Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:33, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических аспектов построения банковской системы, роли Банка России в современной банковской системе и анализ проблем и перспектив развития банковской системы России.
Исходя из этой цели, были поставлены задачи:
- изучить теоретические основы банковской системы, ее функции и структуру;
- показать роль Банка России в современной банковской системе РФ
- проанализировать работу кредитных организаций:
- обозначить проблемы банковской системы Росси и рассмотреть возможные пути их решения.
Введение 2
Глава 1. Банковская система РФ, ее функции, структура и роль в экономике страны. 4
1.1 Понятие и принципы функционирования банковской системы. 4
1.2 Деятельность кредитных организаций. 9
Глава 2. Роль Банка России в банковской системе России. 16
2.1 Правовой статус и функции Центрального Банка РФ. 16
2.2 Центральный банк России и его денежно-кредитная политика. 20
Глава 3. Проблемы и перспективы развития банковской системы России. 33
3.1 Программы по совершенствованию финансовой системы коммерческих банков. 33
3.2 Антикризисные меры для банковского сектора. 40
Заключение. 45
Список литературы. 47
Приложение 1 «Нормативы обязательных резервов кредитных организаций
(с 1999 года )» 49
• будет ли центральный банк жестко следовать выработанным установкам денежно-кредитной политики (денежной программе) или станет их менять в зависимости от складывающихся тенденций развития экономики, т.е. будет проводить дискреционную денежно-кредитную политику, предполагающую свободу действий; денежно-кредитная политика должна иметь стратегию и тактику, но допускать реакцию центрального банка на временные изменения экономической конъюктуры. Жесткое следование установленным ориентирам денежно-кредитной политики, например прироста денежной массы, при изменении в течение года спроса на деньги может привести к нежелательными инфляционным последствиям или к ограничениям совокупного спроса. А это, в свою очередь, снижает доверие к действиям центрального банка;
• как учитываются временные лаги денежно-кредитной политики, поскольку относительная непредсказуемость денежно-кредитной политики связана именно с проблемами временных лагов;
• какие методы денежно-кредитной политики будут применяться;
• чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет стабильность банковской системы. Банковский сектор является тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные условия для их функционирования. Следовательно, регулирование центральным банком деятельности коммерческих банков можно рассматривать также как одно из направлений денежно-кредитного регулирования экономики со стороны центрального банка.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития банковской системы России.
3.1 Программы
по совершенствованию
Основными направлениями
совершенствования системы упра
1. Совершенствование управленческой информации.
2. Создание комитета
по управлению финансовыми
3. Соблюдение принципов управления.
4. Обеспечение системы управления необходимой информацией
Управление финансовыми ресурсами банка требует точной и достаточной информации как из внутренних, так и внешних источников. При этом внешняя информация необходима для прогнозирования экономического развития и формулирования стратегии, внутренняя – для отслеживания выполнения политики по управлению пассивами и оценки необходимости изменений в ней. Вся используемая банком информация должна быть значимой, надежной и своевременной.
Необходимую информацию можно представить следующим образом [2, стр. 15].
Внешние источники |
Внутренние источники |
Экономические отчеты: |
Анализ увеличения пассивов; |
– общие прогнозы; |
– объемы и цены; |
– деловая активность в сфере услуг; |
– сравнение с планом и данными за прошлые периоды; |
– международные аспекты. |
– тенденции объема. |
Финансовые рынки: |
|
– процентные ставки, валютный курс и цены акций; |
|
– ситуация на вторичном рынке инструментов, выпущенных банков, и основными конкурентами; |
|
Регулирование, налогообложение и учет: |
|
– ожидаемое влияние изменений в регулировании на гибкость; |
|
– издержки по изменениям в регулировании, налогообложении, учете; |
|
– защита от неблагоприятных изменений |
Перечисленная
выше информация необходима для того,
чтобы соответствующие
На основе полученной информации принимаются управленческие решения. Поскольку управления финансовыми ресурсами представляет непрерывный процесс, то необходимость принятия новых решений может возникать еженедельно, ежемесячно, а при необходимости – ежедневно.
Усложненное управление финансовыми ресурсами означает разработку банком стратегии, которые позволяют:
2. Совершенствование
системы управления через
Объем предоставляемых полномочий зависит от ряда факторов и прежде всего о типов управляемых банком рисков и деловой культуры банка, которые в свою очередь, определяют численность персонала, занимающегося функцией управления финансовыми ресурсами.
Реализация функции управления финансовыми ресурсами банка нуждается в создании особой организационной единицы – специального комитета при Совете директоров – Комитета по управлению финансовыми ресурсами.
Комитет по управлению финансовыми ресурсами будет нести ответственность за определение совокупного размера рисков и их распределение, санкционирование стратегии риска, политики по управлению достаточностью собственного капитала. Иными словами, комитет по управлению финансовыми ресурсами будет нести ответственность за положение банка в области риска и прибыли. Он, анализируя деятельность банка, будет определять его стратегию.
Комитет по управлению
финансовыми ресурсами
1. Разработка методик и регламентов, реализующих функцию управления пассивами банка;
2. Принятие решений о параметрах и характеристиках привлечения и размещения средств;
3. Контроль за соответствием структуры баланса ориентирам, установленным стратегическим планом;
4. Разработка ограничений по финансовым рискам;
5. Разработка методик и регламентов, касающихся управления финансовыми рисками; разработка ценовой политики банка, установление маржи безубыточности и уровня рентабельности;
6. Анализ и мониторинг эффективности работы банка;
7. Координация работы между подразделениями банка, привлекающими и размещающими средства;
8. Управление капиталом банка;
9. Контроль за соблюдением банком законодательства и нормативов Банка России в отношении рисков.
Заседание комитета по управлению финансовыми ресурсами должны проходить не реже двух раз в месяц. Ход заседаний должен фиксироваться в подготавливаемых по специальной форме протоколах. Разработанные комитетом документы должны утверждаться Советом директоров (Правлением банка). В состав участников комитета по управлению финансовыми ресурсами могут войти руководители различных подразделений и отделов, ответственных за привлечение и размещение средств и управление рисками.
Необходимым условием успешного управления финансовыми ресурсами является организация системы точной и регулярной информации и отчетности. При ее отсутствии комитет не в состоянии реализовывать цели своей деятельности. Не существует идеального, единого для всех банков набора требований, предъявляемой информации и отчетам. Однако комитет должен иметь в обязательном порядке следующие документы:
При совершенствовании системы управления финансовыми ресурсами банка необходимо руководствоваться следующими принципами [12, стр. 53].
1. Стратегическое
планирование и базовая
2. Четкое разграничение
полномочий и ответственности.
Правление банка должно четко
определить зоны
3. Уровень квалификации
и независимости. Существенная
часть директоров и
4. Адекватный
контроль со стороны
5. Активное использование
в практике результатов работы
внешних и внутренних
6. Система мотивации
и поощрения. Система
7. Повышение прозрачности управления. Практически невозможно организовать эффективные управлением банком и взаимоотношения между собственниками, советом директоров при отсутствии прозрачной и понятной структуры. Права и обязанности каждой группы акционеров также должны быть понятны и четко сформулированы. Банку надлежит раскрывать информацию о своих владельцах и делать все для повышения прозрачности своей отчетности, так как это приведет к повышению качества управления и облегчит доступ е инвестиционному капиталу.
Итак, намеченные
пути совершенствования системы
управления финансовыми ресурсами
коммерческого банка позволит повысить
эффективность использования
3. Формирование
системы гарантирования
Привлечение средств юридических и физических лиц, операции по депозитным счетам являются одним из основных видов деятельности для банков. В то же время банкротство банков приводит к потере вкладчиками своих денег. Гарантия сохранности банковского вклада в таких случаях может быть обеспечена посредством механизма депозитного страхования.
В настоящее
время в банковской сфере четко
выделена проблема отсутствия системы
страхования депозитов в
Внедрение системы депозитного страхования в России должно включать комплекс мер по выработке концепции системы, принятию соответствующих законодательных и нормативных актов, а также организационному обеспечению принятых решений.
Построение системы страхования банковских депозитов должно базироваться на следующих основных положениях [6, стр. 30]:
1) Создаваемая
в России система страхования
депозитов должна быть
2) Страхование
депозитов должно быть