Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 22:24, курсовая работа
Задачи написания курсовой работы:
• раскрыть основные причины и виды безработицы.
• пояснить понятия: фрикционная, структурная и циклическая безработица, безработица добровольная, вынужденная, скрытая и застойная.
• раскрыть понятие естественного уровня безработицы и как он измеряется.
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования безработицы.
1.1 Основные понятия и характеристики безработицы
1.2 Виды безработицы
1.3 Уровень безработицы, как он измеряется
Глава 2. Биржа труда, методы регулирования безработицы.
2.1 Социальные последствия безработицы и политика занятости
2.2 Меры регулирования занятости
2.3 Государственная служба занятости населения и ее функции
Глава 3 Особенности рынка труда и безработицы в России
Заключение
Список использованной литературы
Глава 3. РЫНОК ТРУДА В РОССИИ.
При переходе к рыночной модели экономического развития одна из наиболее сложных проблем - формирование рынка труда.
С целью моделирования
Макроэкономическая модель предполагает разделение отраслей народного хозяйства по признакам (функциональному, степени взаимозаменяемости труда и капитала) и качественным характеристикам используемых трудовых ресурсов (производственная сфера, включающая отрасли материального производства без торговли, сфера услуг, бюджетная сфера - наука, культура, образование).
В настоящее время прочно утвердилось
представление о том, что рынок
труда - это безработица, предложение
труда ассоциируется с
В соответствии с современной экономической
теорией существование и
большое количество независимых субъектов, представляющих сторону спроса и сторону предложения на рынке труда;
рыночные мотивации поведения экономических субъектов на рынке труда;
экономическая свобода, или свобода выбора для субъектов на рынке труда;
высокая степень потенциальной мобильности субъектов на рынке труда
общая рыночная (конкурентная) среда в экономике.
Становление рынка труда в России происходит не только в результате усилий реформаторов, но и благодаря развитию общества, вставшего на путь перехода к рыночной экономике.
Из - за низкой материальной обеспеченности россиян и, в особенности, безработных, а также вследствие высокой социальной напряженности в обществе, уровень безработицы, вызывающей социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе.
Анализ ситуации в сфере занятости в России показывает, что с точки зрения коллективной характеристики безработицы есть основание говорить о трех ее уровнях - естественном, приемлемом и массовом.
В каждой стране складывается свой естественный уровень безработицы, обусловленный ее географическими размерами, системой коммуникаций, темпами развития экономики и т.п.
Международный опыт позволяет убеждать, что безработица в пределах 5 - 7% от экономически активного населения не только неизбежна, но и вполне приемлема, поскольку совместима с поддержанием нормальной социально-экономической жизни в стране. Другое дело - массовая безработица, которая может привести к дестабилизации социально-экономической жизни в стране. Речь не идет о каком-то едином уровне безработицы, который постоянно может рассматриваться как общественно опасный. Изменения, происходящие в жизни общества, могут повышать или понижать критический порог. Задача состоит в том, чтобы правильно оценивать и учитывать его при реализации программы конкретных действий.
В обсуждаемых сейчас программах выхода экономики России из кризиса безработица трактуется как результат и следствие экономической политики, а потому борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования. И виной тому не только гипертрофированное внимание к финансовой стороне российского кризиса и не только невнимание к социальной цене идущих в экономике перемен. В этих программах не учитывается, что безработица выходит - точнее говоря, вышла на уровень, в весьма заметной степени предопределяющий ее грядущую динамику.
Уровень безработицы достигнутый в 1993-1994 годах, заведомо гарантирует, что кризис занятости будет продолжаться в течении по меньшей мере нескольких последующих лет. Возникнут разнообразные социально - экономические диспропорции, в том числе - резкие региональные различия в динамике занятости, сегментация рынка труда, его маргинализация. И безработица, точнее ее резкий рост, запустит в действие механизм дополнительного, кумулятивного снижения деловой активности. Одной из глубинных “самовоспроизводящихся” причин роста безработицы станет, например, резко нарастающая в последнее время социально - экономическая дифферентация общества, которая, естественно, по мере роста безработицы будет усугубляться и которая перераспределит национальный доход в пользу элитных слоев населения. Последние не могут сформировать мощного спроса на предметы массового потребления, а уж тем более отечественного производства, поэтому существенная дифферентация населения по доходам будет способствовать дальнейшей стагнации производства - и следовательно, безработице.
Оценку влияния резких макроструктурных
сдвигов на динамику занятости следует
измерять по отношению к так называемому
естественному уровню безработицы,
то есть к той норме безработицы,
которая устанавливается в
Следует отметить, что в промышленно
развитых странах этот показатель существенно
(как правило, вдвое) выше. Не вдаваясь
в подробности, назовем основные
причины такого различия: в странах
Запада выше стоимость рабочей силы,
более высокое соотношение
Главной особенностью процессов на российском рынке труда в последние два года стало то, что рост безработицы не принял масштабов, адекватных колоссальному спаду производства. Объяснение этому находится в том, что спад производства более выразился в резком снижении производительности труда, чем в росте открытой безработицы. С другой стороны, большая армия “частично” безработных, длительное время находящихся под угрозой увольнения, являющаяся еще одной из характерных черт российского рынка труда, дает объяснение его неадекватной реакции на спад производства.
Анализируя особенности
Еще одной чертой российского рынка труда является то, что на многих предприятиях промышленности, особенно крупных, до 20 -25% занятых фактически являются лишними и используются на работах, не связанных с их основной производственной деятельностью и не соответствующих их уровню образования, т.е. существует скрытая безработица.
Далее приводятся статистические данные
характеризующие уровень
Численность экономически активного населения к концу октября 2000г. составила, по оценке, 72,3 млн.человек, или около 50% от общей численности населения страны.
Преобладающая часть занятого населения сосредоточена на крупных и средних предприятиях и организациях. В сентябре 2000г. на них работало 41,8 млн.человек, или 64,2% общей численности занятых. Кроме того, для работы на крупных и средних предприятиях и организациях привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1870,3 тыс.человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников на крупных и средних предприятиях и организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, составило в сентябре 2000г. 43679,5 тыс. и практически осталось на уровне сентября 1999 года.
Таблица № 2.
Динамика числа замещенных рабочих мест на предприятиях и в организациях
(без субъектов малого
Сентябрь 2000г., тысяч
В % к
сентябрю 1999г.
августу 2000г.
Январь-сентябрь 2000г.
в % к январю-сентябрю 1999г.
Справочно
сентябрь 1999г. в % к
сентябрю 1998г.
августу 1999г.
январь-сентябрь
1999г.
в % к январю-сентябрю 1998г.
Всего замещенных рабочих
мест (работников)
43679,5
100,0
99,9
100,7
99,1
100,1
97,9
в том числе:
Работников списочного состава
(без внешних совместителей)
41809,2
99,9
99,6
100,5
98,9
99,9
97,7
Внешних совместителей
868,8
103,6
111,7
102,6
98,1
111,5
96,2
Работников, выполнявших
работы по договорам граж-
данско-правового характера
1001,5
102,2
101,6
106,3
112,7
103,9
105,9
Безработица. В конце октября 2000г., по оценке, 7,2 млн.человек, или 10,0% экономически активного населения не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные), в органах службы занятости в качестве безработных было зарегистрировано 1,0 млн.человек, или 1,3% экономически активного населения.
Таблица № 3.
Динамика численности
на конец месяца
Общая численность безработных
Численность официально зарегистрированных безработных
тыс. человек
в % к
соответствующему периоду
предыдущему периоду
тыс. человек
в % к
Соответствующему периоду
преды-
дущему периоду
1999г.
I квартал (в среднем за месяц)
10183
121,4
109,1
1938
98,3
103,7
II квартал (в среднем за месяц)
9180
110,8
90,2
1724
92,4
89,0
III квартал (в среднем за месяц)
8731
104,7
95,1
1421
80,8
82,4
IV квартал (в среднем за месяц)
8973
96,1
102,8
1269
67,9
89,3
Год (в среднем за месяц)
9267
107,9
1588
85,1
2000г.
I квартал (в среднем за месяц)
8524
83,7
95,0
1222
63,1
96,3
II квартал (в среднем за месяц)
7500
81,7
88,0
1076
62,4
88,1
III квартал (в среднем за месяц)
7145
81,8
95,3
981
69,1
91,2
Октябрь
7198
80,7
100,7
968
75,5
100,04
Определенные надежды на расширение
в будущем возможности
Заключение.
Путь выхода из кризиса определяется, прежде всего, стратегией развития государства и пределом социальной терпимости общества. Наиболее сложным в переходный период является поддержание доверия населения к проводимым реформам. Между тем государство в настоящее время, похоже, своеобразно цитируя М. Фридмена, считает, что население должно само о себе позаботиться.
Для кардинального решения проблем
безработицы надо в корне менять
политику занятости. И в особенности
федеральный закон. Нельзя сегодня
пассивно сдерживать безработицу. Нельзя
допустить, чтобы при переходе в
XXI век фигурировала катастрофически
большая величина безработицы. Только
целенаправленное активное повышение
уровня занятости населения на действующих
и на вновь создаваемых
Давно назрела необходимость
В безработицу все в большей мере втягиваются как мужчины, так и женщины. А это означает, что все больше становится детей и подростков, растущих в такой обстановке, когда они не видят, чтобы их отцы и матери когда-либо ходили на работу.
Растет число убыточных
Проблема существует - это факт. Но первые шаги к ее преодолению уже сделаны. Государственная программа уже принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и нуждается в активной государственной поддержке. Принятый курс новых реформ, нововведений, ориентированны в основном на молодежь. Ведь именно нам, кому в будущем придется взять на себя все бразды правления государством, и нужно будет решать уже на сегодняшний день ставшие неотложными проблемы.
Особую актуальность приобретают
в настоящее время вопросы
совершенствования