Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:12, курсовая работа
В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Понятие безработицы и причины ее образования ………………………… 4
Показатели безработицы ………………………………………………………. 9
Типы безработицы ……………………………………………………………. 10
Социально-экономические последствия безработицы ……………………. 15
Методы борьбы с безработицей ……………………………………………. 17
Безработица в России ……………………………………………………….. 20
Причины безработицы в России ………………………………………….. 24
Особенности безработицы в России и ее регулирование …………….. 27
Заключение …………………………………………………………………... 30
Использованная литература ………………………………………………… 33
В основе такой ситуации лежало,
во-первых, то, что экономические
ведомства и директора
различных административно
взваливаемых на него повинностей, не
относящихся к характеру его
деятельности: участие в уборке урожая,
в обеспечении сохранности
Директора государственных
предприятий нередко и по сей
день склонны мириться с наличием
избыточного персонала. Иное дело -
частные собственники, которые берут
под контроль предприятия в результате
их приватизации: они стремятся
иметь оптимальное количество работников,
т.е. возможно меньшее. Таким образом,
эта причина безработицы
Вторая причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обычным способом (кому нужны акции банкротов?), их придется предварительно санировать, а затем уже целиком продавать физическим или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить производственные инвестиции. Очевидно, что эти новые собственники рискнут стать таковыми лишь имея полную свободу освобождения от груза ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий безработицу.
Третья. Многие госпредприятия
восприняли либерализацию цен
как возможность их бесконтрольного
повышения с тем, чтобы не только
покрыть свои чрезмерные издержки,
но и значительно увеличить доход
(прибыль и зарплату). На первых порах
это широко удавалось. Однако такое
положение не может сохраняться
долго. Вскоре бесконтрольный рост цен
обернулся бумерангом многократного
удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих,
и в конечном счете - кризисом неплатежей
по всем технологическим цепочкам.
Он поразил не только потенциальных
банкротов, но и многие предприятия,
продукция которых нужна
Четвертая. Рыночные реформы ведут к успеху только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом. Очевидно, что в России, для экономики которой характерны глубокие диспропорции, прежде всего огромное разбухание группы А, служившей базой форсированного роста ВПК, такая перестройка породит массовую структурную безработицу.
Пятая. Наряду с приведенными
выше факторами массовой безработицы
в наших условиях действуют и
репродуцирующие безработицу
ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Процесс реформирования экономики
России показал, что наряду со свойственными
мировой цивилизации
Главная особенность безработицы в России связана с тем, что ее уровень оказался совершенно несопоставимым с размерами спада производства: при сокращении последнего за пять лет на 40% и более количество занятых в экономике уменьшилось на 1 млн. чел., т. е. на 1,5%. Уровень же безработицы официально оценивается приблизительно в 9 – 10%. Еще одна особенность – несравненно большие размеры скрытой безработицы и неформальной занятости; последняя стала оборотной стороной безработицы.
В России величина совокупной
безработицы определяется исходя из
количества граждан, ищущих работу
и зарегистрированных в качестве
безработных в Центрах
Таким образом, в Российской
Федерации выделяется два
среза безработицы: собственно
безработица, определяемая органами
статистики, и та ее часть,
которая регистрируется органами
государственной службы занятости.
Общее число безработных
в настоящее время
В результате людям,
нуждающимся в работе,
приходится в массовом порядке
обращаться к неформальным
формам самозанятости. Они
либо организуют собственное
нелегальное дело, либо эпизодически
подрабатывают у
Что касается скрытой безработицы, то количество работников, которые числятся на предприятиях, но фактически не работают, составляет сегодня, по расчетам Института труда Министерства труда РФ, более 6 млн. чел. Это примерно 12% занятых на крупных и средних предприятиях. Скрытую безработицу следует рассматривать как в принципе ненормальное явление.
Проблема безработицы в
России нашла отражение
в целом комплексе законов,
указов и постановлений
высших законодательных и
исполнительных органов власти.
Первый закон РСФСР «О
занятости населения в
РСФСР» был принят 19 апреля
1991г. Существенные изменения
и дополнения в решение
проблемы были внесены Законом
РФ «О занятости населения
в РФ» от 20 апреля
1996 г. Созданы Федеральная
государственная служба занятости
населения РФ и Государственный
фонд занятости населения
РФ. Разработана классификация
статистических данных о
составе рабочей силы,
экономической активности и
статусе в занятости. Ежегодно
Правительство РФ принимает
Федеральные программы
В России государство гарантирует безработным:
· выплату пособия;
· возмещение затрат в связи с переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;
· возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
· зачет в общий трудовой стаж времени получения пособия по безработице.
Пособие по безработице выплачивается в течение 12 месяцев, а для лиц предпенсионного возраста – в течение 24 календарных месяцев. Размер пособия: первые три месяца – 75% среднего заработка; с четвертого по седьмой месяцы – 60% заработка; с восьмого месяца – 45% заработка. Но во всех случаях размер пособия не должен превышать среднего заработка, сложившегося в данном регионе.
Существенно изменилось отношение российского общества к безработице. В 1990 –1992 гг. среди политиков и ученых преобладало мнение, что безработица положительно влияет на эффективность труда тех, кто пока занят, и что в целом безработица – это благо. Ныне, когда миллионы российских граждан на личном опыте узнали, что такое безработица, все более стала утверждаться мысль, что в социально ориентированной рыночной экономике безработица не допустима, что ее рост может привести к социальному взрыву. Предотвращение ускоренного роста безработицы и последующее сокращение ее становятся важнейшей задачей социальной политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Есть основания считать, что динамика безработицы в России останется примерно такой же, как до сих пор, т. е. в ближайшие годы будет расти, но, как и прежде, невысокими темпами. Для существенного сокращения масштабов безработицы необходимы экономический рост и соответствующая структурная перестройка экономики.
Арсенал средств собственно политики занятости достаточно широк и уже давно апробирован мировой практикой. Это различные способы субсидирования оплаты труда, механизм квотирования рабочих мест, организация оперативного переобучения граждан, стимулирование их территориального перераспределения, стимулирование работодателей к созданию рабочих мест для труда на условиях гибких режимов рабочего времени, регулирование совместительства и, наконец, организация временных общественных работ.
Активное использование этих механизмов в развитых странах, особенно общественных работ и других гибких форм занятости, обеспечивает высокую мобильность безработных и существенно снижает продолжительность безработицы. Такими механизмами необходимо овладевать и в нашей стране.
Со времени принятия Закона «О занятости населения в Российской Федерации» прошло более десяти лет. Условия, в которых он создавался, значительно отличались от нынешних с точки зрения и состояния российской экономики, и проводимой в стране социальной политики.
В начале 90-х годов главной задачей законодательства о занятости являлась гарантированная поддержка людей, временно оказавшихся без работы и желающих ее найти. К их числу относились граждане, потерявшие работу в результате сокращения штатов и уволенные по собственному желанию, вновь ищущие работу (молодежь, домохозяйки и т. п.), военнослужащие, уволенные в связи с сокращением Вооруженных сил, и члены их семей, инвалиды III группы и другие социально уязвимые категории населения.
Объем страховых взносов, перечисляемых работодателями в Государственный фонд занятости населения, значительно превышал расходы на реализацию службой занятости программ на рынке труда. Численность зарегистрированных по стране безработных на начало 1992 г. не превышала 100 тыс. человек, а объем средств ФГФЗН позволял обеспечить охват соответствующими программами более миллиона безработных. Избыток средств в фонде занятости породил определенный либерализм по отношению к работодателям, которые бесцеремонно выталкивали на улицу лишних работников, ничего не предпринимали для улучшения качества кадров. Да и увольняемые не предъявляли особых претензий к администрации предприятий, поскольку размер пособия по безработице был довольно высок и порой превышал величину зарплаты. Причем многие зарегистрированные безработные зачастую подрабатывали в сфере теневого бизнеса.
Тогда казалось, что если незанятым гражданам выплатить достойное пособие по безработице и предоставить возможность переобучаться по профессиям, востребованным рынком, то негативные социальные последствия «шоковой терапии» окажутся нивелированными.
Однако по мере нарастания кризисных явлений в экономике ситуация в области занятости продолжала ухудшаться, застойная безработица охватила многие регионы, неплатежи в фонд занятости стали массовыми, многие территории столкнулись с хронической нехваткой средств даже на выплату пособий. К сожалению, по прошествии десяти лет с момента начала реформ положение в лучшую сторону не изменилось.
Сегодня ощущается