемому ограничению производства товаров и услуг с целью поддержания высоких цен,
Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1. Монополия: понятие, сущность и виды………………………………….4
Глава 2. 1)Роль государства в регулировании рыночной экономики………......10
2) Этапы создания российского конкурентного законодательства ……….........15
3) Система антимонопольных органов и порядок их формирования………….19
4) Задачи и цели антимонопольных органов……………………………………..22 Заключение …………………………………………………………………………27 Список использованной литературы………………………………………………30
3) Система антимонопольных органов и порядок их формирования
В соответствии с Законом о конкуренции (ст. 3) государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводит федеральный орган исполнительной власти – федеральный антимонопольный орган. Из этого следует, что государственную антимонопольную политику в России регулирует Федеральная антимонопольная служба. Стоящие в настоящее время перед антимонопольной службой задачи это:
Федеральный антимонопольный орган фактически действует в двух основных направлениях:
Под предупреждением монополистической деятельности понимается комплекс мер, принимаемых антимонопольным органом по созданию экономических, организационных и правовых условий, в которых появление монополизма и концентрация рыночной власти у отдельных хозяйствующих субъектов становятся невозможными в силу особенностей товарного рынка (демонополизация экономики, устранение барьеров входа на рынок, либерализация внешней торговли, деконцентрация рынков и расширение их географических границ).
Ограничение монополистической деятельности -- процесс формирования и реализации условий, не позволяющих доминирующим на рынке хозяйствующим субъектам злоупотреблять своей рыночной властью, ограничивая конкуренцию и ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. Сюда относятся, например, такие функции антимонопольного органа, как ведение реестра хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю свыше 35 процентов, контроль за экономической концентрацией, проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства.
Пресечение монополистической деятельности -- собственно правоприменительная деятельность антимонопольного органа по выявлению фактов нарушения запретов и иных ограничений, установленных антимонопольным законодательством, возбуждение и рассмотрение дел и принятие по ним решений, обязательных для нарушителей, контроль за исполнением решений и предписаний.
Федеральный антимонопольный орган входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, формируемую в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».
Территориальные органы федерального антимонопольного органа независимы не только в организационно-структурном, но и в финансовом отношении, поскольку финансируются из средств федерального бюджета.
Законом не предусмотрены
какие-либо ограничения в отношении
количества, структуры и местоположения
территориальных органов
4) Задачи и цели антимонопольных органов
Основные задачи и цели федерального антимонопольного органа, а также ответственность его должностных лиц определяются Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К основным задачам федерального антимонопольного органа, непосредственно указанным в Законе, относятся:
Федеральный антимонопольный
орган выполняет следующие
Для содействия развитию товарных
рынков и конкуренции, поддержки
предпринимательства и
Федеральный антимонопольный орган принимает участие в реализации федеральных программ демонополизации, программ развития конкуренции и поддержки предпринимательства.
Полномочия федерального антимонопольного органа и его территориальных органов.
Полномочия федерального антимонопольного органа (в настоящее время – Федеральной Антимонопольной службы и поддержке предпринимательства), а также его задачи предусмотрены несколькими федеральными законами, связанными с функционированием и развитием товарного рынка. Они различаются сферой применения, регулируемыми отношениями и методом регулирования. В связи с этим представляется целесообразным раздельное рассмотрение полномочий, определенных Законом о конкуренции, Законом о естественных монополиях, Законом о рекламе, Законом о защите конкуренции, т.е. законами, составляющими конкурентное законодательство.
5) Связь полномочий антимонопольных органов с их задачами.
В зависимости от связи полномочий антимонопольного органа с его задачами можно выделить несколько групп полномочий антимонопольных органов:
Полномочия, направленные на
развитие конкуренции и
А. Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках.
Б. Определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта.
В. Разработка рекомендаций по развитию конкурентной среды на товарных рынках.
Г. Дача разъяснений по вопросам применения антимонопольного законодательства.
Полномочия по осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства:
Особую роль в формировании
правового поля конкурентных рыночных
отношений играет совершенствование
федерального законодательства. В этой
связи необходимо ускорить разработку
и принятие федеральных законов
и иных правовых актов по вопросам
регистрации юридических лиц, лицензирования,
защиты конкуренции на финансовых рынках,
конкурсного порядка
Заключение.
Если говорить о российском законодательстве, то согласно приказу от 25 апреля 2006 г. №108 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ» приказ направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Каждая из целей практически бесспорна. Другое дело, что регулирующие деятельность компаний нормы закона напрямую им противоречат. Так, контроль за компаниями, занимающими доминирующее положение, ставит в невыгодное положения компании из регионов с маленьким внутренним рынком и делает предпочтительным перевод бизнеса в более емкие регионы. Таким образом, можно говорить об ограничении единства экономического пространства.
Конкуренция законодательно определена как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Однако, и в обыденном понимании, и в понимании менеджеров, и в понимании экономистов австрийской школы «конкуренция» - есть соревнование между отдельными гражданами и фирмами за возможности улучшить свое положения, а не ситуация, когда фирмы имеют возможность не учитывать действия друг друга. Поэтому, несмотря на то, что в своем собственном смысле ФЗ направлен на поддержку конкуренции, в других смыслах его нормы прямо противоречат поставленной задаче.
Если говорить о свободном перемещении товаров и свободе экономической деятельности, то приказ №108 устанавливает не гарантии прав собственности, а ограничения в ее использовании. Так запрещаются или ограничиваются:
Очевидно, что вне зависимости
от своей обоснованности эти ограничения
предполагают совершенно иное, чем
обеспечение свободы
Наиболее спорной из перечисленных ранее целей является задача создания условий для эффективного функционирования товарных рынков. Проблема в том, что слово эффективность означает способность определенных действий приближать к поставленным задачам.
Для отдельного человека эффективным может быть, например, лекарство, если оно помогает выздороветь. Применительно к фирме эффективными в зависимости от корпоративной стратегии могут быть меры, которые увеличивают прибыль или ведут к росту доли компании на рынке.