Безработица и занятость в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 07:46, научная работа

Описание работы

Актуальность темы работы обосновывается тем, что безработица - сложное, многоплановое общественное явление, имеющее различные стороны и многосторонние связи с другими процессами жизни человеческого общества. Прежде всего, безработица связана с важнейшими экономическими процессами, в частности, с функционированием рынка труда. Безработица возникает как результат нарушения равновесия на рынки труда, когда предложение рабочей силы превышает спрос на него. Уровень, динамика и продолжительность безработицы находятся в прямой зависимости от таких экономических факторов как динамика объемов общественного продукта и национального дохода, производительности общественного труда, уровня заработной платы и т.д.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика безработицы……………………………….4
1.1. Понятие безработицы…………………………………………………….4
1.2. Виды (формы) безработицы……………………………………………...5
Глава 2. Занятость населения…………………………………………………...9
2.1. Характерные черты безработицы в России………………………………..9
2.2. Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда в России…...12
Глава 3. Пути решения проблемы безработицы……………………………....18
Заключение……………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Безработица и занятость в России.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

- наличие  наряду с открытой безработицей  значительных массивов скрытой безработицы как в форме излишков рабочей силы на предприятиях, так и в форме частичной и неполной занятости;

- наличие  наряду с официально регистрируемой  безработицей незарегистрированной, но реальной безработицы, масштабы которой в несколько раз превышают размеры официальной безработицы;

- наличие  значительной фиктивной безработицы (скрытая занятость на неформальных рынках труда);

- неразвитость  инфраструктуры рынка труда;

- наличие  больших разрывов в уровнях  безработицы по регионам, отраслям и сферам народного хозяйства, обусловленное спецификой транзитивной экономики России и особенностями рыночных форм9.

 

2.2. Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда в России

 

Численность экономически активного населения к концу 2008 г. составила 50% от общей численности населения России или около 70,9 млн. человек. По состоянию на ноябрь 2008 г., 39 млн. человек или 59,7% общей численности занятых работали в крупных и средних организациях. 

 Общая численность  безработных (согласно определению,  указанному в методологии МОТ), по состоянию на конец 2008 г. составила 6,3 млн. человек или 8,9% экономически активного населения. Одновременно в органах государственной службы занятости было зарегистрировано 1,6 млн. человек в качестве безработных.

Среднесписочная численность  работников по полному кругу организаций  за январь-август 2008 года составила 7000,8 тыс. человек, что на 4,9 % меньше, чем в январе-августе 2007 года. На долю крупных и средних организаций приходится 90,7 % работающих. На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы в этих организациях привлекалось еще 300,1 тыс. человек (в эквиваленте полной занятости).

Число замещенных рабочих  мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в организациях (без субъектов малого предпринимательства) составило 670,3 тыс. человек и было меньше, чем в январе-августе 2007 года на 3,1%.

Количество  замещенных рабочих мест в организациях (тыс. человек)10

 

 
 

 

Январь- август

2008г.

В % к январю- августу

2007г.

Август

2008г.

В % к

Примечание

август

2007г.

июлю

2008г.

январь-август 2007г.

в % к январю-августу

2006г.

август 2007г.

в % к

августу

2006г.

июлю

2007г.

Всего замещенных рабочих мест (работников)

670,3

96,9

650,7

95,4

99,0

99,0

99,0

99,2

 в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работников списочного состава (без внешних совместителей)

640,2

96,9

620,8

95,4

99,4

99,1

99,2

99,3

внешних совместителей

20,1

91,8

10,8

86,4

93,3

100,0

99,9

97,6

работников, выполнявших работы  по договорам гражданско-правового характера

10,0

104,8

10,1

113,1

91,5

88,9

83,9

96,4


 

К концу сентября 2008 года численность официально зарегистрированных в органах занятости безработных составила 500,1 тыс. человек и по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года снизилась на 0,3 %.

В течение марта-апреля 2009 года в органы за содействием в трудоустройстве обратилось 1100,1 тыс. человек, признано безработными - 7000,3 тыс. человек. Снято с учета 90,0 тыс. безработных, из них 300,0 тыс. (33,3 %) нашли работу.

Динамика численности не занятых трудовой деятельностью граждан,

состоящих на учете в органах занятости11

 
 

 

Численность

не занятых 
трудовой

деятельностью  
граждан,  
(тыс. человек)

Из них безработных

тыс. человек

в %  к

соответствующему периоду предыдущего года

предыдущему периоду

2007 год

 Январь

5813

5470

107,0

98,0

 Февраль

5774

5678

95,7

103,8

 Март

5510

5401

83,5

95,1

 Апрель

4448

4322

70,0

80,0

 Май

4241

4139

64,4

95,8

 Июнь

4170

4047

63,3

97,8

 Июль

4482

4338

65,7

107,2

 Август

4282

4186

67,6

96,5

 Сентябрь

5238

5067

94,2

121,0

 Октябрь

5751

5526

105,5

109,1

 Ноябрь

5927

5758

108,3

104,2

 Декабрь

5802

5724

102,6

99,4

2008 год

 Январь

5931

5697

104,1

99,5

 Февраль

5891

5613

98,9

98,5

 Март

5113

4987

92,3

88,8

 Апрель

4148

3968

91,8

79,6

 Май

4274

4098

99,0

103,3

 Июнь

4254

4021

99,4

98,1

 Июль

4777

4613

106,3

114,7

 Август

4991

4870

116,3

105,6

 Сентябрь

5185

5051

99,7

103,7


 

Среднесписочная численность  работников по полному кругу организаций (без учета совместителей) за январь 2009 года составила 67,9 тыс. человек и снизилась по сравнению с январем 2008 года на 7,1 %. На долю крупных и средних организаций приходится 90,5 % работающих. На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы  в   этих организациях  привлекалось  еще 2,9 тыс. человек (в эквиваленте полной  занятости). 

Структура замещенных рабочих мест в организациях 
(по крупным и средним организациям)12  

 

 

Январь

2009г.

В % к

Примечание

январю

2008г.

декабрю

2008г.

январь 2008г.

в % к

январю

2007г.

декабрю

2007г.

 

Всего замещенных рабочих мест (работников)

64,4

96,2

98,1

97,7

97,9

 в том числе:

         

работников списочного состава (без  внешних совместителей)

61,5

96,1

99,0

97,6

98,4

внешних совместителей

2,0

89,0

97,2

98,7

96,9

работников, выполнявших работы  по договорам  гражданско-правового характера

0,9

119,4

61,5

113,0

69,7


 

          

          К концу февраля 2009 г. в органах занятости состояло на учете 6632 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика численности  не занятых трудовой деятельностью  граждан, состоящих на учете в органах занятости13

 

 

Численность

не занятых 
 трудовой

деятельностью  
граждан,  
 человек

Из них безработных (тыс. чел.)

человек

в %  к

соответствующему периоду предыдущего года

предыдущему

 периоду

2008 год

 Январь

5931

5697

104,1

99,5

 Февраль

5891

5613

98,9

98,5

 Март

5113

4987

92,3

88,8

 Апрель

4148

3968

91,8

79,6

 Май

4274

4098

99,0

103,3

 Июнь

4254

4021

99,4

98,1

 Июль

4777

4613

106,3

114,7

 Август

4991

4870

116,3

105,6

Сентябрь

5185

5051

99,7

103,7

Октябрь

5456

5313

96,1

105,2

 Ноябрь

5443

5309

92,2

99,9

Декабрь

5375

5255

91,8

99,0

2009 год

Январь

6098

5726

100,5

109,0

Февраль

6632

6400

114,0

111,8


 

 

                        

 

 

 

 

  ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

 

В реализации среднесрочной  программы социально-экономического развития Российской Федерации среди основных задач в области социальной политики, которая «составляет одну из важнейших сфер деятельности любого государства и рассматривается в качестве инструмента управления социально – экономическим развитием общества»14, особое значение приобретают вопросы:

  • сокращения уровня бедности населения и связанного с этим роста платежеспособного спроса со стороны большинства категорий граждан;
  • безусловной приоритетности инвестиций в человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике;
  • создания для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.

Важно подчеркнуть, что успешное выполнение всех указанных  задач, комплексно связано с решением одной очень важной социально-экономической  задачи – созданием условий для обеспечения в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости населения. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.

В новых условиях государственная политика занятости  должна быть еще более тесно взаимосвязана  с общими направлениями социально-экономического развития общества. В практической деятельности это означает обязательный учет интересов политики занятости при принятии решений в области инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политики, реализации производительных, научно-технических и социальных программ.  

При определении  основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации  в области занятости и рынка  труда в первую очередь необходимо учитывать существенный рост численности  населения в трудоспособном возрасте с 87,9 млн. до 89,3 млн. человек, или на 1,4 млн. человек. В связи с этим нельзя исключать возможность обострения в эти годы ситуации на рынке труда, где может возрасти конкуренция между молодежью, вступающей в трудоспособный возраст, и высвобождаемыми работниками среднего и старшего возраста. Учитывая это, в перспективе по-прежнему главной задачей остается недопущение массовой безработицы, особенно в тех регионах, где она уже в настоящее время близка к критической отметке. 

Одновременно  на рынке труда, в силу обострения конкуренции, внедрения в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к качеству будет иметь место существенный рост дефицита квалифицированных работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг и др., что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного уровня работников, повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения эффективных систем управления, организации и мотивации труда.

Для регулирование занятости  государство предпринимает следующие действия:

- в период массовой  безработицы сокращает законодательно  установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели;

- рекомендует проводить  на предприятиях «разделение  рабочих мест» между работниками  (для увеличения занятости);

- досрочно увольняет  на пенсию работников государственного  сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года.

- создает новые рабочие  места и организует общественные  работы, особенно для хронически безработных и молодежи.

Реализация государственной  политики занятости населения также  должна осуществляется, на мой взгляд, по таким основным направлениям, как создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных.

Это деятельность государства  распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.

- создание условий со стороны государства для самозанятости населения.

В этом плане мировой  опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.

- обучение, переобучение и повышение квалификации кадров.

- поощрение территориальной мобильности рабочей силы.

Это значит, что государство  должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь  тем гражданам  и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.

- регулирование международных потоков рабочей силы.

Информация о работе Безработица и занятость в России