Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – дать общее представление о финансовом контроле.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
отразить теоретические аспекты финансового контроля;
дать общую характеристику финансовому контролю в России.
Объектом изучения работы является финансовый контроль.
Введение 3
1. Теоретические основы финансового контроля 5
1.1 Понятие финансового контроля и его значение 5
1.2 Классификация видов финансового контроля 9
1.3 Формы и методы проведения финансового контроля 11
2. Финансовый контроль в РФ 14
2.1 Государственный финансовый контроль 14
2.2 Аудиторский и внутрихозяйственный финансовый контроль 18
2.3 Развитие финансового контроля 21
3. Аудиторский финансовый контроль 26
3.1 Развитие аудита в России 26
3.2 Понятие и виды аудиторского финансового контроля 27
3.3 Внешний и внутренний аудиторский финансовый контроль 29
Заключение 33
Список литературы 34
Длительное время в правительственных ведомствах развитых стран преобладала тенденция контроля основных средств либо других показателей ресурсного типа (мощность предприятий, численность персонала и т.д.). Постепенно выявились серьезные недостатки этих характеристик – они дают мало информации о степени эффективности. Так, в области здравоохранения подсчет количества больничных коек или частоты их использования не показывает реального воздействия состояния медицинского обслуживания на здоровье населения. Поэтому в последние годы традиционные характеристики выполнения программ дополняются конечными показателями, в максимальной степени отражающие реальные результаты выполнения программы, ее пользу для общества.
Метод «сансет» предусматривает
Ещё одним перспективным направлением в сфере финансового контроля является создание единой системы финансового контроля. Это необходимо для цивилизованного развития российской экономики в условиях рынка, поскольку в правовом государстве не может и не должно быть зон, свободных от финансового контроля.
На сегодняшний день существует целый ряд проблем, касающихся государственного финансового контроля.
Наиболее остро
стоит вопрос о
Для создания полноценной,
отвечающей совершенным
Незавершенность в
вопросах формирования
В свою очередь Госналогслужба России, в соответствии с законодательством, считает своей основной задачей контроль за уплатой налогов, сбор налогов получается не в их компетенции. Каждый стоит на границах своей деятельности. Если возникает вопрос, требующий объединения усилий, начинаются бюрократические согласования, увязки, перекладывание ответственности, время уходит, нарушения либо остаются, либо наоборот немедленно устраняются, если речь идет об ответственности. Затрагивая вопрос о взаимодействии органов контроля, нельзя не отметить еще один момент. Структура финансового контроля Российской Федерации отличается весьма значительным количеством компетентных органов. Их задачи и функции в области формирования и использования бюджетно-финансовых ресурсов очень часто переплетены, характеризуются элементами дублирования параллелизма.
Юридически не отрегулированы многие вопросы во взаимоотношениях финансовых ревизоров, прокуроров, следователей, которые решаются в «рабочем порядке», что вызывает различные затруднения при решении совместных задач. Нет сегодня ясности и во взаимодействии органов государственного контроля с институтом аудита, оперирующего вне системы государственного финансового контроля.
Безнаказанность нарушения
федерального закона влечет и
нарушения непосредственно в
регионах. Когда не целевое или
незаконное расходование
Поэтому необходимо
принять все возможные меры
к устранению сложившейся
Единая система
В существовании системы
3. Аудиторский финансовый контроль
3.1 Развитие аудита в России
Развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов.
Первый этап (1987-1993 гг.) характеризовался директивным характером создания аудиторских организаций и стихийным характером зарождения аудиторской деятельности (неупорядоченная выдача лицензий и первых сертификатов в период 1990-1993 гг.). Второй этап (с декабря 1993 г. до принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-фз) – период становления российского аудита. В этом процессе большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2263, Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении нормативных документов пот регулированию аудиторской деятельности» от 06.05.1996 № 482 и др25.
Проводилась работа
по аттестации аудиторов и
лицензированию аудиторской
Третий этап аудиторской
деятельности в России начался
после принятия Федерального
закона « Об аудиторской
3.2 Понятие и виды аудиторского финансового контроля
Аудиторская деятельность
(аудит) в России представляет собой
предпринимательскую
Аудитор (от лат. auditor – слушатель, ученик, последователь) – лицо, проверяющее состояние финансово – хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Существует мнение, что понятие аудита значительно шире таких понятий, как ревизия и контроль, поскольку аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, что не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудиторская деятельность, помимо проверок, предполагает оказание различных сопутствующих услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения и т.д.27
По словам известного
американского специалиста в
области теории и практики
аудита проф. Дж. Робертсона аудит
является деятельностью,
Аудит отличается
от судебно-бухгалтерской
Рис. 1. Общая классификация аудиторской деятельности28
Главная цель внешнего
аудита – дать объективные,
реальные и точные сведения
об аудируемом объекте.
3.3 Внешний и внутренний аудиторский финансовый контроль
Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами с целью объективной оценки положения дел в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности экономического субъекта. В качестве экономических субъектов могут выступать предприятия, кредитно-финансовые учреждения, страховые компании, инвестиционные фонды, унитарные предприятия, биржи, внебюджетные фонды и др.29
Аудит может быть
инициативным (добровольным), когда
он проводится по решению
Основной целью
инициативного аудита является
выявление недостатков в
Инициативный аудит
может быть комплексным и
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации. Необходимость обязательного аудита обусловлена спецификой организационно-правовой формы проверяемых лиц (открытое акционерное общество), характером их функций (кредитные и страховые организации, биржи, инвестиционные фонды) либо большим объемом выручки от реализации продукции или значительной суммой активов баланса на конец отчетного года, т.е. такими обстоятельствами, которые – в целях защиты прав и законных интересов других лиц и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации – требуют установления повышенных гарантий достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц (п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ)30.
Кроме того, устанавливая обязательность подтверждения отчетности предприятий, которые имеют большие объемы выручки от реализации и размеры имущества, государство в лице аудитора контролирует деятельность этих предприятий как крупных налогоплательщиков.
Обязательная аудиторская проверка может быть только комплексной, охватывающей все сферы деятельности предприятия, все разделы и счета бухгалтерского учета, все виды имущества, оценку деятельности всех филиалов, подразделений и представительств экономического субъекта. Обязательная аудиторская проверка требует однозначности главного вывода – можно ли и в какой степени полагаться на информацию, которая содержится в представленной бухгалтерской отчетности.
Отношения, возникающие
в ходе обязательной