Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 22:24, курсовая работа
Задачи написания курсовой работы:
• раскрыть основные причины и виды безработицы.
• пояснить понятия: фрикционная, структурная и циклическая безработица, безработица добровольная, вынужденная, скрытая и застойная.
• раскрыть понятие естественного уровня безработицы и как он измеряется.
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования безработицы.
1.1 Основные понятия и характеристики безработицы
1.2 Виды безработицы
1.3 Уровень безработицы, как он измеряется
Глава 2. Биржа труда, методы регулирования безработицы.
2.1 Социальные последствия безработицы и политика занятости
2.2 Меры регулирования занятости
2.3 Государственная служба занятости населения и ее функции
Глава 3 Особенности рынка труда и безработицы в России
Заключение
Список использованной литературы
Безработные со средним образованием более равномерно распределились по группам с разным уровнем материального благополучия. Чаще всего их можно отнести к бедным. Общий удельный вес бедных и нищих респондентов среди них почти также высок, как у безработных с начальным образованием.
У лиц, окончивших ПТУ, распределение
доходов соответствует
Таким образом, высокий образовательный статус помогает лучше перенести социальное падение.
2.2. Меры регулирования занятости.
Становление рыночных отношений всегда
затрагивает одну из важнейших сфер
экономики – занятость трудовых
ресурсов. В дореформенный период
обеспечение занятости
Отличительной особенностью рыночной экономики является то, что человек самостоятельно принимает решение о том, работать ему или нет. Государство не вправе заставить его трудиться, что закреплено в “Законе о занятости”.
Стремление обеспечить практически
стопроцентную занятость
Анализ состояния в трудовой сфере и современного рынка труда свидетельствует, что развитие сферы занятости отстает от экономического реформирования. Поэтому рынок труда продолжает находиться на начальной стадии своего развития, проявлением чего является высокий уровень скрытой безработицы, деформированная связь между трудовым вкладом работника и его доходами, сохранением масштабов невыплат заработной платы и т. д.
Общий анализ рынка труда показал,
что процессы движения рабочей силы
во многом повторяются: активация найма
рабочей силы сменяется ростом ее
выбытия с практически
Сейчас высвобождение
В дальнейшем формирование рынка труда будет происходить за счет:
работников, высвобождаемых из различных отраслей народного хозяйства;
молодежи, которая впервые вступает в трудовую деятельность;
женщины, имеющих малолетних детей;
лиц, высвобождаемых из мест лишения свободы;
текучесть кадров;
временно незанятого населения;
пенсионеров по возрасту, инвалидов;
военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил.
Ограниченность возможностей органов
труда и занятости проявилась
в оценке перспектив включения в
круг их работы проведения мероприятий
по выявлению и регистрации
В заключении хотелось бы отметить, что
в рамках Государственной программы
занятости населения необходимо
отработать механизм поиска “золотой
середины” между
2.3. Государственная служба
Биржа труда — учреждение, осуществляющее
посредничество между рабочими и
предпринимателями при
Первые биржи труда были открыты в первой половине XIX в. В России биржи труда возникли в начале XX в. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда в России до 1917 г. получили широкое распространение платные частные посреднические конторы.
Оказаться без работы еще не означает стать безработным, нужно зарегистрироваться на бирже труда и получить статус безработного. Безработным может стать человек, достигший трудоспособного возраста; не имеющий работы и заработка; готовый приступить к работе, зарегистрированный в службе занятости в целях поиска подходящей работы.
В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные службы занятости населения, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.
Для реализации государственной политики
в области занятости населения
и обеспечения гражданам
В связи с этим, нового определения
потребовало понятие занятости.
С одной стороны, признается законной
добровольная незанятость граждан.
Она не может, как раньше, осуждаться
обществом или служить
Законодательство
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.
Функции службы занятости многообразны:
Анализ и прогнозирование
Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника.
Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
Оказание помощи гражданам в
выборе подходящей работы, а работодателям
- в подборе необходимых
Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.
Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
В настоящее время уровень
Оказание услуг в
Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи.
В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан принять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.
Оплата стоимости
Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
Подготовка предложений и
Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.
Таким образом, функции Государственной
службы занятости значительно
Несколько лучше ситуация в области содействия самозанятости и предпринимательской деятельности граждан. Результаты здесь таковы: с 1994 г. по июнь 1996 г. более 7 тыс. безработных стали владельцами малых предприятий или фермерских хозяйств, в которых было создано более 20,4 рабочих мест для безработных. Индивидуальной предпринимательской деятельностью занялись 59 тыс. человек, ранее лишившихся работы.
В 2000 - 2001 годах ожидается переход
части скрытой безработицы в
открытую, но служба занятости с
ее скудным фондом в такой ситуации
не сможет оказать серьезную помощь.
Она не обладает необходимой информационной
базой, а также достаточной