Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – дать общее представление о финансовом контроле.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
отразить теоретические аспекты финансового контроля;
дать общую характеристику финансовому контролю в России.
Объектом изучения работы является финансовый контроль.
Введение 3
1. Теоретические основы финансового контроля 5
1.1 Понятие финансового контроля и его значение 5
1.2 Классификация видов финансового контроля 9
1.3 Формы и методы проведения финансового контроля 11
2. Финансовый контроль в РФ 14
2.1 Государственный финансовый контроль 14
2.2 Аудиторский и внутрихозяйственный финансовый контроль 18
2.3 Развитие финансового контроля 21
3. Аудиторский финансовый контроль 26
3.1 Развитие аудита в России 26
3.2 Понятие и виды аудиторского финансового контроля 27
3.3 Внешний и внутренний аудиторский финансовый контроль 29
Заключение 33
Список литературы 34
Основными задачами бюджетно-финансового контроля является контроль за:
Органы государственного финансового контроля можно также классифицировать и по другим признакам, а именно:
Высокие требования предъявляются к профессиональным и моральным качествам работников государственных контрольных органов. В контрольные органы обычно приглашают и принимают граждан не просто с высшим финансовым, экономическим, юридическим образованием, но и уже с некоторым опытом работы по специальности. Эти качества систематически подкрепляют постоянным повышением квалификации контролеров18.
В целом в настоящее время признается, что государственный финансовый контроль недостаточно действенен, его эффективность крайне низкая. Бюджетные средства часто используются не по назначению, наблюдается коррупция, финансовые результаты корпораций и организаций в большей части скрыты, и другие недостатки. Деятельность государственных контрольных финансовых органов разобщена, часто дублируется19.
2.2 Аудиторский и внутрихозяйственный финансовый контроль
Помимо государственного в странах
с рыночной экономикой широко используется
такая форма финансового
Назначение аудиторского финансового контроля – удовлетворение потребностей заказчиков аудиторской проверки в объективной информации о финансовом состоянии субъекта проверки с целью оценки его финансового положения. Деятельность аудиторов может быть также направлена на предотвращение финансовых нарушений и неудач в организациях, заказавших аудиторское обслуживание.
Аудиторскую проверку
(аудит) проводят специализированные аудиторские
фирмы или частные
В обязанности
аудитора не входит принятие санкций
в отношении руководства
Все это отличает
аудит от ревизии – другого
способа проведения финансового
контроля. Этот способ контроля более
характерен для органов, осуществляющих
надзор за финансово-хозяйственной
деятельностью хозяйствующих
Поскольку аудиторское обслуживание полностью независимо от государственных управленческих структур, гарантирует конфиденциальность и сохранение коммерческой тайны, то естественным является тяготение коммерческих структур, в том числе и банков. К такой форме финансового контроля.
Основные заказчики
аудита – предпринимательские
Государство также часто выступает заказчиком аудиторского контроля, привлекая независимые аудиторские фирмы для аудита государственных программ, использования государственных субсидий на коммерческих предприятиях, а также во всех других случаях, когда органы государственного управления считают проведения финансового контроля независимыми аудиторскими организациями более целесообразным или выгодным20.
В условиях еще сохранившихся стереотипов, тем не менее, трудно недооценивать значение аудита для отечественной экономики в настоящий период. В условиях коренных экономических преобразований, необходимость проведения которых была продиктована объективными причинами, отсутствие сильного отечественного института аудита при всей сложности экономической ситуации может значительно снизить эффективность проводимых реформ. С появлением в стране различных форм собственности нельзя опираться только на систему государственного финансового контроля. И в этих условиях развитию аудиторской деятельности не было альтернативы. Аудит как профессия формировался и развивался в России одновременно с совершенствованием законодательной и нормативной правовой базы. Основная особенность развития аудита в России за прошедший период — это государственное регулирование аудиторской деятельности и отсутствие единого мощного профессионального объединения аудиторов. Создание такого объединения возможно, в том числе, путем слияния нескольких аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений. В странах с давней историей аудита регулирование профессии осуществляется в основном через профессиональные объединения. Однако в последние годы наметилось усиление роли государства в регулировании аудиторской деятельности в связи с возрастающей актуальностью проведения контроля качества аудита21.
Органами внутреннего
В действующем законодательстве компетенция органов внутреннего контроля очерчена довольно скупо. Так, в Законе «Об акционерных обществах» сказано только что ревизионная комиссии (ревизор) избирается для уточнения контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества. Более предметно их компетенция определяется уставом общества, а порядок деятельности внутренним документом общества (обычно – положением), утверждаемым общим собранием акционеров.
Аудит отличается от судебно-бухгалтерской экспертизы. Это отличие состоит в том, что аудит – это независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского процесса. Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы.
Таким образом, собственник в праве существенно ограничить возможности контроллеров. С точки зрения интересов граждан, общества и государства здесь нужны более полные и определенные правовые установки, как это и сделано во многих развитых странах.
2.3 Развитие финансового контроля
В развитых странах постоянно идет процесс совершенствования государственного финансового контроля, расширяются его цели и контролируемые объекты, апробируются новые методы и подходы к его проведению. Так, в последние годы получили распространение аудиторские проверки, основанные на анализе результатов деятельности, а также аудит «окружения».
Повсеместно внедряется новый вид контроля – контроль эффективности. Он зародился в 60-х гг. в Швеции. Суть его состоит в том, что формальная законность и бухгалтерская точность рассматриваются не как конечная цель контроля, а лишь как его начало, предварительный этап. Основной же задачей проверки является действенность и результативность государственных операций. Те из них, которые прибыльны и внешне выгодны, но не действенны, т.е. не отвечают требованиям достижения социально-политических целей государства, при контроле отмечаются как нежелательные22.
Впервые об аудите эффективности в России заговорили в 2003 г. "Главная задача аудита эффективности - определение социальной значимости результата использования госсредств", а не статистическая фиксация объемов госсредств, израсходованных по назначению или незаконно. Так объяснил появление новшества председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин на заседании круглого стола по проблемам совершенствования финансового контроля.
В первую очередь предметом аудита эффективности являются средства, выделяемые из бюджета всех уровней. В ходе такого аудита важно сравнить достигнутые в результате расходования бюджетных средств показатели с показателями, которые предполагалось получить при выделении указанных финансовых ресурсов. Эти показатели могут и должны закладываться при разработке и принятии как бюджета на очередной финансовый год, так и целевых федеральных и региональных социально-экономических программ.
Предметом аудита эффективности должна
быть государственная и муниципальна
Необходимо особо подчеркнуть, что в ходе проведения аудита эффективности далеко не всегда может и должна осуществляться проверка первичных документов. По результатам аудита эффективности не может быть дан ответ на вопрос о причинах и факторах, не позволивших добиться желаемого результата. Понятно, что ответ на эти вопросы можно получить только через проведение финансового аудита. При аудите эффективности акцент делается на результат, который получен при расходовании государственных средств и использовании государственной собственности, а также при исполнении тех или иных законов.
В ходе аудита эффективности может
быть проверена эффективность исполь
Таким образом, можно охарактеризовать
аудит эффективности как компле
Традиционные методы контроля все в большей степени дополняются новыми инструментами – программной оценкой, ориентацией на конечные результаты, принципом «сансет» и др.
Суть программной оценки состоит в том, что в ведомственную систему управления встраивается механизм контроля, позволяющий регулярно отслеживать ход реализации программы; своевременно выявлять узкие места и реагировать на них; контролировать соблюдение графиков выполнения отдельных этапов работ; сравнивать достигнутые результаты с ожидаемыми; соизмерять результаты с затраченными ресурсами, выявляя фактическую эффективность программы. Метод программной оценки может заменяться (или сочетаться) аудитом государственных программ, контрактов или правительственных субсидий, целью которого являются сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми, соизмеримость полученных результатов с затраченными ресурсами и общая оценка эффективности реализации программы.