Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 18:11, курсовая работа
Актуальность данной проблемы определяется тем, что безработица оказывает наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение, депрессию. Депрессия, в свою очередь, приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам
Введение 3
Теоретические основы безработицы и ее регулирования 5
Сущность безработицы и причины ее образования в рыночной экономике 5
Виды безработицы 8
Меры борьбы с безработицей 12
Активная политика на рынке труда 12
Пассивная политика на рынке труда 15
Особенности безработицы в России и пути ее регулирования 17
Заключение 25
Список использованной литературы
Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в декабре 2010г. составила 45,4%, доля городских жителей - 62,7%.
Наблюдается превышение уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В декабре 2010 г. это превышение составляло 1,8 раза.
Средний возраст безработных в декабре 2010 г. составил 35,7 лет. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,0%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 6,0%, 20-24 лет - 20,0%. По сравнению с ноябрем 2010 г. численность безработных в возрасте 15-24 лет выросла на 32,0 тыс. человек (или на 2,3%).
Высокий уровень безработицы
отмечался в возрастной группе 15-19 лет
(32,3%) и 20-24 лет (13,3%). В среднем среди молодежи в
возрасте 15-24 лет уровень безработицы
в декабре 2010 г. составил 15,4%, в том числе
среди городского населения - 13,3%, среди
сельского населения - 20,2%. Коэффициент
превышения уровня безработицы среди
молодежи в среднем по возрастной группе
15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы
взрослого населения в возрасте 30-49 лет
составляет 2,7 раза, в том числе среди городского
населения - 2,9 раза, сельского населения
- 2,3 раза.
Среди безработных 30,6% составляют лица,
срок пребывания которых в состоянии поиска
работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев.
Один год и более ищут работу 30,3% безработных
(застойная безработица). По сравнению
с декабрем 2009 г., доля застойной безработицы
снизилась на 2,6 процентных пункта. Среди
сельских жителей доля застойной безработицы
существенно выше, чем среди городских,
и в декабре 2010 г. составила, соответственно,
37,9% и 25,7%. В численности безработных
24,0% составляют лица, не имеющие опыта
трудовой деятельности. В декабре 2010 г.
их численность составила 1,3 млн. человек.
Данная группа безработных формируется
преимущественно из числа молодежи (20%
- за счет молодежи до 20 лет, 44% - от 20 до
24 лет, 19% - 25-29 лет). По сравнению с декабрем
2009 г., доля безработных, не имеющих опыта
работы, снизилась на 1,9 процентных пункта.
В декабре 2010 г. среди безработных доля
лиц, оставивших прежнее место работы
в связи с высвобождением или сокращением
численности работников, ликвидацией
организации или собственного дела, составила
23,2%, а доля лиц, оставивших прежнее место
работы в связи с увольнением по собственному
желанию - 25,0% (в декабре 2009 г., соответственно,
25,2% и 20,7%).
Самый низкий уровень безработицы, соответствующей
критериям МОТ, отмечается в Центральном
федеральном округе, самый высокий - в
Северо-Кавказском федеральном округе.
Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся. В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов:
Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать, - люмпен-элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными[18].
Огромное значение в снижении безработицы принадлежит инфраструктуре рынка труда: организациям, предназначенным для более эффективной работы рынка труда, снижения трансакционных издержек всех его участников — и работодателей, стремящихся заполнить вакансии, и людей, занятых поисками работы, К подобным организациям можно отнести различного рода службы занятости и трудоустройства, биржи труда, частные кадровые и рекрутинговые агентства.
В России в 1991 г. была создана Федеральная государственная служба занятости населения (ФГСЗН). Среди программ, которые она осуществляет, можно выделить следующие:
Наряду с государственной службой занятости в России развиваются негосударственные организации занятости (например, кадровые и рекрутинговые агентства). Зарубежный опыт доказывает, что инфраструктура негосударственной поддержки рынка труда может действовать весьма эффективно. При этом нецелесообразно чтобы государственные и негосударственные структуры не мешали друг другу. Если существует рынок услуг по трудоустройству и подбору персонала то конкуренция, как обычно, способна выявить и спрос на них, и цену, в разных профессиональных и территориальных сегментах этого рынка. Государство должно действовать там, где рынок или не справляется, или предъявляет слишком высокие (в частности по цене) требования к социально-ослабленным и слабоконкурентным группам граждан. Дальнейшее развитие инфраструктуры российского рынка труда будет способствовать повышению эффективности его функционирования за счет снижения транзакционных издержек всех его участников, уменьшения фрикционной и структурной безработицы. Несмотря на действия правительства в области занятости сохраняется множество проблем в ее обеспечении. К ним относятся:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица – явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.
Исследовав особенности безработицы в России, ее регулирование и проблемы занятости можно сделать выводы, что в настоящее время в Российской Федерации особенную тревогу вызывают следующие проблемы: во-первых, увеличение скрытой безработицы; во-вторых, рост обращающихся в службу занятости; в-третьих, быстрое развитие занятости в теневой экономике. Также население плохо информировано о территориальном расположении центров занятости. Возможности центров занятости по трудоустройству ограничены, так как подавляющее большинство работодателей не прибегают к услугам центров занятости при поиске рабочей силы. Так же как и безработные предпочитают заниматься поиском подходящей работы самостоятельно. Размеры пособия по безработице минимальны. Однако в регионах с высоким уровнем безработицы доля получавших пособие по безработице оказалась существенно выше. Можно сделать вывод, что уровень безработицы определяет и размер выплачиваемых пособий.
Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости.
Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан. Государственная программа уже принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и нуждается в активной государственной поддержке. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости, как важной социальной гарантии для экономически активного населения, является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. Таким образом, комплексный подход к системе занятости, мерам ее регулирования и социальной защите населения, на мой взгляд, позволит смягчить социальную напряженность в сфере трудовых отношений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННой литературы