Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 23:44, курсовая работа
Поддержание конкурентной среды во всех странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики.
В первой главе курсовой работы представлена трактовка понятия конкуренции, ее виды, различные функции и стратегия.
Вторая глава работы посвещена анализу состояния конкуренции на рынке кондитерских изделий. Также в работе представлены темпы роста рынка кондитерских изделий.
В большинстве своем, аналитики сходятся во мнении, что к настоящему времени в целом вкусы россиян по отношению к кондитерской продукции уже сформировались и упор делается на то,что существует несколько торговых марок,за которые потребитель готов доплачивать определенную наценку.
Введение…………………………………………………………………………………..........2
1.Теория конкуренции…………………………………………………………………………4
1.1 Трактовка понятия конкуренции в экономической науке………………..………….4
Функции конкуренции………….……………………….…………………………..……..6
1.3Виды конкуренции……………………………………………………………………....…8
1.4 Конкуренция и стратегия…………………..……………………………………..…….11
2.Анализ конкуренции на рынке кондитерских изделий……………..........................12
2.1 Исследование конкуренции на рынке…………………..…………………………….12
2.2 Общая ситуация на рынке кондитерских изделий…………………………..……..24
3.Антимонопольное регулирование и иные меры по защите конкуренции ….…….27
3.1. Текущее состояние антимонопольного регулирования …………..……………..27
3.2. Направления совершенствования антимонопольного регулирования……….29
Заключение……………………………………………………………………………………33
Список литературы…………………………………………………………………………..35
КФ – кондитерская фабрика
ПК – пищевой комбинат
ШК – шоколадная компания
ШФ – шоколадная фабрика (в названии большинства предприятий опущено).
Таким образом, современный кондитерский рынок России представлен огромным количеством продуктовых позиций, исчисляющихся тысячами наименований. Он информационно перенасыщен, т.к. даже небольшая часть зарегистрированных и незарегистрированных торговых марок многократно превышает количество, которым могут реально оперировать покупатели в своем выборе.
По различным данным (данные за прошлые годы экстраполированы с учетом показателей роста), емкость целевых рынков оценивается на общероссийском уровне:
В целом можно сказать, что рынок кондитерских изделий является одним из крупнейших среди рынков пищевой продукции, рынок сахаристых изделий с какао – одним из крупнейших среди рынков кондитерских изделий, а рынок развесных шоколадных конфет – крупнейшим среди рынков какаосодержащей продукции. Поскольку кондитерские (в особенности шоколадные) изделия характеризуются большой долей добавленной стоимости в цене продукции, этот рынок является весьма перспективным в плане прибыльности.
Представление о росте объема потребляемых кондитерских изделий в последние годы дают данные, опубликованные в открытом доступе на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики (Госкомстата) .
Таблица 3.
Темпы роста рынка кондитерских изделий в натуральном выражении (по данным Госкомстата [7])
Год |
Годовое производство кондитерских изделий в России, тыс. т |
Годовой прирост, % |
2000 |
1628 |
8.0 |
2001 |
1793 |
10.1 |
2002 |
1952 |
8.9 |
2003 |
2096 |
7.4 |
2004 |
2233 |
6.5 |
2005 |
2365 |
5.9 |
2006 |
2388 |
6.2 |
2007 |
2641 |
7.9 |
2008 |
2869 |
8.0 |
2009 |
2901 |
8.3 |
В настоящее время потребление кондитерских изделий жителями России практически достигло дореформенного уровня, и это грозит дальнейшим замедлением темпов роста рынка и как следствие этого – конкурентной борьбы.
Практически все аналитики сходятся во мнении, что к настоящему времени в целом сформировались вкусы россиян по отношению к кондитерской продукции, и в ближайшее время никаких существенных изменений в этом плане не произойдет.
Общее количество предприятий, производящих сахаристые кондитерские изделия с какао, в настоящее время оценивается равным 160 [8].
Если проводить внутриотраслевой структурный анализ в соответствии с методологией М. Портера [4, с. 173–204], то производителей можно разделить на 8 стратегических групп, представленных в табл. 4.
Таблица 4
Стратегические группы
Показатели |
Методы конкуренции | |||
Сбытовая сеть |
Ценовая конкуренция |
Совмещение методов (в основном цена+бренд) |
Неценовая конкуренция (качество и/или бренд) | |
Общероссийская (продажи в «родном» регионе минимум в 2 раза меньше сбыта за его пределами) |
1. «Киев-Конти», «РОШЕН», КД Восток |
2. Nestle, СладКо |
3. «Красный Октябрь», «Рот Фронт», КК Бабаевский, «Рузанна», «А.Коркунов» | |
Переходная
|
4. КФ им. Крупской, «Красная Заря» |
5. «Акконд», «Ламзурь», «Южуралкондитер» |
6. Сормовская КФ, Новосибирская ШФ, Пермская КФ | |
Региональная (продажи в «родном» регионе минимум в 2 раза превышают сбыт за его пределами) |
7. Сарапульская КФ, |
8. Воронежская КФ, Пензенская КФ |
Выделение групп в таблице носит несколько условный характер, особенно по признаку масштаба сбытовой сети: как правило, объемы продаж по регионам на каждом предприятии являются «коммерческой тайной за семью печатями», которая бережется как «зеница ока».
Несколько определенней деление компаний отрасли по методу конкуренции: массовый потребитель все более сегментируется по данному признаку и, скорее всего, в ближайшие годы конкуренция на общероссийском уровне (пока это происходит в основном на уровне отдельных регионов) будет происходить именно внутри двух групп – «дешевой» и «качественной» продукции.
Несмотря на то, что время от времени появляются попытки создать общероссийские бренды кондитерской продукции, можно констатировать, что в качестве брендов (т.е. торговых марок, за которые потребитель готов доплачивать определенную торговую наценку) в настоящее время в основном работают:
• традиционные названия фабрик; при этом:
• традиционные наименования конфет – такие «советские бренды»:
Они часто хорошо раскупаемые вне зависимости от репутации фабрики-производителя.
В качестве новых прижившихся брендов общероссийского уровня можно назвать только:
• «А.Коркунов» (правообладатель – Одинцовская КФ) – символ качественных шоколадных конфет, но в основном конфеты продаются в составе наборов;
• «РОССИЯ – щедрая душа»
(правообладатель – концерн «
Из перечисленных в
таблице игроков рынка следует
несколько подробнее
Ядро составляют 3 московских предприятия-гиганта:
1) ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь»,
2) ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский»,
3) ОАО «Рот Фронт».
К ним к настоящему времени присоединились 10 региональных фабрик:
1) ОАО Тульская кондитерская фабрика «Ясная поляна»,
2) ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика»,
3) «Кондитерская фабрика им. К. Самойловой» (СПб),
4) ОАО «Южуралкондитер» (Челябинск),
5) ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика»,
6) ОАО «Благовещенская кондитерская фабрика «ЗЕЯ»,
7) ОАО «Воронежская кондитерская фабрика»,
8) ОАО «Йошкар-Олинская кондитерская фабрика»,
9) ОАО «Кондитерская фабрика ТАКФ» (Тамбов),
10) ЗАО Шоколадная фабрика «Новосибирская».
Региональные производители холдинга в качестве бренда могут использовать как имена трех московских фабрик, так и собственные названия; все предприятия также широко используют «советские бренды», на которые москвичи в свое время оформили авторские права .
В России имеет
более десятка различных
Эти три предприятия ведут единую маркетинговую политику.
Включает две кондитерские фабрики: «Конфи» (Екатеринбург) и «Волжанка» (Ульяновск), маркетинговая политика которых к настоящему времени также скоординирована.
В марте–апреле
2006 г. «Orkla» приобрела также
Фабрики отличаются друг от друга профилем выпускаемой продукции; наиболее популярной на общероссийском уровне продукцией являются вафли Яшкинского комбината.
На исследуемом
рынке агрессивную ценовую
Также отличаются низкими ценами при соответствующем качестве.
в России продает
как конфеты украинского
Сравнение структуры издержек Пермской кондитерской фабрики с двумя фабриками, входящими в десятку крупнейших предприятий отрасли, приведено в табл. 5. Для ее составления использовались внутренняя документация ПКФ и опубликованные в открытом доступе в Интернете ежеквартальные отчеты предприятий за I квартал 2010 г. [10, 11].
Таблица 5.
Сравнение издержек крупных предприятий отрасли
Статья затрат |
Доля затрат
в себестоимости продукции | ||||
КФ Пермская |
КК Бабаевский |
КФ Красный Октябрь | |||
Сырье |
44,3 |
49,5 |
67,5 |
47,5 |
61,1 |
Вспомогательные материалы (в основном упаковка) |
4,2 |
11,9 | |||
Тара |
0,9 |
1,7 | |||
Прочие производственные расходы |
36,1 |
21,3 |
34,8 | ||
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ |
85,6 |
89,4 |
95,9 | ||
Внепроизводственные расходы |
14,4 |
10,6 |
4,1 | ||
ПОЛНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ |
100,0 |
100,0 |
100,0 | ||
СТОИМОСТЬ ПОДУКЦИИ |
110,9 |
149,3 |
Информация о работе Антимонопольное регулирование и иные меры по защите конкуренции