Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:56, курсовая работа
Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.
Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы – рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи.
Несмотря, что в России в последнее время наблюдается стабильный экономический рост, этого не достаточно, чтобы достичь уровня развитых государств Запада.
По признанию западных экономистов, безработица сегодня – центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией.
Циклическая безработица порождает помимо недостижения потенциального уровня ВВП и ряд других негативных последствий. В результате высокой безработицы падают доходы населения, то есть падает платежеспособный спрос. Падение платежеспособного спроса — это дальнейшее углубление спада, если государство не предпримет необходимые меры.
Падение доходов населения вследствие безработицы вызывает сокращение реальных сбережений. Поскольку сбережения — это источник инвестиций, такой процесс вызывает и сокращение инвестиционных возможностей.
Государство же по причине сокращения инвестиций, а, следовательно, снижения объемов производства, получает меньше налоговых поступлений в бюджет.[21]
2.2. Социальные последствия безработицы
Помимо чисто экономических последствий нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан. Вынужденная бездеятельность значительной массы трудоспособного населения и каждого человека в отдельности ведет к появлению жизненной депрессии, потери квалификации и практических навыков; снижаются моральные устои, растет преступность, теряется самоуважение, распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая характеризуется также повышением числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итоге подрывается и физическое здоровье общества.
В связи с потерей работы многие семьи оказались за чертой бедности.
Бедность – это такое экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств к существованию. Количество бедного населения в нашей стране резко увеличилось после 1991 года и в течение 19 лет неумолимо продолжает расти.
Число бедных изменяется с изменением экономической фактуры в стране. В России, по некоторым данным, число бедных семей превышает 25% их общей численности, и в это число не входят семьи алкоголиков и наркоманов, дети которых практически живут на улицах городов.
Беспризорность – это еще одно негативное влияние безработицы. Чтобы хоть как-то мог прокормить свою семью несознательные родители пускают своих детей на преступление, как уголовного, так и морального направления. И в связи с этим увеличивается число самоубийств среди молодежи. А молодые мама боятся рожать более одного ребенка. В связи с этим прослеживается в России отрицательная ситуация - смертность превышает над рождаемостью.
Естественная убыль населения сопровождается падением производства.
В России существенно уменьшилась средняя продолжительность жизни населения.
Неустойчивая ситуация на рынке труда, экономические реформы, безработица, социальная незащищенность особенно молодежи влечет рост преступлений, наркомании и алкоголизма относительно молодого населения нашей страны. По данным Госкомстата число преступлений, совершенных несовершеннолетними, неумолимо растет. В 2009г. было возбуждено 132,6 тыс. уголовных дел, о преступлениях несовершеннолетних.[22] Это включает в себя как мелкие хулиганства, так и кража имущества. Но нередко, за всеми этими преступлениями стоят более взрослые люди.
Многие семьи, оказавшиеся на грани бедности, в связи с потерей работы, а, следовательно, единственного источника дохода, искали средства к существованию в теневом бизнесе. Одним из таких является распространение наркотических средств, а также их распространение, среди молодежи, что негативно складывается на умственном и физическом развитии детей.
Таким образом, социальные последствия безработицы поражают как своими масштабами, так и своей жестокостью, как на молодежь, так и на людей предпенсионного возраста. Борьба с наркоманией, беспризорностью, алкоголизмом должна быть выдвинута на первый план, если мы хотим вырастить здоровую нацию.[23]
2.3. Взаимосвязь безработицы и инфляции
Безработица и инфляция находятся в определенной количественной зависимости. Профессор Лондонской экономической школы А. Филипс в конце 1950-х годов установил такую зависимость, которая известна как кривая Филипса.
Кривая Филипса – графическое изображение зависимости между инфляцией и безработицей. П. Самуэльсон назвал кривую Филипса «компромиссом между инфляцией и безработицей», причем условия компромисса определяются наклоном кривой Филипса. Из рис.2 видно, что кривая Филипса допускает «проблему выбора» между безработицей и инфляцией спроса.
Современная интерпретация кривой Филипса исходит из того, что уровень инфляции обусловлен тремя факторами:
1. ожидаемой инфляцией;
2. отклонением безработицы от естественного уровня;
3. шоками изменения предложения, вызванными повышением уровня цен на сырье:
П = Пе - (U – U*) + Е,
Где П – фактический уровень инфляции;
Пе – ожидаемый уровень инфляции;
U – фактический уровень безработицы;
U* - естественный уровень безработицы;
U – U* - циклическая безработица;
Е – резкие изменения (шоки) предложения;
- эмпирический коэффициент, больше 0, отражает реакцию инфляции на циклическую безработицу.
П
РСSR
Рис. 2. Кривая Филипса в краткосрочный период.
В 1920-е годы в экономике складывалась такая ситуация, когда высокий темп инфляции сопровождался высоким уровнем безработицы, т. е. безработица и инфляция находились не в обратной, а в прямой зависимости. Это обстоятельство вызвало критику кривой Филипса как регулятора экономики. В 1980-е годы наблюдалось одновременное снижение инфляции и безработицы. Объяснение этому феномену давала кривая естественного уровня безработицы. Основы теории естественного уровня безработицы были разработаны американскими экономистами Э. Фелпсом и М. Фридменом. Согласно этой теории, в данном периоде кривая Филипса вертикальна.
П РСLR
РСSR
Согласно теории естественного уровня безработицы, если U* = U , то рынок труда приходит к равновесному состоянию, а Пе = П. Существуют различные подходы при обосновании кривых Филипса с точки зрения теории ожиданий: кейсианская концепция построена на основе статических, неоклассическая – рациональных, а монетаристская – адаптивных ожиданий.
Глава 3. Проблема безработицы в России и пути ее решения.
3.1 Общая численность безработных в современной России.
С начала финансово-экономического кризиса в 2008 году уровень безработицы в России неумолимо растет. Высокие темпы роста привели к тому, что безработица в России превысила аналогичный показатель в США, родине нынешнего экономического кризиса. Общая численность безработных в России в январе 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 23,1 процента и составила 6,1 млн человек, или 8,1 процента от экономически активного населения. Как передает 19 февраля РБК, такие данные содержатся в оперативном докладе Федеральной службы государственной статистики (Росстат) России. Февральская цифра показывает нам, что безработица выросла на 300 тыс. человек по сравнению с январем 2009 года и составила на конец месяца 6,4 млн. человек. В марте-апреле 2009 г. увеличилась на 2,7% по сравнению с предыдущим месяцем - до 7,7 млн. человек, что составляло 10,2% всего экономически активного населения страны. Число официально зарегистрированных безработных в апреле 2009 г. возросло на 4,2% по сравнению с предыдущим месяцем и составляло 2,269 млн. человек. В том числе 1,9 млн. человек получали пособие по безработице.
По сравнению с концом апреля 2008 г. общая численность безработных в России увеличилась на 71,1%, а официально зарегистрированных - на 53,5%.
Численность экономически активного населения в России в апреле 2009 г. оценивалась Росстатом в 75,2 млн. человек - более 53% от общей численности населения страны. Численность безработных в России в мае снизилась впервые с июня 2008 года. Об этом сообщается в отчете о социально-экономическом положении России, который был опубликован Росстатом. По сравнению с апрелем количество безработных сократилось на 2,6 процента и составило 7,5 миллиона человек. Летом безработица перестала расти, а даже начала стремительно падать. В июне число безработных составило 6,3 млн. человек, а в июле на 100 тыс. человек меньше. В августе и сентября цифра снизилась до 5,8 млн. человек. Общая безработица в России за ноябрь увеличилась на 5%, а по сравнению с ноябрем прошлого года – выросла почти на 16%, сообщает Росстат. По его данным, таким образом, в ноябре свыше 6 миллионов человек, или более 8% экономически активного населения, классифицировались как безработные. Декабрьская цифра увеличилась на 300 тыс. человек. Новый 2010 год начался не самым приятным образом. Общая численность безработных в России в январе 2010 года выросла по отношению к декабрю на 668 тысяч человек и составила 6,541 миллиона человек. Об этом сообщает Федеральная служба государственной статистики. Общее число безработных в России за февраль сократилось на 100 тыс. человек (8,8%), до 6,4 миллиона человек, сообщает в пятницу Федеральная служба госстатистики (Росстат). Но в марте она вновь возросла на 8,2% до 6,562 млн.
3.2 Особенности государственной политики занятости и пути решения проблем безработицы
Политика занятости — органическая часть экономической политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это:
— содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления;
— разработка концепции обеспечения занятости и выживания населения малых городов в условиях привязки их к одному-двум предприятиям;
— стимулирование инвестиций в человека через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалификации и переподготовку;
— ориентация на сокращение безработицы, оживление производства; преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;
— становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики;
— целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест, в частности увеличение практики общественных работ.
Январь-август 2005 года менее удачный, нежели 2004 год того же периода. Численность граждан обратившихся в поисках работы увеличилась, а вот численность нашедших работы при содействии органов службы занятости снизилась. Так же снизилась численность граждан, проходивших обучение по направлению службы занятости (см. табл.2, приложение 3)
Пути решения проблем безработицы
Есть два пути: прямой и косвенный.
Прямой путь — это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.
Косвенный — это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает:
1. Обеспечение правовой защищенности наемных работников.
2. Использование альтернативных форм занятости.
Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра — я; ты — там, а я — здесь.
3. Развитие системы страхования от безработицы:
-повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит
стимулировать структурную перестройку предприятий;