Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 18:11, курсовая работа
Актуальность данной проблемы определяется тем, что безработица оказывает наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение, депрессию. Депрессия, в свою очередь, приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам
Введение 3
Теоретические основы безработицы и ее регулирования 5
Сущность безработицы и причины ее образования в рыночной экономике 5
Виды безработицы 8
Меры борьбы с безработицей 12
Активная политика на рынке труда 12
Пассивная политика на рынке труда 15
Особенности безработицы в России и пути ее регулирования 17
Заключение 25
Список использованной литературы
Добровольная безработица вызвана нежеланием работать у некоторых категорий людей, например, у ряда лиц, принадлежащих к маргинальным слоям общества, или у домохозяек в определенных условиях. Незанятость порой объясняется выбором людьми своеобразного стиля жизни, психологической установкой, определенной независимостью и свободой, а также ограниченными потребностями. Например, достаточное содержание со стороны супруга, необходимость выполнения домашних дел и воспитания детей побуждают некоторых замужних женщин сделать выбор в пользу добровольного отказа от работы[1].
Скрытая безработица включает занятых в течение неполной рабочей недели или части рабочего дня, а также лиц формально занятых, когда работник лишь числится в штате. В эту категорию входят и работники, находящиеся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы.
Застойная безработица включает людей, которые длительное время не могут трудоустроиться. И хотя размеры этой формы безработицы незначительны (по данным МОТ она составляет менее 1%), по степени отрицательных последствий застойная безработица не имеет себе равных. Люди, долгое время не имеющие возможности трудоустроиться, морально подавлены. Они постепенно теряют в профессиональном плане — знания, навыки, квалификацию. Длительная безработица ведет к тому, что начинается процесс занижения людьми своих возможностей, человек сам накладывает на себя печать «неудачника». Более половины таких безработных нуждаются в социально-психологической реабилитации. Характерным является то, что безработные считают равными для себя по значимости проблемы как материальные, так и психологические. Причина застойной формы безработицы состоит в невостребованности некоторых профессий. Эта проблема является характерной для малых городов или населенных пунктов, ориентированных на определенное производство.
Сезонная безработица - появляется из-за природных факторов, легко прогнозируется по причине своей цикличности. Данный вид безработицы характерен для туристического бизнеса, сельского хозяйства, некоторых промыслов, строительной промышленности. Часто сезонную безработицу относят к фрикционной[10].
2. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ
2.1 Активная политика на рынке труда
Борьба с безработицей — комплекс мер по уменьшению уровня безработицы. Методы борьбы с безработицей определяются властями конкретной страны. Для эффективной реализации этих методов требуется выявить факторы, детерминирующие соотношение спроса и предложения рабочей силы. Очевидно, что только факторно-ориентированная политика воздействия на рынок труда может принести результаты. Сокращение безработицы является чрезвычайно сложной задачей, так как существует множество её типов. Поэтому невозможно выработать единый способ борьбы с безработицей и любому государству приходится использовать различные методы для решения этой проблемы. Описанные ниже меры рассматриваются применительно к рыночной экономике.
Не все из мер активной политики считаются эффективными, так как степень их воздействия на уровень безработицы трудно проверить.
Существуют разные методы активного влияния на рынок труда вот некоторые из них:
1. Создание новых рабочих
мест. Этот метод считается основным
методом борьбы с безработицей
-стимулирование малого предпринимательства -
-создание государством рабочих мест, для выполнения работ в интересах общества. Это, например, работа в области охраны окружающей среды, строительства автомобильных и железных дорог, очистка мест проживания от мусора и так далее.
2. Помощь молодым специалистам в интеграции на рынок труда. На рынке труда молодёжь часто оказывается в невыгодном положении по сравнению с более опытными старшими работниками. Особенно остро эта проблема стоит в государствах, в которых рынок труда строго контролируется.
3. Улучшение обеспечения рынка труда информацией о существующих вакансиях. Безусловно, если безработный не владеет этой информацией, он не сможет устроиться на работу. Для решения этой проблемы создаются биржи труда, центры занятости и другие подобные частные или государственные организации. Не менее важны систематические исследования рынка труда.
4. Устранение препятствий мобильности рабочей силы. Важна как географическая мобильность, то есть миграция рабочей силы, так и межпрофессиональная мобильность.
Существует тенденция миграции рабочей силы из экономически отсталых районов в экономически развитые, что создаёт проблемы и там и там. Для решения этой проблемы необходимо концентрировать усилия по борьбе с безработицей в тех районах, где она выше.
Существует особый вид мобильности рабочей силы, предполагающий дистанционное управление работником. Работодатель связывается с работником через интернет, даёт ему определённое задание, а затем получает результаты труда также через интернет. Конечно, существуют определённые ограничения такой мобильности: работодателю достаточно трудно оценить результат, если дело не касается обработки информации.
Отсутствие активной государственной политики на рынке труда в сочетании с сокращающейся мобильностью населения может привести к социальным конфликтам.
5.Монетарные, или фискальные меры, направленные
на повышение спроса и регулирование цен
путём борьбы с инфляцией. Такая политика, позволяя уменьшить инфляцию и улучшить сальдо торгового
баланса, мало влияет на уровень безработицы.
6.Политика дерегламентации,
предлагаемая либеральными экон
уменьшение влияния профсоюзов;
сокращение разного рода компенсаций;
отмена минимума заработной платы;
смягчение правил найма и увольнения работников.
7. Выплата государственных субсид
Субсидии, выделяемые на борьбу с безработицей бывают 3-х видов:
Субсидии, позволяющие избежать ликвидации рабочих мест, если предприятие столкнулось с экономическими трудностями.
Освобождение предприятий от налогов и выплаты, упрощающие их создание.
Полная или частичная выплата
государством зарплат и пособий
Такие субсидии начисляются определённым категориям лиц, а не по географическому признаку.
8. Развитие системы
10. Снижение пенсионного возраста. Это позволяет освободить некоторую часть рабочих мест, но создаёт дополнительную нагрузку на систему пенсионного обеспечения.
11. Судебное преследование безработных с целью побудить их к поиску работы (так называемые статьи «За тунеядство»). Этот метод распространен в государствах с плановой экономикой. В СССР лица, не работавшие более четырех месяцев подряд, подлежали уголовной ответственности. Объяснялась такая мера тем, что каждый гражданин СССР был обязан заниматься общественно полезным трудом. Исключение делалось лишь для нетрудоспособных граждан и для домохозяек, имеющих детей.
Пассивная политика государства
направлена на формирование определённого
отношения к безработице в обществе, и
сглаживание её негативных последствий.
С точки зрения пассивной политики, субсидирование занят
Помощь в оформлении досрочного
выхода на пенсию, с частичным или полным сохранением
её размера, в тех государствах, где такая
возможность предусмотрена законодательство
Пособия по безработице поддерживают тех, кто не имеет работы. Они позволяют безработным искать место работы, частично сохраняя прежний уровень жизни, поддерживают внутренний спрос и ослабляют социальное неравенство. Но увеличение количества безработных и продолжительности безработицы создают угрозы финансовому равновесию всей системы пособий. Сторонники политики дерегламентации считают, что повышение пособий по безработице способствует её увеличению, однако существует и противоположное мнение.
Наблюдение за обязательностью выплаты установленного минимума заработной платы и пособий является необходимой мерой для снижения уровня безработицы.
Политика пассивной занятости, в отличие от активной включает много мер, не уменьшающих скрытую безработицу и ограниченных следующим:
— вопросами учета и регистрации безработных в ее различных проявлениях;
— поиском рабочих мест для безработных, их трудоустройством;
— поиском соответствующих
работников на вакантные рабочие места
и материальной поддержкой безработных.
3. Особенности
безработицы в России и пути ее регулирования
Одной из особенностей российской безработицы является разрыв между уровнем регистрируемой безработицы и определяемой по методологии МОТ. Устойчивый разрыв между общей и регистрируемой безработицей, достигавший на протяжении 90-х годов 3,5-7 раз, составляет одну из наиболее парадоксальных черт российского рынка труда.
Этот разрыв объясняется такими причинами, как:
В результате большинство безработных полагают, что выгоды от официальной регистрации не окупают связанных с нею издержек, и осуществляют поиск работы самостоятельно.
По данным Росстата уровень безработицы к концу 2010 г. составил 7,2%
Численность экономически активного населения в РФ в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в декабре 2010 г. составила 75,0 млн человек, или около 53% от общей численности населения страны. Среди экономически активного населения 69,6 млн человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,4 млн человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). Об этом сообщается в сводке Росстата.
По сравнению с декабрем 2009 г. численность занятого населения увеличилась на 375 тыс. человек, или на 0,5%, численность безработных сократилась на 781 тыс. человек, или на 12,7%. Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в декабре 2010 г. составил 62,5%, уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) - 7,2%.
В среднем за 2010 г. численность
занятого населения составила 69,8 млн человек,
численность безработных - 5,6 млн человек.
По сравнению со среднегодовыми данными
за 2009 г., численность занятого населения
была выше на 0,5 млн человек, или на 0,7%,
численность безработных была ниже на
0,7 млн человек или на 11,4%. Общая численность безработных,
классифицируемых в соответствии с критериями
МОТ, в 3,4 раза превышает численность безработных,
зарегистрированных в государственных
учреждениях службы занятости населения.
В конце декабря 2010 г. в государственных
учреждениях службы занятости населения
было зарегистрировано в качестве безработных
1589 тыс. человек.
Одна из причин таких отклонений - это
методологические различия в части охвата
категорий населения. Так, в составе общей
численности безработных, классифицируемых
в соответствии с критериями МОТ, в декабре
2010 г. 10% (0,6 млн человек) составляли граждане,
которые не могут быть признаны безработными
в органах службы занятости населения.
Среди них 37,1% составляли лица, проходящие
очный курс обучения в образовательных
учреждениях (включая лиц моложе 16 лет),
и 62,9% - пенсионеры по возрасту, за выслугу
лет или на льготных условиях.
Кроме различий методологического
характера, которые влияют на сравнимость
размеров безработицы по данным обследований
населения по проблемам занятости и данным
административного учета служб занятости
населения, имеются причины скорее субъективного
характера, связанные с предпочтениями
незанятого населения в выборе способов
поиска работы. Как показывают материалы
обследований населения по проблемам
занятости, 64% безработных ищут работу
самостоятельно без содействия служб
занятости. При этом мужчины реже обращаются
в службы занятости в поисках работы, чем
женщины. Среди безработных мужчин доля
ищущих работу с помощью служб занятости
в декабре 2010 г. составила 32%, среди безработных
женщин - 40%.
Наиболее предпочтительным является обращение
при поиске работы к помощи друзей, родственников
и знакомых - его используют более половины
безработных.