Безработица в России и ее структура: национальный и региональный аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов безработицы, определение сущности безработицы на примере современной России, в частности на примере современной Республики Саха (Якутия).
Задачи данной работы: 1) провести анализ теоретических аспектов безработицы, рассмотреть состояние равновесия на рынке руда и возникновение безработицы;
2) раскрыть сущность и особенности безработицы на примере России: выявить ее причины, виды и их проявления, особенности безработицы в России, изучить возникающие социально-экономические последствия безработицы.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения безработицы…………..4
1.2. Понятие и статистическая характеристика безработицы……....4
1.3. Виды безработицы на примере современной России ……………….16
Глава 2. Безработица в России ………………………................................19
2.1. Причины безработицы в России………………………………………19
2.2. Пути решения проблемы безработицы в России……………………..24
Глава 3. Национальный и региональный аспект безработицы………….30
3.1. Статистические данные безработицы по Российской Федерации…..30
3.2. Анализ безработицы по Республике Саха (Якутия)………………….33
Заключение…………………………………………………………………...37
Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

курсовая по эконом.теории.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

- разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

- правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения:

- разработку и реализацию федеральных и территориальных программ содействия занятости населения;

- создание госслужбы занятости населения.

  Все перечисленные выше положения закреплены ст.14 Федерального закона о занятости населения в России.

   Особую роль в решении проблем, связанных с безработицей, играют именно государственные биржи труда (центры занятости), являющиеся центральным звеном государственной службы занятости.

Существуют три уровня программ обеспечения занятости населения :

- федеральный или общегосударственный,

- субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д.);

- местный или локальный (на территории органа местного самоуправления).

     Долгосрочная политика государства на федеральном уровне включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов, и др.

    Региональный аспект государственной политика занятости реализуется через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах.

    Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.

    На данный момент в регионах службы занятости с осени 2009 года начали кредитование безработных для открытия собственного дела; организованы курсы по переобучению потерявших работу граждан; до 4300 рублей был увеличен максимальный размер пособия по безработице, организуются общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Хотя, как отмечают исследователи данной проблемы, эффективность этих мер спорна.

    Так, общественные работы вместо серьезных проектов по строительству дорог и других объектов инфраструктуры свелись к уборке улиц и покраске заборов. Вместо долгосрочных работ, которые могут помочь людям получить новую специальность, а государству - решить проблему с дорогами и инфраструктурой, власти на местах просто пытаются занять безработных хоть чем-нибудь.

    Самые популярные виды социального труда - уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план. Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников и уборщиков. На нее соглашаются либо от безысходности, либо постоянные клиенты служб занятости, стоявшие на учете еще до начала кризиса. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей.

     Одной из наиболее востребованных среди безработных стала программа самозанятости населения. В 2010 году безработный, открывающий свое дело, сначала получит все те же 58800 рублей. Но если в дальнейшем он создаст дополнительные рабочие места и примет на работу официально зарегистрированных безработных, ему выплатят еще 58800 рублей.

     Одной из мер снижения напряженности на рынке труда должна стать организация стажировок для выпускников вузов. Кроме того, в 2010 году правительство решило бороться и с безработицей инвалидов. Работодателям будет выделяться единовременно по 30 тысяч рублей, которые пойдут на оборудование мест организации труда этой категории граждан. Если бы эта мера была работоспособна, она могла бы снизить хроническую безработицу.

       В 2009 году около 200 тысяч человек получили новую профессию. Планируется развивать это направление и в 2011-м.

      Хотя темпы регистрируемой безработицы снижаются, прогноз по безработице на конец года остается прежним, и правительство продолжит финансировать региональные программы по снижению напряженности на рынке труда в 2011 году. На эти цели бюджет 2011 года выделяет более 35 млрд руб. однако теперь акцент с финансирования организации временных рабочих мест смещается на программы самозанятости и профессионального переобучения.

Службы занятости также большое внимание уделяют ориентации лиц, потерявших работу на самозанятость, на предпринимательскую деятельность разнообразных видов.

 

 

     

 

 


3.  Анализ уровня  безработицы по Российской Федерации

 

     Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на октябрь 2011 года.

       Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые+безработные) в октябре  2011 года составила 75,6 млн. человек, или около 53% от общей численности населения страны.

        В численности экономически активного населения 70,8 млн. человек классифицировались как  занятые экономической деятельностью и 4,8 млн. человек – как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и готовы были приступить к ней в обследуемый период времени).

       Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в марте 2001г. составил 6,4% (без исключения сезонного фактора).

      Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в октябре 2011г. составил 63,9%. Сравнительный анализ приведен в таблице 1.

       По сравнению сентябрем 2011г. численность занятого населения уменьшилась на 1137 тыс.человек, или на 1,6%, численность безработных за этот период увеличилась на 190 тыс.человек, или на 4,1%. По сравнению с октябрем 2010г. численность занятого населения выросла на 63 тыс.человек, или на 0,1%, численность безработных сократилась на 232 тыс.человек, или на 4,5% (в сопоставимой методологии).

       Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,0 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в госучреждениях службы занятости населения. В конце октября 2011г. в госучреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1216 тыс.человек.

      Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в октябре, 67,9% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в октябре 2011г. составила 27,5%, среди безработных женщин - 37,2%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

        Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в октябре 2011г. составила 47,3%, доля городских жителей - 64,1%.  Данные показаны в таблице 2.

        Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В октябре 2011г. это превышение составляло 1,6 раза.

         Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в октябре 2011г. составил 35,4 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,6% (в сентябре 2011г. - 26,1%), в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,8%, 20-24 лет - 20,8%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (33,6%) и 20-24 лет (12,8%). По сравнению с сентябрем 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 8,5 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 0,7 процентного пункта.

        В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в октябре 2011г. составил 14,8%, в том числе среди городского населения - 13,6%, среди сельского населения - 17,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,2 раза, сельского населения - 2,3 раза.

        Продолжительность поиска работы. Среди безработных 34,5% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 30,0% безработных (застойная безработица).     Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 34,9%, среди городских - 27,2%.

        Наличие опыта работы. В численности безработных 25,5% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В октябре 2011г. их численность по сравнению с сентябрем практически не изменилась и составила 1,2 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 18,0% составляет молодежь до 20 лет, 46,5% - от 20 до 24 лет, 19,2% - от 25 до 29 лет.

       В октябре 2011г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 19,1%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 23,8%.

         Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.   Уровень безработицы показан на рис.2.

Данные по субъектам Российской Федерации приведены в таблице 3.

       В целях повышения представительности данных об экономической активности населения показатели занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем за три последних месяца.

 

 

    

 

           3.1 Уровень безработицы по Республике Саха (Якутия)

 

Численность населения Республики Саха (Якутия) на 1 октября 2010 года составила 949,2 тыс. человек.

Численность экономически активного населения республики по оценке органов государственной статистики на 1 января 2011 года составила 490,8 тыс. человек. Численность занятых в экономике составила 447,4 тыс. человек, что на 2,1% меньше показателя за соответствующий период 2010 года.

Уровень безработицы в среднем за обследуемый период составил 8,8% (за аналогичный период прошлого года – 8,7%).

По данным Комитета занятости населения при Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия), на 1 января 2011 года в государственных учреждениях службы занятости населения численность незанятых граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, составила 12202 человек, из них безработных - 11703 человека, что на 10,8% меньше, чем на начало января предыдущего года. На 1 января 2011 года уровень зарегистрированной безработицы составил 2,4%, против 2,6% на соответствующую дату прошлого года.

На начало января 2011 года нагрузка незанятого населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости, на одну заявленную вакансию составила 2,6 человек против 4,0 человек на соответствующую дату 2010 года.

По сведениям организаций республики (без субъектов малого предпринимательства) по наблюдаемым видам экономической деятельности в декабре 2010 года численность работников списочного состава, работавших неполное рабочее время по инициативе работодателя, составила 529 человек и по сравнению с предыдущим месяцем рост составил 2,1%. Численность работников, намеченных к высвобождению в следующем месяце составила 197 человек и по сравнению с ноябрем текущего года увеличилась на 77,5%.

По предварительным данным, номинальные денежные доходы в расчете на душу населения в январе-декабре 2010 года составили 22745,4 рублей в месяц и увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2009 года на 6,9%, реальные располагаемые денежные доходы также увеличились на 2,2%.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника республики в январе-ноябре 2010 года составила 27512,4 рублей, что выше уровня соответствующего периода 2009 года на 7,1%. Реальная заработная плата за указанный период повысилась на 1,0%.

На 1 октября 2011 года уровень общей безработицы в республике составил 8,4% от экономически активного населения, уровень зарегистрированной безработицы - 2%. По итогам 2011 года ожидается снижение общей безработицы на 3,4% к уровню 2010 года

Сегодня в сфере малого предпринимательства Якутии работает порядка 187 тысяч человек или  40% от общего числа занятых в экономике. Оборот малых предприятий в 2011 году оценивается в 85 млрд. рублей с ростом на 5% к 2010 году.

Информация о работе Безработица в России и ее структура: национальный и региональный аспекты