Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 08:53, курсовая работа
Банковская система является неотъемлемой составляющей экономичес-
кой системы любой страны. Банки являются связующим звеном между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Тем самым понятна необходимость и важность банковских структур, как для бизнеса, так и для экономики страны в целом.
Введение 3
1. Сущность банковской системы РФ 5
1.1. Понятие банковской системы и ее структура 5
1.2. Сущность и принципы деятельности банковской системы России 8
2. История развития банковской системы в России 14
2.1. Краткая история развития последнего десятилетия 14
2.2. Влияние современного финансово-экономического кризиса на
банковскую систему России 18
2.3. Анализ банковского сектора России за 2010 год 23
3.Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации
на период до 2015 года 29
3.1. Цели и факторы развития банковского сектора Российской
Федерации 29
3.2. Проблемы развития банковского сектора 30
3.3. Ожидаемые результаты развития банковского сектора 32
Заключение 34
Список использованных источников 35
Одновременно стала очевидной необходимость более решительного перехода к модели развития банковского сектора, характеризующейся приоритетом качественных показателей деятельности и ориентацией на долгосрочную эффективность. Это в полной мере отвечает долгосрочным приоритетам развития экономики, в том числе предусмотренным Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
3.2.Проблемы развития банковского сектора
За период реализации стратегии 2008 существенно изменились характеристики развития банковского сектора. Эти изменения соответствуют достаточно динамичному развитию как отдельных российских кредитных организаций, так и целых сегментов рынка банковских услуг.
В целом для банковского сектора последнее 10-летие стало годами бурного роста и расширения предложения банковских услуг населению и предприятиям. В институциональном плане банки играют главную роль в системе финансового посредничества в Российской Федерации, значительно превосходя остальных участников финансовых рынков по экономическому потенциалу [10].
Вместе с тем наряду с существенным ростом показателей развития банковского сектора сохраняются проблемы ведения банковского бизнеса, вследствие которых конкурентоспособность российских кредитных организаций и банковского сектора в целом остается недостаточной. Это обусловлено различными факторами, лежащими как вне, так и внутри банковского сектора. К внешним факторам относятся, в частности, недиверсифицированность экономики и общий дефицит ее инвестиционных возможностей, ограниченность и преимущественно краткосрочный характер кредитных ресурсов, высокий уровень непрофильных (административных) расходов кредитных организаций, в том числе связанных с проведением проверок соблюдения кассовой дисциплины клиентами и хранением больших объемов документов в бумажной форме. Мошенничество пока продолжает оставаться весьма распространенным явлением, с которым приходится сталкиваться как самим банкам, так и регуляторам. В целях повышения конкурентоспособности банковского бизнеса требуется повышение уровня защиты частной собственности, включая формирование стандартных юридических конструкций, защищающих интересы кредиторов, повышение эффективности судебной системы с точки зрения сроков и качества принимаемых решений.
В качестве внутренних недостатков банковского сектора можно отметить:
1. Безответственность владельцев и менеджмента некоторых банков при принятии бизнес – решений, диктуемых погоней за краткосрочной прибылью в ущерб финансовой устойчивости;
2. Неудовлетворительное в ряде случаев состояние управления, включая корпоративный аспект и управление рисками, в том числе вследствие ориентации кредитных организаций на обслуживание бизнеса владельцев;
3. Существование непрозрачных для регулятора и рынка форм деятельности, недостоверность учета и отчетности, приводящие к искажению информации о работе кредитных организаций;
4. Вовлеченность отдельных кредитных организаций в противоправную деятельность;
5. Недостаточная технологическая надежность информационных систем кредитных организаций, обусловленная в том числе неупорядоченностью в сфере применения информационных технологий в банковской деятельности, включая технологии дистанционного банковского обслуживания.
Указанные недостатки снижают авторитет банковского сообщества и уровень доверия к банковскому сектору, ухудшают возможности привлечения банками инвестиций.
Наличие нерешенных проблем обусловливает необходимость дополнительных усилий со стороны Правительства Российской Федерации и Банка России в целях дальнейшего развития банковского сектора, направленного на качественные изменения в деятельности банков.
3.3. Ожидаемые результаты развития банковского сектора.
В результате реализации настоящей Стратегии российская банковская система по всем основным аспектам (организация деятельности, качество управления, состояние конкурентной среды, учет и отчетность, рыночная дисциплина и транспарентность, регулирование и надзор) должна соответствовать международным стандартам.
Ожидаемые результаты развития банковского сектора базируются на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и учитывают необходимость совершенствования модели банковского бизнеса. Предполагается, что к 1 января 2016 г. банковским сектором будут достигнуты следующие совокупные показатели:
активы/ВВП - более 90 процентов (на 1 января 2011 г. - 76 процентов);
капитал/ВВП - 14 - 15 процентов (на 1 января 2011 г. - 10,6 процента);
кредиты нефинансовым организациям и физическим лицам/ВВП - 55 - 60 процентов (на 1 января 2011 г. - 40,8 процента).
При этом Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что первостепенное значение имеют качественные характеристики развития - характер и уровень предоставляемых банковских услуг, уровень конкуренции в банковском секторе, устойчивость и транспарентность кредитных организаций, предопределяющие усиление роли банков в инновационных процессах реального сектора экономики и повышении эффективности инвестиций [11].
Заключение
Несмотря на устойчивость российской банковской системы, стопроцентной гарантии, что кто-то из участников рынка не объявит себя банкротом в случае финансового кризиса, нет.
Сентябрьский кризис ликвидности преподнес немного важных уроков. Для банковской системы первейший вывод состоит в том, что заканчивается «пора шальных и дешевых западных денег» (она стала клониться к закату ещё год назад, позже американского ипотечного кризиса) - заканчивается эпоха быстрого развития отечественного банковского бизнеса. Рост активов на 30− 50% в год в настоящий момент станет скорее исключением, чем правилом.
В новых условиях надзор над рисками приобретает куда больше важное значение, чем завоевание ведущих позиций в том или ином сегменте рынка, региональная экспансия и прочие подобные ориентиры прежних лет. Накачка баланса пассивами уступит местоположение контролю над качеством активов. Собственно, так происходит после каждого банковского кризиса.
Очевидно, что своевременное и массированное вмешательство властей предотвратило наихудшие сценарии развития событий. Какие-то локальные сложности в ближайшем будущем, наверное, неизбежны - на фоне глобального финансового обвала, - но опасность полномасштабного кризиса отступила. Теперь немаловажно соорудить из произошедшего правильные выводы. Прежде всего нужно верно обусловить причины кризиса. Простые объяснения тут не годятся.
Список использованных источников
1. Банковская система России: настольная книга банкира. В 3-х кн./Ред. Кол.: А.Г. Грязнова, А.В Молчанов, А.М. Тавасиев – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2001. – 863 с.
2. Братко А.Г. Банковское право в России. Теория и практика. Учебное пособие/ М., Приор, 2007. – 290 с.
3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» № 17-ФЗ. от 23.07.2010 г. 4. Максютов А.А. Основы банковского дела. – М.: Беркатор-пресс,2003.-384с. |
5. Аперов С.А. Банковское право: Теория и практика. – М.: Экономика,2003.-640с.
6. Воропаев Ю.М. Банковская система России в 2000-е годы //Ведомости. -2009.- № 4 с. 29-31.
7. http://www.novayagazeta.ru/eco
8. Аперов С.А. Банковское право: Теория и практика. – М.: Экономика,2003.-640с.
9. http://cozeta.ru/taxonomy/
10. http://www.finanal.ru/004/
11.Тагирбеков Р. Основы банковской деятельности (Банковское дело). – М.: Инфра-М, Изд.Весь мир,2001.-720с.
2