Банковская система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов построения банковской системы, роли Банка России в современной банковской системе и анализ проблем и перспектив развития банковской системы России.
Исходя из этой цели, были поставлены задачи:
- изучить теоретические основы банковской системы, ее функции и структуру;
- показать роль Банка России в современной банковской системе РФ
- проанализировать работу кредитных организаций:
- обозначить проблемы банковской системы Росси и рассмотреть возможные пути их решения.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Банковская система РФ, ее функции, структура и роль в экономике страны. 4
1.1 Понятие и принципы функционирования банковской системы. 4
1.2 Деятельность кредитных организаций. 9
Глава 2. Роль Банка России в банковской системе России. 16
2.1 Правовой статус и функции Центрального Банка РФ. 16
2.2 Центральный банк России и его денежно-кредитная политика. 20
Глава 3. Проблемы и перспективы развития банковской системы России. 33
3.1 Программы по совершенствованию финансовой системы коммерческих банков. 33
3.2 Антикризисные меры для банковского сектора. 40
Заключение. 45
Список литературы. 47
Приложение 1 «Нормативы обязательных резервов кредитных организаций
(с 1999 года )» 49

Файлы: 1 файл

Банковская система.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

• будет ли центральный банк жестко следовать выработанным установкам денежно-кредитной политики (денежной программе) или станет их менять в зависимости от складывающихся тенденций развития экономики, т.е. будет проводить дискреционную денежно-кредитную политику, предполагающую свободу действий; денежно-кредитная политика должна иметь стратегию и тактику, но допускать реакцию центрального банка на временные изменения экономической конъюктуры. Жесткое следование установленным ориентирам денежно-кредитной политики, например прироста денежной массы, при изменении в течение года спроса на деньги может привести к нежелательными инфляционным последствиям или к ограничениям совокупного спроса. А это, в свою очередь, снижает доверие к действиям центрального банка;

• как учитываются временные лаги денежно-кредитной политики, поскольку относительная непредсказуемость денежно-кредитной политики связана именно с проблемами временных лагов;

• какие методы денежно-кредитной политики будут применяться;

• чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет стабильность банковской системы. Банковский сектор является тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные условия для их функционирования. Следовательно, регулирование центральным банком деятельности коммерческих банков можно рассматривать также как одно из направлений денежно-кредитного регулирования экономики со стороны центрального банка.

 

 

Глава 3. Проблемы и перспективы развития банковской системы России.

3.1 Программы  по совершенствованию финансовой  системы коммерческих банков.

Основными направлениями  совершенствования системы управления финансовыми ресурсами коммерческого банка являются:

1. Совершенствование  управленческой информации.

2. Создание комитета  по управлению финансовыми ресурсами.

3. Соблюдение  принципов управления.

4. Обеспечение системы управления необходимой информацией

Управление  финансовыми ресурсами банка  требует точной и достаточной  информации как из внутренних, так  и внешних источников. При этом внешняя информация необходима для  прогнозирования экономического развития и формулирования стратегии, внутренняя – для отслеживания выполнения политики по управлению пассивами и оценки необходимости изменений в ней. Вся используемая банком информация должна быть значимой, надежной и своевременной.

Необходимую информацию можно представить следующим  образом [2, стр. 15].

Внешние источники

Внутренние  источники

Экономические отчеты:

Анализ  увеличения пассивов;

– общие прогнозы;

– объемы и цены;

– деловая активность в сфере услуг;

– сравнение с планом и данными за прошлые периоды;

– международные аспекты.

– тенденции объема.

Финансовые  рынки:

 

– процентные ставки, валютный курс и цены акций;

 

– ситуация на вторичном рынке инструментов, выпущенных банков, и основными конкурентами;

 

Регулирование, налогообложение и учет:

 

– ожидаемое влияние изменений в регулировании на гибкость;

 

– издержки по изменениям в регулировании, налогообложении, учете;

 

– защита от неблагоприятных изменений

 

 

Перечисленная выше информация необходима для того, чтобы соответствующие подразделения  банка, занимающиеся управлениям финансовыми  ресурсами, могли:

  • установить текущие и будущие риски;
  • количественно определить величину рисков на основе анализа чувствительности активов и пассивов к изменениям процентных ставок, валютного курса, инфляции и темпов роста;
  • проанализировать результаты и определить действия, необходимые для поддержания требуемой совокупной позиции по балансу (положительной, отрицательной, нейтральной к движению процентных ставок);
  • разработать дальнейшие сценарии для определения стоимости проводимых мер, необходимых для поддержания заданной позиции, то есть оценить возможные затраты или потери и принять соответствующие решения. Включая изменения в разработанных стратегиях.

На основе полученной информации принимаются управленческие решения. Поскольку управления финансовыми  ресурсами представляет непрерывный процесс, то необходимость принятия новых решений может возникать еженедельно, ежемесячно, а при необходимости – ежедневно.

Усложненное управление финансовыми ресурсами означает разработку банком стратегии, которые  позволяют:

  • наращивать баланс в соответствии с заданной структурой, обеспечивая скорректированные по риску ориентиры доходности по всем направлениям деятельности;
  • установление внутренних целевых величин достаточности капитала;
  • ликвидности и чувствительности процентных ставок;
  • отслеживания кредитного риска и качества активов по всему банку, так как низкое их качество может привести к уменьшению капитала и более высоким затратам на приобретение привлеченных средств.

2. Совершенствование  системы управления через создание  комитета по управлению финансовыми ресурсами.

Объем предоставляемых  полномочий зависит от ряда факторов и прежде всего о типов управляемых  банком рисков и деловой культуры банка, которые в свою очередь, определяют численность персонала, занимающегося  функцией управления финансовыми ресурсами.

Реализация  функции управления финансовыми  ресурсами банка нуждается в  создании особой организационной единицы  – специального комитета при Совете директоров – Комитета по управлению финансовыми ресурсами.

Комитет по управлению финансовыми ресурсами будет нести ответственность за определение совокупного размера рисков и их распределение, санкционирование стратегии риска, политики по управлению достаточностью собственного капитала. Иными словами, комитет по управлению финансовыми ресурсами будет нести ответственность за положение банка в области риска и прибыли. Он, анализируя деятельность банка, будет определять его стратегию.

Комитет по управлению финансовыми ресурсами выполняет  следующие функции:

1. Разработка методик и регламентов, реализующих функцию управления пассивами банка;

2. Принятие решений о параметрах и характеристиках привлечения и размещения средств;

3. Контроль за соответствием структуры баланса ориентирам, установленным стратегическим планом;

4. Разработка ограничений по финансовым рискам;

5. Разработка методик и регламентов, касающихся управления финансовыми рисками; разработка ценовой политики банка, установление маржи безубыточности и уровня рентабельности;

6. Анализ и мониторинг эффективности работы банка;

7. Координация работы между подразделениями банка, привлекающими и размещающими средства;

8. Управление капиталом банка;

9. Контроль за соблюдением банком законодательства и нормативов Банка России в отношении рисков.

Заседание комитета по управлению финансовыми ресурсами должны проходить не реже двух раз в месяц. Ход заседаний должен фиксироваться в подготавливаемых по специальной форме протоколах. Разработанные комитетом документы должны утверждаться Советом директоров (Правлением банка). В состав участников комитета по управлению финансовыми ресурсами могут войти руководители различных подразделений и отделов, ответственных за привлечение и размещение средств и управление рисками.

Необходимым условием успешного управления финансовыми  ресурсами является организация системы точной и регулярной информации и отчетности. При ее отсутствии комитет не в состоянии реализовывать цели своей деятельности. Не существует идеального, единого для всех банков набора требований, предъявляемой информации и отчетам. Однако комитет должен иметь в обязательном порядке следующие документы:

  • Отчет о чувствительности баланса к изменению процентных ставок.
  • График сроков погашения активов и пассивов, чувствительных к изменению процентных ставок.

При совершенствовании  системы управления финансовыми ресурсами банка необходимо руководствоваться следующими принципами [12, стр. 53].

1. Стратегическое  планирование и базовая политика. Правление банка должно установить  стратегические направления развития  банка и контролировать работу  отделов по достижению целей. Цель стратегического планирования и управления – внедрение новых и развитие перспективных направлений деятельности банков и их продуктов так, чтобы они способствовали росту объема операций и увеличивали доход банка и рыночную стоимость его акций.

2. Четкое разграничение  полномочий и ответственности.  Правление банка должно четко  определить зоны ответственности  каждого структурного элемента. Система управления должна быть  основана на принципе делегирования  полномочий с вышестоящих на  нижестоящие уровни с параллельным созданием эффективной системы контроля.

3. Уровень квалификации  и независимости. Существенная  часть директоров и специалистов  по управлению финансовыми ресурсами  обязана обладать необходимым  уровнем квалификации и иметь  возможность высказывать независимое и объективное экспертное мнение. Для повышения экспертного уровня может создаваться такой комитет, как аудиторский.

4. Адекватный  контроль со стороны руководства.  В банке следует выполнение  принципа «ни одно решение  не должно приниматься единолично». Основными задачами внутрибанковского контроля являются: принятие своевременных и эффективных решений, на выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности, на сохранность активов банка и надлежащие состояние отчетности, позволяющей получить адекватную информацию о деятельности банка и связанных с ней рисках.

5. Активное использование  в практике результатов работы  внешних и внутренних аудиторов.  Система внутреннего контроля  банка (внутренний аудит) тесно  взаимодействует с аудиторскими организациями, которые осуществляют ежегодный внешний аудит банка. Базовые цели системы внутреннего контроля – обеспечение соблюдения всеми сотрудниками банка требований законодательства РФ при выполнении своих служебных обязанностей; оценкой мер по минимизации рисков банковской деятельности. возникающие новые аспекты деятельности банка требуют наличия знаний и навыков в таких областях, как риск – менеджмент и оптимизация бизнес-процессов. кроме того, аудит финансовой отчетности больше не является единственным направлением деятельности внутреннего аудита. Все больше значение приобретает обеспечение эффективной поддержки руководства во всех областях деятельности.

6. Система мотивации  и поощрения. Система мотивации  должна включать в себя следующие элементы: адекватное среднеотраслевым показателям материальное стимулирование; оценка работы каждого работника банка; поощрение за проявленную инициативу, эффективное выполнение задачи; гарантированный карьерный рост и обучение персонала.

7. Повышение прозрачности управления. Практически невозможно организовать эффективные управлением банком и взаимоотношения между собственниками, советом директоров при отсутствии прозрачной и понятной структуры. Права и обязанности каждой группы акционеров также должны быть понятны и четко сформулированы. Банку надлежит раскрывать информацию о своих владельцах и делать все для повышения прозрачности своей отчетности, так как это приведет к повышению качества управления и облегчит доступ е инвестиционному капиталу.

Итак, намеченные пути совершенствования системы  управления финансовыми ресурсами  коммерческого банка позволит повысить эффективность использования финансовых ресурсов банка и улучшить их структуру.

3. Формирование  системы гарантирования депозитов  в коммерческих банках

Привлечение средств  юридических и физических лиц, операции по депозитным счетам являются одним  из основных видов деятельности для  банков. В то же время банкротство  банков приводит к потере вкладчиками  своих денег. Гарантия сохранности  банковского вклада в таких случаях может быть обеспечена посредством механизма депозитного страхования.

В настоящее  время в банковской сфере четко  выделена проблема отсутствия системы  страхования депозитов в России, которая решается на протяжении многих лет. Такое положение дел связано, прежде всего, с проблемой нахождения источников средств для создания страхового фонда, заинтересованностью банков в отчислении страховых выплат, наделением фонда функцией контроля за деятельностью банков.

Внедрение системы  депозитного страхования в России должно включать комплекс мер по выработке концепции системы, принятию соответствующих законодательных и нормативных актов, а также организационному обеспечению принятых решений.

Построение  системы страхования банковских депозитов должно базироваться на следующих основных положениях [6, стр. 30]:

1) Создаваемая  в России система страхования  депозитов должна быть законодательно  оформлена. Нормативная база позволит  избежать неопределенностей при  выплате страхового возмещения, при этом в процессе ее создания крайне важно обратиться к мировому опыту функционирования институтов гарантирования вкладов.

2) Страхование  депозитов должно быть обязательным  для всех коммерческих банков, независимо от их финансового  положения. Это позволит решить основную задачу системы страхования – создание населению твердых гарантий в надежности помещения средств в коммерческие банки, а для коммерческих банков – равные стартовые условия в конкуренции за привлечение вкладов. Обязательная форма участия обеспечит распределение риска по всей банковской системе. Во многих зарубежных странах осознали негативные последствия банкротств банков, не вступивших в систему депозитного страхования, для национальной банковской системы.

Информация о работе Банковская система РФ