Безработица и занятость в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 07:46, научная работа

Описание работы

Актуальность темы работы обосновывается тем, что безработица - сложное, многоплановое общественное явление, имеющее различные стороны и многосторонние связи с другими процессами жизни человеческого общества. Прежде всего, безработица связана с важнейшими экономическими процессами, в частности, с функционированием рынка труда. Безработица возникает как результат нарушения равновесия на рынки труда, когда предложение рабочей силы превышает спрос на него. Уровень, динамика и продолжительность безработицы находятся в прямой зависимости от таких экономических факторов как динамика объемов общественного продукта и национального дохода, производительности общественного труда, уровня заработной платы и т.д.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика безработицы……………………………….4
1.1. Понятие безработицы…………………………………………………….4
1.2. Виды (формы) безработицы……………………………………………...5
Глава 2. Занятость населения…………………………………………………...9
2.1. Характерные черты безработицы в России………………………………..9
2.2. Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда в России…...12
Глава 3. Пути решения проблемы безработицы……………………………....18
Заключение……………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Безработица и занятость в России.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами.

Также, я думаю, к основным направления государственной  политики на рынке труда необходимо отнести:

- осуществление мер по предупреждению высвобождений работников, смягчению последствий массовых высвобождений на основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством;

- создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях с целью сокращения времени поиска гражданами работы;

- содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии, специальности и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования для получения соответствующего образования до начала трудовой деятельности.

Расширение занятости  в будущем зависит и от иностранных  инвестиций. В целом инвестиции в  реконструкцию и технологическое  переоборудование предприятий будут  иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

Следует отметить, что структурные сдвиги в российской экономике, которые  сопровождаются высвобождением большого числа работников с предприятий, испытывающих экономические трудности, повышают значимость территориальных аспектов политики занятости. Поэтому в этих условиях приоритетом государственной политики занятости становится содействие занятости и обучению безработных в тех регионах и населенных пунктах, где происходит реструктурирование или ликвидация крупных предприятий, влекущие массовое высвобождение работников.

Одним из ключевых элементов нового подхода к политике занятости является повседневное внедрение современных методов профилирования безработных, которые получили широкое распространение в практике служб занятости промышленно развитых стран. Профилирование позволяет с помощью специальных обследований выявить категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовать наиболее эффективные подходы к решению проблем таких безработных. Услуги службы занятости в части трудоустройства оказываются более результативными, если они становятся обязательным дополнением системы пособий по безработице.

Одним из инструментов реализации политики государства в  области занятости населения является прежде всего стратегическое планирование, предусматривающее использование правового, экономического и финансового механизмов. «Основными  формами стратегического планирования занятости населения в Российской Федерации являются: разработка прогнозов состояния рынка труда, федеральных целевых программ содействия занятости населения, комплексных программ создания и сохранения рабочих мест, составление генеральных схем их развития»15.

Государственным органам  необходимо больше направлять бюджетных  средств на мероприятия по содействию трудоустройству населения, куда входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и др., а также мероприятия по профессиональному обучению безработных граждан и профессиональной ориентации граждан.

Подводя итог данного  пункта, хочу отметить, что забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости населения и росте на этой основе его доходов является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики. Главное при этом: уже на предварительных стадиях разработки различных программ и прогнозов обеспечить жесткую координацию решения экономических и социальных вопросов, встраивание проблем занятости населения в общую систему макроэкономических расчетов и обоснований как на федеральном, так и на региональном уровне.

На мой взгляд, регулирование и стратегическое планирование занятости имеет очень  важное значение для экономики страны. Для успешной подготовки и принятия управленченских решений в области занятости необходим глубокий количественный и качественный анализ населения как производственной силы общества, субъекта производства.

Правительственная программа содействия занятости  должна опираться на государственную  политику занятости. Согласно российскому  закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда. Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.

В современных  условиях исходным постулатом стратегии  занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства и ресурсообеспеченностью16. Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально-допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его основных звеньев – рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места. Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания рабочих мест, сохранение кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы17.

Можно выделить следующие государственные задачи в этой сфере:

- обеспечение  правовых, экономических и организационных  условий для создания и сохранения  рабочих мест, развития кадрового  потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

- регулирование  складывающегося национального  рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

- формирование  эффективной структуры занятости  населения;

- повышение  качества создаваемых рабочих  мест;

- развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;

- создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

- предотвращение  роста неполной занятости и  массовой безработицы.

 Реализуемая политика  занятости становится активной  тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовку18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Занятость населения  и безработица являются одними из центральных проблем в мире. Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики любого государства. Особенно безработица обостряется в тех странах, где происходит переход к иной системе экономики. В настоящее время такой переход к рыночным отношениям осуществляется в России, и в связи с этим возникают большие трудности, социально-экономические проблемы, которые, в свою очередь, обуславливают возникновение безработицы. Страдает экономическая система, которая при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон наносит безработица и человеку, не давая им приложить свое умение в том или ином роде деятельности, влечет за собой потерю дохода, а следовательно снижение жизненного уровня. Люди переносят серьезный психологический стресс, появляется неуверенность в себе, в будущем. Поэтому политики во время своей предвыборной кампании уделяют так много места обещаниям создания рабочих мест.

По мнению многих экономистов, безработица даже необходима, потому что это объективное  явление, присущее рынку труда, является его особенностью, поэтому ее нельзя однозначно оценивать как социальное зло. Она повышает производительность труда, стимулирует заинтересованность в качественном труде, повышении образовательного уровня и квалификации работников.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что проблема безработицы является одним из ключевых вопросов в рыночной экономике, и, не решив ее, невозможно наладить эффективную экономическую деятельность.

 Безработица  – явление, присущее всем странам  мира, Россия не является исключением.  В настоящее время уровень  безработицы в нашей стране 7%, но официальные данные, к сожалению, не отражают истинного положения в сфере занятости в России. В то же время масштабы безработицы в стране не следует преувеличивать. Необходимо иметь в виду существование значительной «теневой» занятости, не учитываемой официальной статистикой (люди, занятые мелкорозничной торговлей; сотрудники незарегистрированных охранных структур; лица, вовлеченные в нелегальный бизнес (проституция, наркотики и т.д.); криминальные структуры). Также существует немало видов деятельности (репетиторство, ремонт жилья и автомобилей, строительство дач и др.), которая нередко осуществляется без регистрации. Остро ощущается отсутствие информации по вопросам использования рабочей силы в негосударственных (коммерческих) предприятиях и организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда.

 Если до  недавнего времени правительство  России не обращало должного  внимания на проблему безработицы  и занятости населения, то в  настоящее время этот вопрос стал одним из самых обсуждаемых. Государством разрабатываются различные программы социальных реформ, в которых делается упор на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости:

- программы  по стимулированию роста занятости  и увеличению числа рабочих мест;

- программы,  направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;

- программы  содействия найму рабочей силы;

- программы  по социальному страхованию безработицы.

Забота государства  о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, эффективной социальной политики.

Исходя из вышеизложенного, вполне очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в российской современной рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики.

Итак, безработица - одна из наиболее болезненных проблем  даже для самых развитых стран. Тому есть много причин. Прежде всего  рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, могут купить лишь самый минимум средств существования. Во-вторых, безработица обостряет социальные проблемы общества и ведет к росту преступности. Потеря работы обостряет политическую ситуацию в стране из-за озлобления людей.

Хотелось бы отметить, что одна из форм борьбы с  безработицей — это переобучение безработных. Наиболее распространенная форма помощи безработным -— пособие по безработице.

Обзор наиболее значимых элементов теории безработицы, развиваемой в трудах ученых стран  Запада, дает основания сделать ряд  общих выводов.

Прежде всего, отметим, что теория безработицы разрабатывалась в тесной связи  с теорией   рынка труда и занятости. Она установила ряд общих закономерностей, которые позволяют объяснить причины возникновения безработицы, ее формы и последствия и т.д., независимо от специфических условий   функционирования   рынка труда в той или иной стране. Эти закономерности    необходимо учитывать при разработке политики занятости.

Безработица - это  добровольная или вынужденная незанятость, возникающая вследствие постоянного нарушения равновесия на рынке труда, когда предложение труда превышает спрос на труд. Состояние (ситуация) безработицы характеризуется четырьмя основными признаками: потребность (в работе), деятельность (поиск работы), отношение (желание работать) и статус (нахождение вне работы).

Основные типы безработицы – фрикционная, структурная, циклическая. Совокупность фрикционной    и структурной безработицы определяет ее естественный уровень, адекватный условиям полной занятости. Фактический уровень безработицы зависит от целого ряда факторов, в том числе динамики макроэкономических показателей, изменения уровня заработной платы, темпов инфляции и других. Превышение естественного уровня безработицы вызывает   негативные экономические, социальные и психологические последствия. В связи с этим представители большинства научных направлений   и  школ  предлагают применять различные меры регулирования рынка труда и смягчения социальных последствий безработицы, в том числе меры государственного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Безработица и занятость в России