Безработица в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 3

Понятие безработицы и причины ее образования ………………………… 4

Показатели безработицы ………………………………………………………. 9

Типы безработицы ……………………………………………………………. 10

Социально-экономические последствия безработицы ……………………. 15

Методы борьбы с безработицей ……………………………………………. 17

Безработица в России ……………………………………………………….. 20

Причины безработицы в России ………………………………………….. 24

Особенности безработицы в России и ее регулирование …………….. 27

Заключение …………………………………………………………………... 30

Использованная литература ………………………………………………… 33

Файлы: 1 файл

курсовик 1.docx

— 52.28 Кб (Скачать файл)

 

В основе такой ситуации лежало, во-первых, то, что экономические  ведомства и директора советских  предприятий руководствовались  укоренившимся догматом экономической  теории о принципиальной  несовместимости  социализма и безработицы; во-вторых, то, что излишек рабочей  силы  оказывался  практически  полезен  для отбывания предприятием

 

различных административно  взваливаемых на него повинностей, не относящихся  к характеру его  деятельности: участие в уборке урожая, в обеспечении сохранности продукции  на базах, в строительстве объектов соцкультбыта, в уборке улиц и т.п. Наконец, - и это, наверное, главное, - излишек персонала  можно было с успехом использовать для традиционных авралов по выполнению плана в  самом конце месяца, квартала или  года. Таким  образом, долгие годы существовала устойчивая и весьма массовая скрытая  безработица.

 

Директора государственных  предприятий нередко и по сей  день склонны мириться с наличием избыточного персонала. Иное дело - частные собственники, которые берут  под контроль предприятия в результате их приватизации:  они стремятся  иметь оптимальное количество работников, т.е. возможно меньшее. Таким образом, эта причина безработицы состоит  в том, что сам факт перехода к  частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает  выталкивание в ряды безработных  значительных  масс людей, которые  были безработными и раньше, но в  форме не открытой, как сейчас, а  скрытой.

 

Вторая причина. Переход  к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий  обнаруживает несостоятельность  многих из них, поскольку они не могут  приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия  едва ли реально приватизировать  обычным способом (кому нужны акции  банкротов?), их придется предварительно санировать, а затем уже целиком  продавать физическим или юридическим  частным лицам, согласным и способным  расплатиться с долгами и осуществить  производственные инвестиции. Очевидно,  что эти новые собственники рискнут  стать таковыми лишь имея полную свободу  освобождения от груза ненужного  персонала. А это - еще один канал, пополняющий  безработицу.

 

Третья. Многие госпредприятия восприняли  либерализацию цен  как возможность их бесконтрольного  повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На первых порах  это широко удавалось.  Однако такое  положение не может сохраняться  долго. Вскоре бесконтрольный рост цен  обернулся бумерангом многократного  удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и в конечном счете - кризисом неплатежей по всем технологическим  цепочкам. Он поразил не только потенциальных  банкротов, но и многие предприятия,  продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может  быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу.

 

Четвертая. Рыночные реформы  ведут к успеху только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику:  ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые  имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию  таких отраслей, продукция которых  не пользуется спросом. Очевидно, что  в России, для экономики которой  характерны  глубокие диспропорции, прежде всего огромное разбухание группы А, служившей базой  форсированного роста ВПК, такая перестройка  породит массовую  структурную  безработицу.

 

Пятая. Наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы  в наших условиях действуют  и  репродуцирующие безработицу специфические  факторы. Имеются в виду разрывы  сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ныне  независимыми государствами), а также между Россией и  странами Восточной Европы. Эти разрывы  резко ухудшили положение  предприятий  и по материально-техническому  снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу. Говоря о специфических для бывшего  СССР факторах, нельзя обойти и известный  факт наличия явно гипертрофированного  ВПК. Нормализация его удельного  веса в экономике служит весьма ощутимым фактором в уменьшении  общего количества рабочих мест, тем более, что решение  проблем конверсии военных  предприятий  оказалось на практике делом далеко не простым  и не быстрым. Поэтому  неудивительно, что на сегодня безработица  приняла наиболее острые формы именно в районах концентрации  военных  заводов.

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ  БЕЗРАБОТИЦЫ  В  РОССИИ   И   ЕЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

 

 

 

 

Процесс реформирования экономики  России показал, что наряду со свойственными  мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим  прогрессом и снижением безработицы, характером,  условиями труда  и его оплатой, существуют чисто  российские проблемы, связанные с  высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни  и эффективности труда, с недостаточной  территориально-отраслевой  мобильностью кадров, не всегда соответствующей  рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью  инфраструктуры рынка труда.

 

Главная  особенность  безработицы  в  России  связана  с  тем,  что  ее  уровень  оказался  совершенно  несопоставимым  с  размерами  спада  производства:  при  сокращении  последнего  за  пять  лет  на  40%  и  более  количество  занятых  в  экономике  уменьшилось  на  1 млн.  чел.,  т. е.  на  1,5%.  Уровень  же  безработицы  официально  оценивается  приблизительно  в 9 – 10%.  Еще  одна  особенность – несравненно  большие  размеры  скрытой  безработицы  и  неформальной  занятости;  последняя  стала  оборотной  стороной  безработицы.

 

В России величина совокупной безработицы определяется исходя из количества  граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве безработных в Центрах занятости (ЦЗ). Следовательно, из числа безработных  исключаются те, кто не имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве безработного не зарегистрирован.

 

          Таким  образом,  в  Российской  Федерации  выделяется  два   среза  безработицы:  собственно  безработица,  определяемая  органами  статистики,  и  та  ее  часть,  которая  регистрируется  органами  государственной  службы  занятости.  Общее  число  безработных   в  настоящее  время  приблизительно  8  млн.  чел. (из  них  около  2  млн.  чел.  зарегистрированы  в  службе  занятости).  Это   так  называемая  явная  безработица.  Однако  дело  не  только  в   размерах  безработицы.  Положение   безработного  сегодня  для   все  большего  числа  граждан,  нуждающихся  в  работе,  становится  неприемлемой  формой  существования.  Ни  государство   в  лице  службы  занятости,  ни  семья  не  могут  материально   поддержать  человека  в  период  поиска  работы.

 

 В  результате  людям,  нуждающимся  в  работе,  приходится  в  массовом  порядке   обращаться  к  неформальным  формам  самозанятости.  Они   либо  организуют  собственное   нелегальное  дело,  либо  эпизодически  подрабатывают  у  официального  работодателя  на  теневых   условиях.  Людям  нужна   работа  как  стабильный  источник  дохода.  Ее  режим,  характер,  условия  трудовой  деятельности  часто  значения  не  имеют.  Нецивилизованное  использование   рабочей  силы  в  неконтролируемой  экономике  ведет  к  профессиональной  деградации  граждан,  ухудшению  физического  и  морального  здоровья.

 

Что  касается  скрытой  безработицы,  то  количество  работников,  которые  числятся  на  предприятиях,  но  фактически  не  работают,  составляет  сегодня,  по  расчетам  Института  труда  Министерства  труда  РФ,  более  6 млн.  чел.  Это  примерно  12%  занятых  на  крупных  и  средних  предприятиях.  Скрытую  безработицу  следует  рассматривать  как  в  принципе  ненормальное  явление.

 

 

 

          Проблема  безработицы  в   России  нашла  отражение   в  целом  комплексе  законов,  указов  и  постановлений   высших  законодательных  и   исполнительных  органов  власти.  Первый  закон  РСФСР  «О  занятости  населения  в   РСФСР»  был  принят  19  апреля  1991г.  Существенные  изменения   и  дополнения  в  решение   проблемы  были  внесены  Законом   РФ  «О  занятости  населения   в  РФ»  от  20  апреля  1996 г.  Созданы  Федеральная   государственная  служба  занятости   населения  РФ  и  Государственный   фонд  занятости  населения   РФ.  Разработана  классификация   статистических  данных  о   составе  рабочей  силы,  экономической  активности  и   статусе  в  занятости.  Ежегодно  Правительство  РФ  принимает   Федеральные  программы  содействия  занятости  населения.  Разработана   Комплексная  программа  мер   по  созданию  и  сохранению  рабочих  мест  на  1996 – 2000 гг.[2] 

 

          В  России  государство  гарантирует   безработным:

 

·   выплату  пособия;

 

·   возмещение  затрат  в  связи  с  переездом  в  другую  местность  для  трудоустройства  по  предложению  органов  службы  занятости;

 

·   возможность  участия  в  оплачиваемых  общественных  работах;

 

·   зачет  в  общий  трудовой  стаж  времени  получения  пособия  по  безработице.

 

       Пособие   по  безработице  выплачивается   в  течение  12  месяцев,  а   для  лиц  предпенсионного   возраста – в  течение  24  календарных  месяцев.  Размер  пособия:  первые  три  месяца – 75%  среднего  заработка;  с  четвертого  по  седьмой  месяцы – 60%  заработка;  с  восьмого  месяца – 45%  заработка.  Но  во  всех  случаях  размер  пособия  не  должен  превышать  среднего  заработка,  сложившегося  в  данном  регионе.

 

 

 

Существенно  изменилось  отношение  российского  общества  к  безработице.  В  1990 –1992 гг.  среди  политиков  и  ученых  преобладало  мнение,  что  безработица  положительно  влияет  на  эффективность  труда  тех,  кто  пока  занят,  и  что  в  целом  безработица  – это  благо.  Ныне,  когда  миллионы  российских  граждан  на  личном  опыте  узнали,  что  такое  безработица,  все  более  стала  утверждаться  мысль,  что  в  социально  ориентированной  рыночной  экономике  безработица  не  допустима,  что  ее  рост  может  привести  к  социальному  взрыву.  Предотвращение  ускоренного  роста  безработицы  и  последующее  сокращение  ее  становятся  важнейшей  задачей  социальной  политики.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Есть  основания  считать,  что  динамика  безработицы  в  России  останется  примерно  такой  же,  как  до  сих  пор,  т. е.  в  ближайшие  годы  будет  расти,  но,  как  и  прежде,  невысокими  темпами.  Для  существенного  сокращения  масштабов  безработицы  необходимы  экономический  рост  и  соответствующая  структурная  перестройка  экономики.

 

Арсенал  средств  собственно  политики  занятости  достаточно  широк  и  уже  давно  апробирован  мировой  практикой.  Это  различные  способы    субсидирования  оплаты  труда,  механизм  квотирования  рабочих  мест,  организация  оперативного  переобучения  граждан,  стимулирование  их  территориального  перераспределения,  стимулирование  работодателей  к  созданию  рабочих  мест  для  труда  на  условиях  гибких  режимов  рабочего  времени,  регулирование  совместительства  и,  наконец,  организация  временных  общественных  работ.

 

Активное  использование  этих  механизмов  в  развитых  странах,  особенно  общественных  работ  и  других  гибких  форм  занятости,  обеспечивает  высокую  мобильность  безработных  и  существенно  снижает  продолжительность  безработицы.  Такими  механизмами  необходимо  овладевать  и  в  нашей  стране.

 

 

 

Со  времени  принятия  Закона  «О  занятости  населения  в  Российской  Федерации»  прошло  более  десяти  лет.  Условия,  в  которых  он  создавался,  значительно  отличались  от  нынешних  с  точки  зрения  и  состояния  российской  экономики,  и  проводимой  в  стране  социальной  политики. 

 

В  начале  90-х  годов  главной  задачей  законодательства  о  занятости  являлась  гарантированная  поддержка  людей,  временно  оказавшихся  без  работы  и  желающих  ее  найти.  К  их  числу  относились  граждане,  потерявшие  работу  в  результате  сокращения  штатов  и  уволенные  по  собственному  желанию,  вновь  ищущие  работу  (молодежь,  домохозяйки  и  т. п.),  военнослужащие,  уволенные  в  связи  с  сокращением  Вооруженных  сил,  и  члены  их  семей,  инвалиды  III  группы  и  другие  социально  уязвимые  категории  населения. 

 

Объем  страховых  взносов,  перечисляемых  работодателями  в  Государственный  фонд  занятости  населения,  значительно  превышал  расходы  на  реализацию  службой  занятости  программ  на  рынке  труда.  Численность  зарегистрированных  по  стране  безработных  на  начало  1992  г.  не  превышала  100 тыс.  человек,  а  объем  средств  ФГФЗН  позволял  обеспечить  охват  соответствующими  программами  более  миллиона  безработных.  Избыток  средств  в  фонде  занятости  породил  определенный  либерализм  по  отношению  к  работодателям,  которые  бесцеремонно  выталкивали  на  улицу  лишних  работников,  ничего  не  предпринимали  для  улучшения  качества  кадров.  Да  и  увольняемые  не  предъявляли  особых  претензий  к  администрации  предприятий,  поскольку  размер  пособия  по  безработице  был  довольно  высок  и  порой  превышал  величину  зарплаты.  Причем  многие  зарегистрированные  безработные  зачастую  подрабатывали  в  сфере  теневого  бизнеса.

 

Тогда  казалось,  что  если  незанятым  гражданам  выплатить  достойное  пособие  по  безработице  и  предоставить  возможность  переобучаться  по  профессиям,  востребованным  рынком,  то  негативные  социальные  последствия  «шоковой  терапии»  окажутся  нивелированными.

 

Однако  по  мере  нарастания  кризисных  явлений  в  экономике  ситуация  в  области  занятости  продолжала  ухудшаться,  застойная  безработица  охватила  многие  регионы,  неплатежи  в  фонд  занятости  стали  массовыми,  многие  территории  столкнулись  с  хронической  нехваткой  средств  даже  на  выплату  пособий.  К  сожалению,  по  прошествии  десяти  лет  с  момента  начала  реформ  положение  в  лучшую  сторону  не  изменилось.

 

          Сегодня  ощущается  настоятельная   необходимость  в  выработке   новых  подходов  к  решению   проблемы  безработицы.  Прежде  всего  речь  идет  о  совершенствовании   законодательства  о  занятости   с  точки  зрения  правил  взаимодействия  субъектов  рынка   труда  (государства,  работодателей,  профсоюзов  и  наемных  работников  как  плательщиков  страховых   взносов),  изменения  условий   присвоения  статуса  безработного,  повышения  ответственности   работодателей  и  профсоюзов  за  соблюдение  КЗоТа,  усиления  роли  региональных  администраций   в  регулировании  положения   на  местных  рынках  труда.  Если  законодательство  оставить  без  изменений,  безработица   превратится  в  мощный  катализатор   социального  напряжения.  Уже   в  ближайшее  время  количество  безработных  может  превысить  20%  численности  трудоспособного   населения.

Информация о работе Безработица в рыночной экономике