Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:56, курсовая работа
Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.
Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы – рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи.
-использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник;
-финансирование государством специальных программ помощи конкретным социальным группам на рынке труда — попавшим
под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.;
-адаптация безработных к изменившимся требованиям рынка
через систему профессиональной подготовки при максимальном
учете имеющейся базовой квалификации;
- упрощение процедуры регистрации безработных в службах занятости.
4. Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.
5. Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев — выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости.
Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций. К сожалению, партнеры наемных работников — государство и предприниматели — нередко нарушают взятые на себя обязательства, что приводит к возникновению трудовых конфликтов в различных формах.
В сложившейся в стране ситуации отсутствует главное — равноправие сторон. Необходимо преодолеть отчуждение работника от его рабочей силы, привести цену рабочей силы в соответствие со стандартами цивилизованного мира. Новая рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными группами, территориями, формирование оплаты труда по законам спроса, предложения и цены рабочей силы, создание системы государственных гарантий, социальной защищенности граждан от безработицы.
Социальное партнерство реализуется через систему переговоров и заключаемых соглашений и договоров. Особое значение приобретает заключение коллективных договоров на предприятиях и в организациях там, где непосредственно происходит соединение владельцев рабочей силы и средств производства. В этих договорах должна быть предусмотрена взаимная заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективной экономической деятельности, развитии производства и конкурентоспособности товаров и услуг, росте трудовой и социальной активности, смягчении остроты социальных противоречий и нахождении конструктивных форм разрешения трудовых конфликтов.
Для того чтобы социальное партнерство достигло своих целей, к заключению коллективных договоров надо подходить дифференцированно. При обсуждении коллективных договоров, их содержании и структуры нужно учитывать специфику предприятия, статус и характер его деятельности. Имеются в виду особенности предприятий в зависимости от форм собственности, размера и объема производства, их финансового состояния (рентабельное или убыточное), отраслевой принадлежности, местонахождения, состава работников, наличия социальной инфраструктуры.
Учитывая особенности российского рынка труда в переходный период, можно сделать вывод, что официально провозглашенный курс более полного и эффективного использования ресурсов (включая трудовые), в том числе за счет введения в действие различных форм хозяйственной деятельности, на нынешнем этапе реформ пока сопровождает разрушением трудового потенциала.[24]
3.3 Что было проведено и планируется в борьбе с безработицей.
27 Апреля, 2009 17:30
В.В.Путин провел заседание Правительства Российской Федерации.
Вступительное слово В.В.Путина:
«Вы знаете, что вчера мной подписано распоряжение о создании специальной Правительственной комиссии по предупреждению на территории России эпидемии, вызванной высокопатогенным вирусом гриппа. Вспышка такой инфекции зафиксирована в Мексике и ряде штатов Соединенных Штатов Америки. Российские санитарные службы уже предприняли ряд мер: ввели запрет на ввоз свинины и некоторых других мясных продуктов из стран Центральной Америки и из ряда штатов США. Установлен карантин в аэропортах, проводятся другие первоочередные мероприятия. Я прошу внимательно отслеживать ситуацию и докладывать о необходимости принятия дополнительных мер, если такая необходимость возникнет. Теперь перейдем к основным вопросам повестки дня. Начнём с рассмотрения ситуации, сложившейся на рынке труда. Проанализируем, насколько эффективно работают предложенные нами меры по поддержке занятости как в целом по стране, так и в отдельных регионах Российской Федерации. Думаю, рано делать окончательные выводы, но анализ динамики роста безработицы показывает, что ситуация очень медленно, но выравнивается. Еженедельный прирост в январе-феврале составлял 9 процентов. В марте-апреле прирост значительно снизился и стабилизировался на уровне 1,6 процентов в неделю. Но пока это все-таки рост. Правда, в некоторых регионах он даже стал отрицательным. - в Белгородской области, Калужской, Воронежской, в Забайкальском крае.
Отмечается и устойчивая тенденция к снижению темпов роста численности работников, предполагаемых к увольнению, - еженедельный рост здесь уменьшился с 14,8 процентов до 5,5 процентов. Повторю: наша главная задача - не допустить массового роста безработицы в промышленно развитых регионах и монопрофильных городах. Мы должны сохранить квалифицированные рабочие кадры, дать возможность людям получить новую профессию или найти временный источник дохода. Правительство уже приняло ряд дополнительных мер, направленных на поддержку рынка труда, на социальную адаптацию граждан, попавших под сокращение, вынужденных трудиться неполную рабочую неделю. Общий размер субсидий, направляемых из федерального бюджета на борьбу с безработицей, в этом году составит 76,9 млрд рублей, причём почти 43 млрд рублей регионам уже перечислено. Особо остановлюсь на реализации региональных программ занятости. Сейчас все 82 региональные программы согласованы и одобрены. На 93 процента эти программы будут профинансированы из федерального бюджета. Всего на эти цели дополнительно зарезервировано 43,7 млрд рублей. Эти средства поступят в регионы в виде субсидий. Уже перечислено 9,2 млрд рублей в 75 регионов страны. В результате будет создано более 1 миллиона временных рабочих мест. Около 220 тысяч работников смогут пройти переподготовку, 50 тысяч человек - стажировку. Адресную финансовую помощь получат около 16 тысяч граждан, переезжающих для работы в другие регионы страны. Материальная поддержка будет оказана 52 тысячам предпринимателей, которые, помимо обеспечения собственной занятости, должны будут создать в соответствии с договорами еще 150 тысяч новых рабочих мест. Имеется в виду сфера малого бизнеса. Кроме того, следует уже сейчас, несмотря на кризис, определить те перспективные и востребованные специальности, которые потребуются в новой посткризисной экономике, и проводить опережающую профессиональную подготовку и переподготовку работников, ориентируясь на эти, востребованные в будущем, специальности. Нужно заниматься и такой серьёзной проблемой, как повышение трудовой мобильности граждан. В том числе, здесь надо использовать потенциал тех проектов, которые мы запустили, например, в топливно-энергетической сфере, в АПК, телекоммуникациях, в инфраструктуре. По оценкам, такие проекты могут дать более 130 тысяч готовых рабочих мест. Я уже говорил, что в нашей работе мы должны сочетать как меры антикризисного реагирования, так и решение стратегических задач. Задач, обозначенных в Основных направлениях деятельности Правительства и Концепции долгосрочного развития страны. Реализацию этих программных документов мы будем строить по проектному принципу, который доказал свою эффективность. На базе Основных направлений будет запущено около 60 проектов. В мае должна быть завершена подготовка проектных карт.»
28 Апреля 2010г.
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Д.Жуков провел видеоконференцию по вопросу мониторинга ситуации на рынке труда субъектов Российской Федерации в 2010 году.
В своем выступлении А.Д.Жуков, в частности, сказал:
«Сегодня мы проводим очередное совещание в режиме видеоконференции по вопросам мониторинга ситуации на рынке труда субъектов Российской Федерации. Цель совещания - оценить ситуацию с занятостью и безработицей, обсудить ход реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда в 2010 году. Ситуацию, складывающуюся на рынке труда в этом году, нужно оценивать со сдержанным оптимизмом, несмотря на закрепление положительных тенденций по основным индикаторам рынка труда. По сравнению с началом года численность занятого населения увеличилась с 67,7 млн. человек в январе до 68,2 млн. человек в марте или на 500 тыс. человек. Общая численность безработных с начала года снизилась на 400 тыс. человек (с 6,8 млн. человек или 9,2 % от экономически активного населения в январе до 6,4 млн. человек или 8,6 % в феврале). Таким же этот показатель был и в марте.
Самый низкий уровень общей безработицы в I квартале отмечается в Центральном федеральном округе (5,6%), самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе (19,5%). С 24 февраля отмечается снижение численности зарегистрированных безработных - с 2 млн. 286 тыс. человек до 2 млн. 196 тыс. человек на 21 апреля текущего года или на 90 тыс. человек. При этом снижение численности зарегистрированных безработных происходило в большинстве субъектов Российской Федерации. Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию) снизился с начала года с 3,2 до 2,5. Одной из главных причин снижения коэффициента напряженности на рынке труда является увеличение количества вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения, в том числе за счет создания новых рабочих мест в сфере малого бизнеса. Количество вакансий возросло с 724 тыс. в декабре 2009 года до 987 тыс. в марте 2010 г. Следует отметить, что начиная с октября 2009 года доля трудоустроенных в общем числе уволенных работников постоянно увеличивалась. Суммарная численность работников с неполной занятостью (численность работников, находящихся в простое по вине работодателя, работающих неполное рабочее время по инициативе администрации, а также работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации) с конца февраля существенно уменьшилась (более чем на 500 тыс. человек) и составляет в настоящее время чуть более 1млн. человек. При этом следует заметить, что происходит уменьшение численности работников с неполной занятостью по всем ее видам. Хотел бы также отметить, что продолжает снижаться просроченная задолженность по выплате заработной платы. Сейчас она составляет 3 млрд. 435 млн. рублей, в том числе просроченная задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней - 96 млн. рублей. В целях поддержания занятости населения и социальной поддержки безработных граждан Правительство совместно с субъектами Российской Федерации продолжает в 2010 году реализацию дополнительных программных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации. Всего на реализацию дополнительных мер по поддержке рынка труда на 2010 год предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 40,5 млрд. рублей.
Средства субсидий из федерального бюджета на финансирование региональных программ по первому этапу (40% от общего размера субсидий) перечислены во все субъекты Российской Федерации на общую сумму 13,3 млрд. рублей, а по второму этапу перечислены в 22 субъекта Российской Федерации, освоивших 50% средств по первому этапу, на общую сумму 5 млрд. рублей. Всего перечислено по соглашениям средств из федерального бюджета на реализацию региональных программ в размере 18,3 млрд. рублей или более 55% от общего объема средств федерального бюджета, запланированных в программах. В целях реализации региональных программ в субъектах Российской Федерации заключены договоры на общую сумму 16,1 млрд. рублей для участия 796 тыс. человек в дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации. Фактически приступили к участию в мероприятиях 658 тыс. человек (более 50% от численности участников, запланированной в региональных программах). Хотел бы напомнить, что 5 апреля принят Федеральный закон, предусматривающий освобождение от налогообложения сумм, полученных гражданами для открытия собственного дела и стимулирования создания ими дополнительных рабочих мест, что создает дополнительную мотивацию для организации самозанятости и предпринимательской деятельности безработных граждан. В Правительстве завершается подготовка законопроекта, в соответствии с которым будет разрабатываться прогноз баланса трудовых ресурсов, что позволит оценивать уровень сбалансированности спроса и предложения на рынке труда на долгосрочную перспективу, эффективность регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов. В заключение я хотел бы сказать несколько слов об исполнительской дисциплине в части выполнения поручений, данных на предыдущем совещании в Правительстве по мониторингу ситуации на рынке труда. 12 апреля руководителям органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации поручалось в кратчайший срок обеспечить принятие необходимых нормативных актов по реализации дополнительных мероприятий за счет возвращаемых остатков средств федерального бюджета за 2009 год, и до 20 апреля 2010 г. проинформировать Правительство Российской Федерации.
Информация на сегодняшний день не поступила от Карачаево-Черкесской Республики, Краснодарского края, Волгоградской, Ивановской, Кемеровской, Курганской, Магаданской, Московской, Новосибирской, Самарской, Свердловской областей. Кроме того, Тульская и Ярославская области должны были обеспечить доработку региональных программ, реализуемых за счет возвращенных остатков средств федерального бюджета 2009 года, и представить региональные программы в Минздравсоцразвития России, чего пока сделано не было. Прошу руководителей названных субъектов Российской Федерации взять под личный контроль эти поручения и завершить работу до конца апреля.»
Заключение
В данной работе был проведен подробный теоретический анализ социально-экономической сущности безработицы, рассмотрены отличительные особенности безработицы на российском рынке труда, сформулированы возможные способы снижения безработицы.
Особое внимание уделялось исследованию конкретных методов снижения безработицы в стране, таких, как стимулирование малого бизнеса и самозанятости, обеспечение профессионального обучения и переподготовки работников, поддержка социально уязвимых групп населения на рынке труда.
Проведенная работа дает возможность сделать ряд выводов.
Разработка основных направлений, путей и методов сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление тех ее форм и видов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущерб личности, обществу, препятствуют стабилизации экономики страны.
Подобный анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения безработицы на сегодняшний день являются активизация государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением экономического климата в стране.
Новая активная политика на рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.
Крайне важно корректировать общую направленность государственной политики занятости Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив региональных рынков труда.
В этом процессе необходимо учитывать уже существующий в России, хотя и не очень успешный, опыт профилактики и защиты от безработицы.
Список используемой литературы
3. Бреев Б.Т. «Экономические последствия безработицы: оценка потерь»,2005