Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:50, курсовая работа
Банковская система играет важную роль в осуществлении расчетов между экономическими агентами, кредитует экономику и способствует претворению в жизнь перехода на рыночные преобразования. Банки - одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Двухуровневая банковская система играет важнейшую роль в обеспечении функционирования народного хозяйства. Осуществляя расчетные, вкладные, кредитные и другие операции, банки выполняют общественно необходимые функции.
Введение
1.1 Роль банковской системы в рыночной экономике
1.2 Понятие, элементы и признаки банковской системы
1.3 Банк как элемент банковской системы
1.3.1 Современные представления о сущности банка
1.3.2 Классификация банков
1.3.3 Банковская инфраструктура
2. Банковская система Российской Федерации
2.1 Развитие банковской системы Российской Федерации
2.2 Современная структура банковской системы Российской Федерации
2.2.1 Центральный банк РФ (Банк России)
2.2.2 Коммерческие банки
Заключение
Список использованной литературы
Базовый индекс потребительских цен составлял в 2004 г. 10,5%. Однако влияние повышения регулируемых цен на инфляцию не сводится к разности в 1,2 процентного пункта. Они гораздо сильнее влияют на инфляцию косвенно, через удорожание ресурсов и рабочей силы. Так, за 2004 г. платные услуги населению возросли на 17,7%, в том числе тарифы на жилищно-коммунальные услуги - на 23,5% о. Следует также отметить, что из потребительских товаров по итогам 2004 г. наиболее значительно подорожали хлеб и хлебобулочные изделия (на 16,7%), мясо и птица (на 19,6%), автомобильный бензин (на 3 1,3%). Цены производителей в промышленности возросли на 28,3%, в том числе в топливной промышленности - на 64,7% и в электроэнергетике - на 11,5%. Цены производителей в газовой промышленности возросли на 88,5%, а в нефтеперерабатывающей - на 48,9%. Понятно, что при росте цен на 13,7% базовая инфляция была бы гораздо ниже. Отсюда можно сделать вывод, что главная составляющая роста инфляции - не монетарная, не зависит от деятельности Банка России и увеличения денежной массы, а обусловлена другими факторами.
Так, за 1998-2004 гг. потребительские цены в целом возросли в 5,2 раза, в том числе на жилищные услуги - в 9,9 раза, на коммунальные услуги - в 7,7 раза, на бензин - в 6,7 раза. На 2005 г. запланирован рост средних оптовых цен на газ для потребителей на 23%, а цен на продукцию электроэнергетики - на 9,5%. В январе 2005 г. потребительские цены выросли на 2,6%, а цены на жилищно-коммунальные услуги - на 19,4%, тарифы пассажирского транспорта - на 4,4%.
Поэтому необходимо, по-видимому,
усилить роль правительства в
сдерживании инфляции, включив немонетарные
методы регулирования цен. Следует,
на наш взгляд, дополнительно ограничить
рост тарифов на уровне 3% в год, заставить
Газпром и РАО «ЕЭС» снизить
издержки, предоставив им при этом
условии государственные
Обеспечение устойчивости рубля наряду с сокращением инфляции предполагает и снижение волатильности его обменного курса.
За 2004 г. курс доллара к рублю, по данным Банка России, упал на 5,4%, курс евро возрос на 3,3% Корзина, состоящая из доллара и евро, подешевела при этом всего на 1,1%. По-видимому, и котировать курс рубля следует к такой бивалютной корзине с равными весами. Поэтому представляется № совсем верным введение с 1 февраля 2005 г. бивалютного операционного ориентира курсовой политики с использованием бивалютной корзины с весами евро 10% и доллара 90%. Во-первых, утрачен. простота определения курса рубля к доллару и к евро. Во-вторых, пользы от такой корзины, думается будет немного, так как динамика курса рубля к корзине будет зависеть главным образом от динамик курса рубля к доллару. Кроме того, представляются совершенно неприемлемыми предложения об определении бивалютного индекса, который «будет рассчитываться как геометрическое средневзвешенное курсов основных иностранных валют к рублю». Нужен бивалютный курс к корзине, состоящее например, из одного доллара и одного евро. Курс такой корзины к рублю на конец 2004 г. составлял. 65,56 руб. против 66,28 руб. на конец 2003 г. и был, как видим, вполне устойчивым. Бивалютный индекс должен быть показателем, производным от бивалютного курса, а не индексом несуществующей курса.
Главная опасность сохранения высоких темпов инфляции состоит в том, что за 2004 г., по данным Банка России, произошло укрепление реального курса рубля к доллару на 14,0% и к евро - на 6,0°/ (конец декабря к концу декабря). Это привело к дальнейшему снижению конкурентоспособности российских товаропроизводителей. Эффект девальвации 1998 г. оказался практически исчерпанным. В 1998-2004 гг. реальный курс доллара к рублю возрос всего на 6,7%, а евро - на 26% (конец декабря концу декабря). Конечно, надо учитывать и динамику цен на импортируемые Россией товары. Судя по отчетам Банка России о платежном балансе, они в 2004 г. понизились относительно 1997 г. примера на 24% в пересчете на доллары. Это означает, что снижение долларовых цен на импортируемые товары с лихвой перекрывает реальное укрепление доллара за указанный период времени.
Наряду с обеспечением устойчивости национальной валюты важной целью деятельности Банк России является развитие и укрепление банковской системы. Для ее достижения в 2004 г. сделано не мало, особенно в части укрепления банковского надзора. Однако надо понимать, что повышение требований к банкам невозможно без ликвидации некоторых из них, что не может не беспокоить вкладчиков и кредиторов. Поэтому напряженность в банковской системе можно было предвидеть. Она не объясняется только недобросовестными действиями отдельных игроков. Нарастание напряженности банковском секторе в ходе создания системы страхования вкладов неизбежно и в дальнейшем. Поэтому в 2005 г. нужны упреждающие меры по улучшению экономического состояния банков. На наш взгляд, они могли бы состоять в следующем. Во-первых, государственные органы, усложняющие обязанности банков, должны компенсировать кредитным организациям вмененные издержки. Например, выполнение функций агентов валютного контроля или налоговых агентов требует немалых затрат.
Для повышения
Следовало бы установить для
каждого платежеспособного
Сейчас идет процесс переговоров о досрочном погашении Россией ее долгов иностранным государствам. Здесь необходимы разумный подход и расчет, хотя, по нашему мнению, следовало бы не накапливать средства Стабилизационного фонда, а тратить их на досрочное погашение внешнего долга обслуживание которого стоит от 7 до 13% годовых.
Важно также четко понимать,
что развитие банковского сектора
и построение развитой экономики
невозможны без соответствующего правового
обеспечения. Осознавая всю важность
и сложность этой задачи, Совет
Федерации уделяет большое
Некоторые проблемы развития банковского законодательства Российской Федерации хотелось бы выделить особо. Так, недостаточная эффективность выполнения российской банковской системой одной из своих основных функций - трансформации сбережений в инвестиции - уже многие годы является объектом критики. Важным этапом на пути движения к этой цели стал Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», принятый в конце 2003 года.
Однако следует заметить,
что отказ Государственной думы
принять предложения членов Совета
Федерации о правилах вхождения
банков в систему страхования
вкладов привел к тому, что летом
2004 г. проблемы в банковском секторе
потребовали срочного законодательного
вмешательства. Был принят Федеральный
закон «О выплатах Банка России по
вкладам физических лиц в признанных
банкротами банках, не участвующих
в системе обязательного
Летом 2004 г. были внесены изменения в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», отразившие мнение членов Совета Федерации в части обеспечения равноконкурентной среды на рынке банковских услуг и устранившие особые условия Сбербанк России в системе страхования вкладов.
Другим важным этапом развития банковского законодательства стало принятие новой редакции Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Необходимость е принятия была вызвана отсутствием эффективных процедур ликвидации кредитных организации Длительность ликвидационных, в том числе и судебных, процедур провоцировала многочисленны нарушения, а нередко и расхищение имущества. Основные изменения, предлагаемые в указанном Федеральном законе, направлены:
на повышение эффективности
мер по предупреждению банкротства
кредитных организаций и
на доработку процедур
банкротства кредитных
В качестве важнейшей задачи на 2004 г. и последующие годы в Послании Президента Российской Федерации определена задача по обеспечению граждан доступным жильем. Ипотека должна стать доступным способом решения жилищных проблем для людей со средними доходами, что в свою очередь невозможно без создания бюро кредитных историй и развития рынка ипотечных ценных бумаг.
В целях реализации Послания
был подготовлен и принят пакет
федеральных законов, в том числе
Федеральный закон «О кредитных
историях» и Федеральный закон
«О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации
в связи с принятием
Как показывает мировая практика, институт кредитных историй является закономерным результатом эволюции финансового рынка и развития его институциональной основы. Решение наиболее актуальных задач, стоящих сегодня перед банковской системой России, в частности кредитование реального сектора экономики, серьезно затруднено отсутствием системы аккумуляции информации для оценки рисков при предоставлении кредитов. Отсутствие у банков информации о кредитной истории заемщиков сдерживает масштабы кредитования, тормозя тем самым развитие целых секторов экономики. Создание системы кредитных бюро обеспечит в перспективе снижение затрат банков на оценку кредитоспособности заемщиков, повысит защищенность кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, позволит удешевить ипотечные жилищные кредиты, повысит эффективность работы кредитных организаций. Реализация данного Федерального закона приобретает особое значение для налаживания прозрачных кредитных отношений и построения современной кредитоемкой экономики в целом.
Федеральные законы «О внесении
изменений в Федеральный закон
«Об ипотечных ценных бумагах» и
«О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации
в связи с принятием
В настоящее время в Государственной думе находятся на рассмотрении проекты федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и «О внесении изменений в статьи 39 и 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Изменения, вносимые в Федеральный
закон «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)», направлены
на расширение перечня инструментов
денежно-кредитной политики Банка
России для регулирования ликвидности
банковского сектора и
Принятие указанных
Следует также отметить необходимость разработки законодательного обеспечения потребительского кредитования как косвенного источника кредитования реального сектора экономики, развивающегося в последнее время наиболее высокими темпами.
Формирование отвечающей
современным требованиям
2.2.2 Коммерческие банки
Вторым ярусом банковской
системы России, как и других стран,
выступают универсальные и
Информация о работе Банковская система и ее роль в рыночной экономике