Безработица в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование причин и структуры безработицы в современной России.
Задачи исследования:
Рассмотреть теоретические основы безработицы.
Изучить виды безработицы и методы расчета уровня безработицы.
Выявить причины безработицы в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
Сущность безработицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Виды безработицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
Методы измерения безработицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Предпосылки безработицы в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Экономические реформы 90-ых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Структура и уровень безработицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Динамика безработицы в период 1992-2009 гг. . . . . . . . . . . . . . . 29
Динамика безработицы в период 2010-2013 гг. . . . . . . . . . . . . . . 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

В основе такой ситуации лежало, во-первых, то, что экономические ведомства и директора советских предприятий руководствовались укоренившимся догматом экономической теории о принципиальной несовместимости социализма и безработицы; во-вторых, то, что излишек рабочей силы оказывался практически полезен для отбывания предприятием

различных административно взваливаемых на него повинностей, не относящихся к характеру его деятельности: участие в уборке урожая, в обеспечении сохранности продукции на базах, в строительстве объектов соцкультбыта, в уборке улиц и т.п. Наконец, - и это, наверное, главное, - излишек персонала можно было с успехом использовать для традиционных авралов по выполнению плана в самом конце месяца, квартала или года. Таким образом, долгие годы существовала устойчивая и весьма массовая скрытая безработица.

Директора государственных предприятий нередко и по сей день склонны мириться с наличием избыточного персонала. Иное дело - частные собственники, которые берут под контроль предприятия в результате их приватизации: они стремятся иметь оптимальное количество работников, т.е. возможно меньшее. Таким образом, эта причина безработицы состоит в том, что сам факт перехода к частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает выталкивание в ряды безработных значительных масс людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, как сейчас, а скрытой.

Вторая причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обычным способом (кому нужны акции банкротов?), их придется предварительно санировать, а затем уже целиком продавать физическим или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить производственные инвестиции. Очевидно, что эти новые собственники рискнут стать таковыми лишь имея полную свободу освобождения от груза ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий безработицу.

Третья. Многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На первых порах это широко удавалось. Однако такое положение не может сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и в конечном счете - кризисом неплатежей по всем технологическим цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу.

Четвертая. Рыночные реформы ведут к успеху только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом. Очевидно, что в России, для экономики которой характерны глубокие диспропорции, прежде всего огромное разбухание группы А, служившей базой форсированного роста ВПК, такая перестройка породит массовую структурную безработицу.

Пятая. Наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших условиях действуют и репродуцирующие безработицу специфические факторы. Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ныне независимыми государствами), а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение предприятий и по материально-техническому снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу. Говоря о специфических для бывшего СССР факторах, нельзя обойти и известный факт наличия явно гипертрофированного ВПК. Нормализация его удельного веса в экономике служит весьма ощутимым фактором в уменьшении общего количества рабочих мест, тем более, что решение проблем конверсии военных предприятий оказалось на практике делом далеко не простым и не быстрым. Поэтому неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболее острые формы именно в районах концентрации военных заводов. [3. стр.220, 7.]

Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными. [14. стр.45]

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Экономические реформы 90-ых как главная причина безработицы

Распад Советского Союза позволил российским властям более энергично взяться за подготовку и осуществление реформ в области экономики. Крах экономической политики союзного руководства отличавшейся нерешительными и непродуманными действиями и решениями с оглядкой на традиционные методы социалистического хозяйствования, подтолкнул Б.Н.Ельцина предпринять более радикальные и решительные шаги по реформированию разрушающейся экономики России. В октябре 1991 года он изложил программу радикальных рыночных преобразований. Она предусматривала либерализацию цен, приватизацию и акционирование в промышленности и сельском хозяйстве, проведение антимонопольной политики и сбалансированных капиталовложений при сокращении необоснованных расходов, адресную систему социальной помощи наименее обеспеченным слоям населения, а также ориентацию на помощь западных финансовых структур.

Проведение этих преобразований значительно осложнялось тем, что Россия, провозгласив себя правопреемницей СССР, унаследовала не только союзную собственность на своей территории, включая и остатки золотого запаса, но и свои обязательства и долги перед кредиторами бывшего СССР. Раздел союзной собственности между бывшими республиками СССР, а ныне суверенными государствами сопровождался разрушением единого, складывавшегося десятилетиями народнохозяйственного комплекса. 

В связи с этим резко усилился экономический кризис во всех новых независимых государствах. Для России четко обозначилась проблема так называемой «рублевой зоны», не позволявшая пока стабилизировать денежный и валютный рынок.

1 января 1992 года российское  правительство под руководством  Е.Т.Гайдара приступило к реализации задуманных экономических реформ. В отличие от «Программы 500 дней», начавшаяся реформа предусматривала сначала «отпуск» (либерализацию) цен, а затем только осуществление поэтапной приватизации. При этом полностью упразднялась централизованная система распределения материальных ресурсов. В результате освобождения цен с 1 января 1992 года денежные накопления населения были по существу конфискованы государством. При еще сохранявшейся в стране сверхмонополизации экономики цены с января 1992 года резко возросли (в 100-150 раз). Средняя же зарплата при этом увеличилась только примерно на порядок (в 10—15 раз). От этого очень сильно пострадало подавляющее большинство населения страны, но особенно — работники бюджетной сферы.

Следующий шаг в осуществлении экономической реформы предусматривал приватизацию государственной собственности, которая началась с осени 1992 года. Так как денежных накоплений у населения в результате осуществления первых шагов реформаторов, названных «шоковой терапией», не было, покупать акции и другие ценные бумаги предприятий, подлежащих разгосударствлению, оно не имело возможности. Поэтому правительству Е. Т. Гайдара в спешке летом этого же года пришлось разработать программу так называемой «ваучерной» приватизации. Началась выдача всему населению страны приватизационных чеков (ваучеров), которые, как было задумано, можно было обменять на акции, что подразумевало в перспективе получение доходов для вкладчиков. 

Однако подавляющее большинство россиян так и не стало собственниками (а это предусматривалось творцами «ваучерной» приватизации). Сразу же после всеобщей раздачи приватизационных чеков населению началась их неконтролируемая скупка дельцами «теневого» бизнеса или же финансовыми структурами, как отечественными, так и зарубежными. Многие инвестиционные фонды, родившиеся в этот период, оказались не готовы рационально распорядиться приватизационными чеками, которые доверило им население. Некоторые из них вскоре попросту лопнули, а ряд их руководителей скрылся. Все это было расценено подавляющей массой населения России как обман и до сих пор является объектом острой критики оппонентов рыночных преобразований. 

В области финансовой политики действия кабинета Е. Т. Гайдара также не увенчались успехом. Жесткая кредитная политика, которую пыталось проводить правительство, оказалась под огнем критики противников курса радикальных экономических реформ, требовавших новых кредитов убыточным предприятиям России. Государства СНГ, в которых рубль оставался средством платежа, также требовали новых денег, не затрудняя себя разработкой и заключением экономических взаимовыгодных договоров с Россией.

Левые политические силы и профсоюзы, видя обвальное снижение жизненного уровня населения, вполне справедливо критиковали действия правительства и в финансовой области. 

К январю 1993 года в России было напечатано денег в 4 раза больше, чем в середине 1992 года. Эти деньги не были ничем обеспечены. Столь массированная эмиссия денежных знаков автоматически привела к их обесцениванию, что определило новый виток инфляции и рост цен. Все это происходило на фоне значительного спада промышленного производства, достигшего за год проведения реформы 35%. Несмотря на то, что полки ранее пустовавших магазинов наполнялись продуктами и товарами, высокие цены делали их недоступными для населения страны. В связи с этим значительно сократилось потребление продуктов питания, на которые в большинстве семей уходило уже почти три четверти их заработка.

Надежды правительства реформаторов на помощь западных финансовых структур не оправдались, так как банкиры и руководители международных финансовых организаций опасались ввиду неустойчивости экономической и политической ситуации в России предоставить кредиты. Некоторые из них обусловили такую помощь политическими требованиями (например, Япония возвратом островов Курильской гряды) или же проведением жестких экономических мероприятий, еще более ухудшавших положение практически нищенствовавших основных слоев населения России.

За 1992 год дельцам «теневого» бизнеса и крупными отечественным биржевикам и банкирам удалось перевести более 17 миллиардов долларов в зарубежные банки. Совершенно очевидно, что эти средства были получены ими в том числе и путем криминального изъятия части средств своего населения, еще не обладавшего необходимым уровнем экономической культуры и не знавшего принципов действия рыночных отношений.

В результате главная задача первого года проведения экономической реформы, заключавшаяся в достижении стабилизации на макроэкономическом уровне (учет и контроль общих стоимостных показателей — национального дохода, совокупного общественного продукта, стоимости основных производственных фондов и т.п.) за счет микроэкономических показателей (производство и затраты отдельных предприятий, спрос индивидуальных потребителей, цены товаров и другие), так и не была выполнена. Недовольство курсом реформ правительства Е.Т. Гайдара грозило настоящим социальным взрывом. Учитывая это, VII съезд народных депутатов в декабре 1992 года отправил его в отставку. Новым премьер-министром стал В.С. Черномырдин, бывший министр газовой промышленности СССР.

Одним из последствий проведения данных реформ стало увеличение уровня безработицы. Уже в 1992г. были зарегистрированы первые официальные безработные. Болезненный переход к рыночным отношениям стал мощным толчком к этой макроэкономической проблеме. [2. стр. 410]

      1. Структура и уровень безработицы
        1. Период 1992-2009 гг.

С момента окончания 1992 г., всего через год и 18 дней после перехода к рыночным отношениям в органах службы занятости населения России (на биржах труда) уже были зарегистрированы первые официальные безработные.

Становление проблемы безработицы в России, как оказалось, напрямую связано с переходом к рыночной экономике, в связи с чем безработица, характеризуемая наличием определѐнного количества трудоспособного населения, не имеющего постоянного места работы ⎼ это сегодня объективная реальность рыночной экономики, для которой, наряду с другими рынками, характерен рынок рабочей силы. Положение в сфере трудовых отношений России усугубилось ещѐ и тем, что прежние механизмы поддержания относительного соответствия между спросом и предложением рабочей силы были разрушены, а новые не созданы. Поэтому именно первые несколько лет с начала рыночных отношений проблема безработицы, с которой население России десятилетиями не сталкивалась, встала серьѐзно. С этого момента Правительство страны было вынуждено начинать знакомиться с новыми методами управления сферой трудовых отношений, формировать новые механизмы управления данной сферой, контролировать состояние нового для страны явления ⎼ рынок труда. Поэтому в России, начиная с 1992 г., проблема безработицы впервые после 1930 г., когда была закрыта последняя биржа труда, из области теоретической перешла в практическую, уровень зарегистрированной безработицы на начало 1992 г. составлял 0,1 % экономически активного населения.

Информация о работе Безработица в современной России